Fakir> Толк есть для быстрых перевозок, пассажирских и грузовых. Намного быстрее, чем судами, и дешевле, чем самолётами. Но надо, чтобы между пунктами назначения была ровная поверхность - достаточно спокойное море (но практически в любом море, даже в бурном Охотском, волнение редко превышает 4-5 баллов), либо пустыня, либо степь, либо тундра и т.п.
Fakir> Для каких-нибудь островных гос-в - Индонезия там, Багамы и т.д. - экранопланы, наверное, весьма актуальны.
Fakir> Насколько широкое применение они могли бы получить в России - отдельный вопрос.
Fakir> Но ниша у экранопланов, конечно, узкая. И военных перспектив, ИМХО, на порядок меньше, чем гражданских.
Мое мнение как дилетанта в экранопланах:)
Чтобы понять возможности экранопланов, надо плясать от печки, т.е от технических характеристик.
Возьмем, например, реально существующий экраноплан типа «Лунь» (или «Спасатель»). Вес 400 тонн, маршевая скорость 450-550 км/ч, дальность 3000 км. И главная характеристика, на которую почему-то не обращают внимание - высота полета на экране 1…4 м.
Теперь представьте себе махину массой 400 тонн несущуюся со скоростью 500 км/ч между островами Индонезии, где море просто кишит десятками тысяч различных лодочек и катеров. Будете каждую из них обходить? Или перепрыгивать? А вехи и буи высотой более 1 м? А стаи птиц?
ИМХО, экраноплан – машина для полигона, а не для реальной жизни. Реальны только игрушки весом несколько тонн, типа иранского «супераппарата».
Конечно, если будет создан гигантский экраноплан с высотой полета на экране метров так 20…30, чтобы можно было игнорировать мелкие препятствия, то вполне возможны коммерческие маршруты через океан или через Северный полюс. Но это пока фантазии...