ADK> Разработка Харриера шла долго и упорно, потому что у англичан выхода другого не было. Нормальные АВ под нормальные самолеты не давали строить политики, а те что имелись только для СВВП подходили.
Можно подумать, что у нас было по-другому...
ADK> Если бы на разработку Як-38 израсходовали сравнимые ресурсы (в том числе по времени), то и результат наверняка мог быть другим.
Harrier: первый полет - 1960 г., начало пр-ва - 1967 г., первая сформированная эскадрилья - 1969 г.
Як-38: первый полет - 1970 г., начало пр-ва - 1974 г., принят на вооружение - 1977 г.
Полагаете, разница в два года критична? А если еще учесть игры с Як-36, то у наших и поболее срок будет.
Что касается средств, то я не берусь их сравнивать - данных нет. Полагаю, что тоже сопоставимо - наши вбухали в Як-38 очень много...
Результат известен: "Вот взмывает в небо Як, и на палубу - х..як!!!" (с - фольклор палубной авиации)
ADK> А американцы его взяли для корпуса морской пехоты в качестве легкого штурмовика. Зачем самим разрабатывать, если можно взять готовый.
Угу, взяли - после того, как сами достаточно намудохались. Навскидку: XV-5A Vertifan, XF-109, XFV-12A... Кстати, последний участвовал в конкурсе КМП США, который выиграл Harrier. Там было два "европейца" и четыре местных проекта.
ADK> Интересно то, что на легких АВ других стран применяется именно американский вариант AV-8B.
Да, AV-8 был серьезно доработан (хотя Harrier, ЕМНИС, начиная с версии Gr.5, примерно аналогичен). Но одна вещь осталась практически неизменной - это ДВИГАТЕЛЬ. Именно "Пегас" на 90% обеспечил успех англичан, и создать что-то сопоставимое не смог никто.
ADK> Вспомнил, что в 80-90х шла проработка нового варианта базирования СВВП на кораблях класса фрегат-эсминец.
Да, я помню - т.н. система Sky Hook. Но это решает (теоретически) лишь проблему "палубы" - вертикальный режим, сжирающий дальность, остается.
Более того, "с крюка" нельзя взлететь с увеличенной массой, как это делает Harrier с рампы. ЕМНИС, именно это соображение и привело к закрытию проекта.
"Тот, кто надевает шоры, должен помнить, что в комплект еще входят узда и кнут" (Станислав Ежи Лец)