Хотя Су-27 имеет безупречную репутацию, Су-33, созданный специально для Кузнецова, является разработкой 1980-х годов, и имеет не самое современное вооружение. Хотя он может нести ракеты класса Р-27, также может нести ракеты R-27EM, которые, как утверждается, способны перехватывать крылатые ракеты на большой высоте. Однако, он не имеет современных анти-радиолокационных ракет типа Р-77, что не позволяет в полной мере использовать его возможности. Другим недостатком является то, что, поскольку он работает с трамплина, он не может взлетать с полной оружейной или топливной нагрузкой, хотя если, возможно, будет использоваться катапульта, то разбег самолета можно будет сократить. Тем не менее, это означает то, что, сейчас, несмотря на впечатляющий арсенал оружия, размещенный на 12 узлах подвески, Су-27 придется действовать на весьма небольшом боевом радиусе (в английском варианте это звучит, как shorter combat-air-patrols(CAP)) и с меньшим количеством ракет.
F-18E/F (различия чисто технические/ но мне это не нравится) Super-Hornet – совершенно новая модификация, и может нести ракеты AMRAAM ((Advanced Medium-Range Air-to-Air Missile) — всепогодная управляемая ракета средней дальности. Ракеты данного класса предназначены для поражения воздушных целей за пределами прямой видимости цели) и ракеты AIM-9X для ведения воздушных боев, которые, в какой-то мере, можно сравнить с российской Р-73. Хотя Super-Hornet имеет довольно скучный дизайн, он несет две сдвоенные направляющие для ракет AMRAAM (теоретически до 14, по 6 ракет под каждым крылом и две на фюзеляже), и используют активную фазированную антенную решётку (АФАР). Однако, из общего числа F-18 базирующихся на авианосцах, только половину можно отнести к данной категории, остальные – это более старые и менее мощные модификации F/A-18C/D, однако и они могут нести ракеты AMRAAM для обеспечения ПВО, хотя главная ударная сила в обеспечении противовоздушной обороны, это, конечно, Super-Hornet. Возможно, что в связи с тем, что Россия, вслед за Китаем, становится более дерзкой при проведении военно-морских учений, это обстоятельство повлияет на пересмотр задач для этого самолета.
Rafale являестся носителем французских ракет серии MICA, которые являются очень мощным оружием, однако дальность его действия меньше, чем у американской AMRAAM. Rafale сих пор не получил АФАР, но, тем не менее, являясь представителем истребителей поколения 4+, относится к разряду многоцелевых самолетов, а также может являться носителем крылатых ракет SCALP, противокорабельных ракет Экзосет и авиабомб. Еще дешевле в эксплуатации Super-Etendardы, которые до сих пор находятся в большом количестве на вооружении французского флота. Ситуация изменится в течение ближайших нескольких лет, так как Super-Etendard уже пришел к концу своего срока возможной эксплуатации. Безусловно Rafale, во всех отношениях близок к F-18E.
Бразильская система ПВО с использованием Skyhawk AIM-9 Sidewinders. При отсутствии радара дальнего действия, и без помощи самолета дальнего радиолокационного обнаружения, эта комбинация в лучшем случае, будет недостаточной для эффективного противодействия воздушному противнику. Без дальней радиолокационной поддержки возможности авианосца снижаются, но без замены устаревших самолетов авиакрыла на перечисленные Rafale, МиГ-29К или F/A-18, похоже не обойтись. Я полагаю, что имеющиеся Скайхоки возможно использовать лишь в качестве штурмовиков, ввиду того, что их возможности ПВО на самом деле, ничтожны, и даже для проведения атаки, они могут нести весьма мизерное количество бомб и ракет.
Авиакрыло: Заключение В целом, американские авианосцы с их Super-Hornets/Hornets имеют явные преимущества, как в технологическом, так в количественном отношении. Rafale является отличным самолетом, но Франция воздерживается от использования в полной мере его возможностей. Модернизация Су-33, безусловно, может сократить разрыв, но сейчас палубные истребители России устарели, к тому же их мало. Если Россия заинтересована в увеличении числа авианосцев, то она должна увеличивать количество самолеты, иначе они у нее скоро закончатся. Бразилия в данном случае вообще не может браться в расчет.
Комбинированная ПВО самолет-корабль основной формой ПВО для авианосца является его истребители. Следующая область - ПВО ЗРК специализированных ПВО сопровождения. Но из-за того, что сами по себе авианосцы являются наиболее ценной и вероятной мишенью для противника, судов настолько ценны, они нуждаются в собственной противоракетной обороне. Это область, в которой Кузнецов является явным победителем.