ЦКБ по СПК - 50 лет
Крылатый флот уплывает за границу
50 лет ЦКБ по СПК было родиной поистине фантастических проектов крылатых судов. "Ракета", "Метеор", "Буревестник", экраноплан "КМ"... Детища Р. Е. Алексеева поражали необычностью технических решений, скоростью, оригинальностью внешнего вида. Сохраняются ли эти традиции в ЦКБ сегодня? Об этом рассказывает генеральный директор ОАО "Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях им. Р. Е. Алексеева" И.М.Василевский.
- Пик объемов работы нашего ЦКБ - проектирование экранопланов - остался далеко в прошлом. В годы конверсии мы лишились почти всех заказов по экранопланам. И выручили коллектив в тех условиях несколько интересных разработок по судам на подводных крыльях. В море появились "Олимпия" и "Циклон", на реке - "Ласточка" и "Восход" - второе поколение СПК.
- Игорь Михайлович, какова судьба экранопланов "Орленок" и "Лунь"?
- Я считаю, в свое время была сделана стратегическая ошибка, когда транспортно-десантный экраноплан "Орленок" и ракетный экраноплан "Лунь" передали в состав авиации Военно-морского флота. Моряки Каспийской флотилии гордились новыми аппаратами: ни у кого таких нет. А у авиаторов экранопланы не прижились. Заместитель командующего авиацией говорил: "Я что, боцманами буду командовать, в док экранопланы поднимать? Да мы, авиаторы, никогда этого не делали!". В настоящее время база в Каспийске законсервирована, экранопланы постепенно растаскиваются, какие-то части продаются на металлолом.
- В наше время, когда техногенные катастрофы происходят чуть ли не ежедневно, насколько востребован экраноплан "Спасатель"?
- "Спасатель" строится на заводе "Волга" с 1989 г., готовность 95%. Чтобы достроить экраноплан, не хватает 200-250 млн. рублей. Про судно вспоминают только СМИ и только после крупных катастроф: с "Эстонией", танкером "Находка", с АПЛ "Курск". Экраноплан может за считанные минуты прилете точку разлива нефти, "огородить" его специальными буями, чтобы нефтяное пятно не разливалось, дожидаясь прихода судов, которые скачают эту нефть. Он может эффективнее гидросамолетов потушить пожар. Но ни у ВМФ, ни у МЧС нет денег на постройку "Спасателей".
- Если в государстве Российском нет денег, заказчиков, наверное, нужно искать за границей?
- А мы и сотрудничаем в основном с иностранцами: с Юго-Восточной Азией, интерес к нашим разработкам проявляют страны Персидского залива, есть китайский заказ на пассажирский теплоход "Ласточка". Непатриотично, может быть, звучит, но наш курс - зарубежье, мы живем за счет иностранных заказов.
- Три патрульных катера "Меркурий" успешно несут таможенную службу на Дальнем Востоке, еще один - в Новороссийске. Для пограничников построен морской катер "Сокжой". Каковы перспективы судов с воздушной каверной?
- В последние годы мы развивали новое направление - суда с воздушной каверной. Пассажирское судно "Линда" оказалось очень кстати в Ханты-Мансийском округе на Оби. Для военных сделали десантное судно "Серна". Большая наша удача - это "Меркурий" и "Сокжой". Пятый "Меркурий" достраивается в Ярославле, заложен шестой. У "Сокжоя", существующего пока в единственном экземпляре, есть конкурент - пограничный корабль "Мираж", спроектированный ЦМКБ "Алмаз" (С.-Петербург). В ходе недавних испытаний на Каспии наш катер продемонстрировал более высокие тактико-технические и эксплуатационные характеристики, чем "Мираж". Но у Северо-Запада сильное лобби, а нам, провинциалам, не хватило поддержки на государственном уровне.
- Многие, вспоминая о Р.Е.Алексееве, сожалеют, что он не подготовил себе преемника...
- Я с этим не согласен. Ростислав Евгеньевич был человеком, постоянно идущим вперед. Когда он понял, что тема подводных крыльев себя исчерпала, он пошел дальше, а коллектив продолжал начатое им. Уже без Алексеева создан "Антарес". Направление катеров на подводных крыльях развивал Б.Ф.Орлов. Тему экранопланов подхватил В.В.Соколов, с его именем связаны "Орлята". Экраноплан "Лунь" был создан и сдан под руководством В.Н.Кирилловых. Целая плеяда замечательных конструкторов трудилась в ЦКБ по СПК: И.И.Ерлыкин, И.И.Матвеев, В.В.Буланов, А.Н.Павленко и многие другие.
- Есть кому продолжать их дело? Приходит ли в ЦКБ молодежь?
- Из полутора тысяч работающих сейчас осталось 350 человек. Молодежи мало. Но мы надеемся поправить положение с помощью двух готовящихся контрактов с зарубежными фирмами. Собираемся с будущего учебного года вести несколько групп студентов в политехническом университете. Таким образом создадим "задел" из молодых кадров, будет передавать им опыт, растить новых Алексеевых.
Беседовала И.КУКАНОВА.
В корзиночку
Две "Олимпии" купили эстонцы, суда прекрасно работают на Балтике на линии Таллин - Хельсинки. Еще две "Олимпии" достраиваются на Украине, две - в Хабаровске, все они уйдут в Юго-Восточную Азию. Россия не сделала ни одного заказа на подобные суда.
ЦКБ по СПК, несмотря на экономическое положение в стране, продолжает разрабатывать проекты новых поколений судов, не имеющих аналогов в мире. Гордость ЦКБ - патрульный катер "Антарес" - развивает скорость 65 узлов.
Китай купил около ста "Метеоров" за бесценок. Наши суда работают на реке Янцзы, служат безупречно, приносят прибыль. А на Волге крылатого флота почти не встретишь.
НА СНИМКАХ: генеральный директор ОАО "ЦКБ по СПК им. Р.Е.Алексеева" И.М.Василевский; экраноплан "Спасатель".
http://www.sci-nnov.ru/massmedia/papers/nnpapers/.../16.01.2003/4.html