cobra> Тэк-с. Давайте по существу вопроса. Первый фрегат индийский с балочной ПУ Урагана сдан в 2003 году. Наш бы при закладке в районе 1997 гг., возьмем заместо Новика реального. Строясь в паралель с Индусами имел шансы быть введенным в строй в районе 2004-2005 гг. В серии таких строить 12. Под сериями по 3-4 корабля постепенно совершенствуя вооружение и РЭВ. Меняя балочную ПУ ЗРК Ураган на УВП и т.д. ВМЕСТО КОРВЕТОВ пр.20380, СК пр.12441 и т.д.
Насколько я знаю, при разборе действий судоводителя руководствуются правилом: оценивать его действия исходя из той информации, которую он имел или мог получить. Давай же так и поступим в данном случае.
1. Цикл создания корабля длителен и от задумки до реализации походит много времени.
Проект корвета задумывался примерно в тоже время, когда велась работа по заключению контракта на 11356 с Индией. Корвет задумывался как
дешевый, массовый корабль, который можно строить большой серией. Поэтому были ряд образцов был выбран как уже освоенные (Кортик, Водопад и ряд других).
Нужно отметить, что в это время (конец 90-х) финансирование ВМФ не просто оставляло желать лучшего, это просто
. Только две программы финансировались на 75% - Борей+Булава. Остальные - как придется. В сумме надводные корабли финансировались на треть от необходимого. Программы закрывались одна за одной: продолжение серии 11551, 11000 сначала сократили до минимума и сразу же отказались, 12441 практически заморозили.
Поэтому 20380 стал единственным новым проектом НК (21630 появился позже), и на него стали пропихивать новые образцы. Так например Водопад заменили на Пакет. Стоимость конечно "подросла", но это было уже в 2003-2005 гг.
2. Индийский контракт дал ряду людей в ВМФ идею - используя имеющийся задел, построить корабли.
Следует отметить, что на тот момент стоимость контракта на 3 корабля была ок. 1млрд долларов, что в переводе на тогдашние рубли - один корабль за несколько более 8 млрд. Это стоимость не позволяла рассчитывать на скорейшее строительство и тем более массовое. Например первый контракт на корвет заключался на 1,6млрд.руб, а 21630 (правда позже) оценивался в 900млн. Более того, прогноз финансирования ВМФ показывала, что мы скорее всего к 2015 сможем построить (не считая подводные лодки) только головные корабли: 1 фрегат, 1 корвет, 11661К, 1 - 11711, 1 спасатель и 2-3 21630.
3. В таких условиях и началось составление ТТЗ на фрегат нового проекта, которому позже присвоили номер - 22350.
Поскольку корабль должен был стать фактически самым большим кораблем ВМФ, то многие приложили большие усилия по усилению его вооружения: так появилась 130мм, Заменен ЗРК, Увеличили б/к ракет, поставлен лучший ГАК и др... Прогнозируемая стоимость на 2003 г. составила чуть менее 7млрд.
4. Но даже такая стоимость была очень большой: при распределении средств, планировалось, что в 2004-2009гг. выделять средства менее 500млн в год, в течении 2010-2012 освоить оставшиеся. Почему так? Потому, что до 2009 г. бюджет был запланирован строго, далее начинался следующий программный период и можно было рисовать почти все что угодно.
5. Вот такая невеселая история.
Конечно, если бы знать, что с 2008 г. финансирование резко поднимут, следовало бы делать 11356, притормозив постройку 22350 до готовности ряда образцов оружия и вооружения.
Разумеется, это не значит, что 20380 или 22350 нельзя было сделать лучше. Возможно следовало бы рассмотреть и альтернативы, не нельзя просто взять и все заменить на 11356. Точнее нельзя говорить, что это решило бы проблему восполнения численного состава ВМФ. Не факт - нужно считать с цифрами.
cobra> Хорошее средство расшевелить судпром строя серийные корабли...
Хорошее, были бы деньги...