Xan> Получается, что мотать под единственным углом не выгодно — слишком большие донышки, которые работают на изгиб и поэтому тяжёлые.
И не только. Будут ещё потери по прочности на самом стеклопластике до 1,5 раз или где-то 34%.
Xan> Значит надо один слой мотать под минимальным углом, а потом добавлять слой под большим.
Идеально для цилиндрической части: первый слой 0°, второй и третий 90°.
С днищами идеал разбивается о переходные зоны, потому и 20°,а не 0°.
Т.е. стараются как можно ближе подойти к 0° при продольной намотке, но так, чтобы на днищах сформировался перекрёстный или симметричный (по сути минимум 2-х слойный слой или более, кратно 2 соответственно) слой с диагональной намоткой в переходных зонах и на полюсах вблизи штуцеров.
Иначе продольные нити там разопрёт всего лишь на 5% от полной нагрузки для идеала)))
Тут тоже есть потери по массе и прочности, вероятно 20° - это некий оптимум для такого алгоритма намотки в целом для всего корпуса.
Xan> Ещё есть интересная математическая задача правильной кривизны донышек, чтоб работала только нить, а не материал донышек.
Тут всё известно из курса сопромата оболочек вращения в порядке убывания:
1. Сфера.
2. Эллипс.
3. Плоская.
Но полностью от всех напряжений сразу они не избавлены. У сферы они просто меньше всего по образующей и самая критичная зона - это край, который работает одинаково по кольцу и по образующей. Поскольку данная поверхность имеет 3-х мерное искривление, то мотать её придётся одинаково в обоих направлениях и делать диагональную намотку, а она невыгодна из-за потер по прочности.
Зато сфера почти не испытывает изгибающих нагрузок в отличие от плоской заглушки. Но у плоской заглушки нет 3-х мерного искривления и никакой диагональной намотки ей не надо. Подойдёт строго первый слой под 0° и два под 90°. Но она сама будет во много раз тяжелее сферы, так как толщина будет в разы больше, чтобы сопротивляться изгибу. В итоге плоскость проиграет по удельной прочности сфере. Эллиптическое исполнение будет где-то по середине между ними, ближе к сфере.