Хели Хелеевич
11 сент. 2014 г.
Navy Recognition недавно посетил производственный объект Northrop Grumman в Мельбурне, штат Флорида. Это стало поводом для встречи с Джеем Мулхаллом, директором по развитию программы Е-2/C-2 и с Фредом Шелтоном, менеджером по международному продвижению E-2C/D.
И вот, что мы узнали о следующем поколении самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления ВМС США: E-2D Advanced Hawkeye.
Со времени первого полета E-2D Advanced Hawkeye в августе 2007 года, Northrop Grumman поставила 14 новых E-2D для ВМС США, с соблюдением графика и стоимости. Еще 10 самолетов сейчас находятся на различных стадиях производства и летных испытаний в центре компании в Санкт-Августин. Достижение начальной боеготовности машины ожидается в 2015 году.
E-2D Advanced Hawkeye является новейшим вариантом в семействе E-2. Он оснащен новым радаром и модернизированными бортовыми системами. В общей сложности ВМС США должны получить 75 самолета E-2D.
E-2D предлагает автоматическое круговое обнаружение воздушных и поверхностных объектов с одновременным распознаванием их госпринадлежности на большой дистанции, а также обнаружение и классификацию источников электромагнитного излучения. Самолет транслирует тактический картину обстановки в командные центры и другим потребителям через свои бортовые средства связи. ВМС США использует эту возможность в том числе для участия в гуманитарных операциях и оказания помощи при стихийных бедствиях.
Е-2D Advanced Hawkeye на линии финальной сборки в Санкт-Августин, Флорида. Цикл производства самолета занимает около двух лет. Northrop Grumman работает с сетью из приблизительно 230 поставщиков.
E-2D Advanced Hawkeye: новый самолет
E-2D внешне не слишком отличается от модели "C", но на самом деле он имеет столько различий, что мы не можем перечислить их все подробно в этой статье. Вся электроника, от радара до систем самолета и авионики была модернизирована. В кабине пилотов находятся 3 больших 17-дюймовых дисплея, так что пилот и второй пилот может не только управлять полетом, но и получать ту же самую информацию, что и офицеры в боевом информационном центре (CIC) позади них. Теперь пилоты могут стать 4-м оператором, если возникнет такая необходимость. Нам сказали, что ВМС США изменили программу обучения пилотов Hawkeye в следствие этого.
Говоря о CIC, он имеет три рабочие станций (с 20-дюймовыми экранами): ACO (Air Control Officer - Офицер контроля воздушной обстановки), CICO (Combat Information Center Officer - Начальник боевого информационного центра) и RO (Radar Officer - Управляющий радаром).
По сравнению с устаревшией моделью "C", модель "D" имеет новую климатическую систему (с улучшенной холодопроизводительностью), новый цифровой ESM, новую электрическую систему (с огромным запасом для будущего роста), новую систему обработки данных (на основе COTS компонентов, мощных процессоров и волоконно-оптических сетей, модернизированных средств коммуникации ... )
Вся конструкция самолета был усилена для использования с увеличенной посадочной массой и обеспечения запаса роста массы.
ВМС США переводит одну эскадрилью в год на E-2D, в каждой заменяется 4 Hawkeye на 5 Advanced Hawkeye. Увеличение числа самолетов в эскадрильи не влечет увеличения числа обслуживающего персонала, что само по себе служит иллюстрацией простоты обслуживания E-2D.
E-2C выполняет воздушную заправку от F/A-18. Планируется оснастить E-2D такой возможностью, чтобы увеличь зону действия самолета.
В январе этого года ВМС США дал компании Northrop Grumman контракт на проектирование, изготовление и демонстрацию системы дозаправки топливом в полете для самолетов E-2D Advanced Hawkeye. Планируемый срок реализации 2019 год.
