Испытание двигателя МА-60-13 под номером №10 закончилось аварией из-за эрозионного разрушения остатка воспламенителя в КС.
1. Взрыв побил все рекорды по мощности. Вероятно давление разрушения составило около 50атм, скорострельность датчиков не позволяет точно установить пик давления для столь быстро развивающихся процессов.
2. Осколки корпуса на сей раз все целиковые, никакого расслоения не обнаружено. Предыдущая причина аварии двигателя устранена, что ощутимо заметно было по огромному радиусу разлёта осколков порядка 30м.
3. Возвращение к мощным воспламенителям вернули время выхода двигателя на режим на менее 5сек. Но при этом и обострилась основная проблема использования этих воспламенителей, которая на сей раз закончилась фатально для двигателя - скачки давления при выходе на режим.
4. Причина такого поведения воспламенителя проста и логична: Набор давления -> увеличение диаметра канала из-за наддува корпуса -> Образование щелей между воспламенителем и топливом или же в самом воспламенителе при недостаточной его прочности -> быстрое воспламенение воспламенительного состава в образовавшихся тонких щелях под номинальным рабочим давлением сразу после выхода двигателя на режим -> резкий многократный скачок давления в щелях -> дробление до состояния пыли остатка воспламенительной шашки под действием огромного локального давления -> выброс пыли воспламенителя в камеру сгорания -> резкое сгорание пороховой пыли в камере сгорания с резким подъёмом давления в разы выше номинального -> взрыв с разлетающимися во все стороны раскалёнными искрами сгорающей пороховой пыли.
Корпус двигателя порвало на всех сегментах чётко по секторами. Рама стенда в месте второго кольца сильно помята. Тензодатчики вроде стерпели. Электроника цела. Меня не задело.
Самое простое решение данной проблемы воспламенителя - это его укорочение, причём в данном случае на треть судя по видео. Однако при таких мощностях и скоростях воспламенения возникает весьма большая относительная погрешность во времени воспламенения. Выход на режим может быть осуществлён за 3-6с. Поэтому 3с воспламенителя будет мало для 6с, и это отодвинет его выход на режим на ещё большее время, увеличив эту погрешность ещё больше, а уже 4с воспламенитель разорвёт двигатель в клочья
.