Очередное испытание двигателя МА-60-13 под номером Р-60-13 состоялось сегодня.
Испытание прошло успешно за исключением отказа системы зажигания на холоде.
Для довершения работы с двигателем было поставлено старое сопло, которое применялось ещё на двигателе МА-40-7 (Р-40-24), точнее его технология была возвращена к той технологии. Только теперь наличие покрытия рабочих поверхностей сопла обусловлено не их теплозащитой от долгого воспламенения, а гидрозащитой пор от увлажнения атмосферой и прочими легколетучими засорителями. Результат полностью оправдался. Дикий разгар исчез. Разгар равномерный и в пределах нормы. Само сопло целое и не выкрошенное.
Несколько ниже оказалось общее давление на режиме, ниже 20атм, что было сделано для подстраховки ранее, хотя конечно хотелось бы пройти по верхней отметке допуска 20атм. Вполне возможно, что в следующем двигателе будет сопло с критическим диаметром 17мм, а не 18мм.
Воспламенение двигателя проводилось по запасному варианту через сопло, что повлекло за собой лёгкое местное преждевременное выгорание свода топлива в том месте, где была инициирующая шашка на проводе. Она далеко не сразу зажгла основной воспламенитель, но топливо под ней, видимо, уже горело. Это несколько усилило потери по УИ из-за неравномерности завершения горения топлива в конце работы двигателя.
Само же зажигание не сработало просто из-за слабого тока. Вероятно, только самые свежие алкалиновые батарейки способны работать на таком морозе в -10гр.С. Хотя тут нужно ещё экспериментировать отдельно со всем воспламенителем и системой зажигания. Как быть с ракетами в такой холод, даже и не знаю теперь.