Для повышения эффективности работы экипажа во время длительных полетов (до 8 часов при воздушной дозаправке), Northrop Grumman предлагает "дополнительные опции", состоящие из:
Бортовой камбуз с продуктами питания и напитками
Туалет
Эргономичные сиденья
Гарнитуры с шумоподавлением
Кондиционер
Согласно данным Northrop Grumman, существующие радары с чисто механическим и электронным сканированием имеют присущие им недостатки, которые ограничивают их эффективность. Совершенно новая РЛС APY-9 сочетает оба эти принципа: операторы получают лучшее из обоих технологий.
Инфографика, показывающая условную разницу между E-2C и E-2D в дистанции обнаружения целей
Механически поворачивающаяся антенна дает равномерную развертку на 360 градусов, независимо от положения самолета относительно цели. Никаких компромиссов, присущих радарам с фиксированным положением.
Улучшения APY-9 по сравнению с радаром E-2C (AN/APS-145):
Увеличенная дальность обнаружения в том числе крылатых ракет
Увеличенная вероятность обнаружения воздушных целей над морем и сушей
Объекты на поверхности земли отслеживаются от радиогоризонта
Общее снижение уровня помех
Повышена точность отслеживания маневрирующих целей
Представители Northrop Grumman особо подчеркнули, что были затрачены большие усилия на повышение дальности обнаружения крылатых ракет как над морем, так и над сушей. Это было одним из требований ВМС США
APY-9: Различные режимы для разных типов мишеней
Инфографика, демонстрирующая три радиолокационных режима радара APY-9
Новый радар предлагает три режима для операторов, в зависимости от ситуации.
AAS (Advanced AEW Surveillance): Расширенное радиолокационное наблюдение. Обеспечивает равномерное круговое покрытие с отслеживанием воздушных и поверхностных целей.
ESS (Enhanced Sector Scan): Объединяет традиционное механическое сканирование с электронным управлением лучом при обнаружении целей в заданных секторах.
ETS (Enhanced Tracking Sector): Чисто электронное сканирование, область обзора географически стабилизируется, этот режим обеспечивает повышенную вероятность обнаружения и качество сопровождения в выбранном секторе. Нет потерь треков при обороте антенны.
E-2D Advanced Hawkeye: действительно многоцелевой
В E-2D передовые возможности обнаружения и обработки информации дают многогранное понимание тактической ситуации. РЛС и запрощик госпринадлежности может обнаруживать и классифицировать цели на дальности свыше 300 морских миль.
Основные задачи, которые может выполнять E-2D включают:
Раннее обнаружение воздушных целей, управление боевыми системами, обнаружение и слежение за поверхностными целям.
Дополнительные задачи: противоракетная оборона.
Гражданские миссии: УВД, поиск и спасение, борьба с пиратством, наркотиками и т.д.
Вопросы и ответы руководителю программы U.S. Navy E-2/C-2 Джею Мулхаллу:
Navy Recognition (NR): Что дает APY-9 в сравнении с APS-145?
U.S. Navy (USN): Радар APY-9 обеспечивает значительное увеличение возможностей обнаруживать и сопровождать цели в прибрежных, надземных и надводных условиях, по сравнению с тем что давал радар APS-145 самолетов E-2C, защищавших авианосные ударные группы от самолетов и крылатых ракет.
NR: Будет ли E-2D доступен для экспорта, если да, то когда?
USN: E-2D Advanced Hawkeye в настоящее время одобрен для экспорта по линии иностранных военных продаж США.
NR: Любые различия в летных характеристиках между E-2C и E-2D?
USN: Основные летные характеристики, например, скорость и дальность, E-2C и E-2D сравнимы. Тем не менее, военно-морской флот в настоящее время прорабатывает возможность дозаправки в воздухе E-2D, для повышения продолжительности патрулирования.
NR: Оснащены ли E-2D бортовыми средствами обороны, станциями помех, блоками тепловых ловушек или DIRCM?
USN: В настоящее время нет.