TEvg-2> Если сравнить современные самолеты (даже ССЖ) с самолетами второй половины 20-го века (Ил-18, Ту-124 и пр) непомерно отросшие киля сразу бросаются в глаза.
У больших самолетов все просто: фюзеляжи стали длиннее, и, соответственно, стали больше затенять киль. Самолет ведь сидит в воздухе под некоторым положительным углом к потоку, и часть киля из-за этого попадает в аэродинамическую тень фюзеляжа.
На боевых сверхзвуковых самолетах свои проблемы: на сверхзвуке из-за особенностей сверхзвукового обтекания резко падает эффективность килей, поэтому боевые самолеты сейчас уже и пару килей часто имеют.
TEvg-2> Логичнее наоборот максимально сокращать их размеры.
Было бы можно - сократили бы конечно
TEvg-2> При переходе на компоуправляемые самолеты, что фактически произошло, получить устойчивость по рысканию можно за счет компоуправления при меньшей площади киля.
Так постоянные отклонения вертикальных рулей - это тоже увеличение лобового сопротивления, плюс потенциальная опасность фатального для сотни-другой пассажиров отказа. То, что годится для боевых самолетов с одним пилотом и катапультой у него под жопой, вовсе не обязательно подходит для авиалайнеров.