Аристарх> OSILIA (ОЗИЛИЯ - 1918 ЖЕЛЯБОВ), IMO н/у
В июне 1911 года по заказу Российского пароходного общества «Озилия» из Риги на шведской судостроительной верфи «Bergsunds Mekaniska Verkstads Aktieb» в Стокгольме был построен стальной одновинтовой двухпалубный почтово-пассажирский пароход «OSILIA» (строительный № 344).
Судно вместимостью 538,6 брт, дедвейтом 355 тонн, длиной 51,5 м, шириной 7,96 м и осадкой 3,28 м. могло принимать на борт 42 человека в каютах 1-го класса, 40 в каютах 2-го класса, 58 в каютах 3-го класса и 225 палубных пассажиров. Одновальная энергетическая установка с паровой машиной тройного расширения мощностью 650 л.с. обеспечивала скорость хода в 12,0 узлов. Порт приписки Рига (№ 989). По приходу в Россию написание названия парохода изменили на кириллицу-«ОЗИЛИЯ». В 1913 году портом его приписки стал Аренсбург (Моонзунд) (№ 146).
До начала первой мировой войны судно трудилось, перевозя пассажиров и грузы в восточной части Балтийского моря и Финском заливе. 29 июня 1915 года судно было мобилизовано и зачислено в состав транспортной флотилии Балтийского флота. «ОЗИЛИЯ» участвовала в Февральской буржуазно-демократической революции.
25 октября 1917 года экипаж судна перешел на сторону Советской власти. В феврале 1918 года пароход совершил переход из Ревеля в Гельсингфорс, а в апреле 1918 года – в Кронштадт. С мая 1918 года судно находилось в порту на хранении. 23 августа 1918 года «ОЗИЛИЯ» была передана Трансбалту и переименована. В честь одного из создателей и руководителей «Народной воли» пароход получил наименование «ЖЕЛЯБОВ». В 1922 году пароход был включен в состав вновь образованного Государственного Балтийского пароходства. Порт приписки Петроград.
В 1923 году «ЖЕЛЯБОВ» ушел на Черное море и вошел в состав Государственного Черноморско-Азовского пароходства. Судно приписали в порту Одесса под № 73. В 1924 году пароход ходил по маршруту Батуми - Ялта.
В 1930 году пароход был направлен на Дальний Восток. В 1932 году судно включили в состав Дальневосточной Главной конторы Совторгфлота. С этого времени портом приписки парохода «ЖЕЛЯБОВ» стал Владивосток.
Переход через два океана для судна был тяжелым. По приходу во Владивосток его поставили на ремонт, после которого пароход вышел на Приморскую пассажирскую линию. Судно принимало в это время на борт 140 пассажиров в каютах 2-го класса и 173 палубных пассажиров. С 1934 года «ЖЕЛЯБОВ» числился в составе Дальневосточного государственного морского пароходства (ДВГМП). В 1938 году пароход имел 164 пассажирских места.
Во время советско-японского военного конфликта у озера Хасан пароход «ЖЕЛЯБОВ» доставлял в Посьет воинские подразделения и вывозил раненых. В 1940 году пароход был одним из лучших судов пароходства.
Во время второй мировой войны пароход с многократно увеличенной нагрузкой обеспечивал прибрежные пассажирские перевозки за суда, переданные на время войны Тихоокеанскому флоту. Все ремонтные и регламентные работы проводились экипажем парохода в межрейсовые короткие промежутки времени без срыва плановых перевозок. С июня 1945 года «ЖЕЛЯБОВ» постоянно ходил по маршруту из Амурского лимана на северо-западное побережье Сахалина и в портпункт Москальво, где сосредотачивались войска, готовившиеся к операции по освобождению южной части острова.
В 1945 году было организовано Сахалинское государственное морское пароходство. Пароход «ЖЕЛЯБОВ» после ремонта перевели в это новое пароходство. Судно принимало теперь 78 пассажиров. Портом его приписки до списания в 1954 году был Холмск.