Пока стоимость «Ангары-А5» оценивается в 100 миллионов долларов, тогда как цена пуска Falcon 9 при сопоставимой грузоподъемности (23 тонны на низкую околоземную орбиту) равняется 62 миллионам. Даже Falcon Heavy, выводящая почти 64 тонны, дешевле (90 миллионов), а стоимость носителя Vulcan в базовой конфигурации не превысит 100 миллионов. Кроме этого, фактическая грузоподъемность «Ангары-А5» (22 тонны с Плесецка) оказалась ниже проектной (24 тонны). По этой причине РД-191 в «Ангаре-А5» заменят на более мощные РД-191М, а ракета превратится в модифицированную «Ангару-А5М», выводящую с Восточного до 25 тонн.
Утонут все
Даже если в срок удастся доработать тяжелую «Ангару», современным носителем она будет считаться исключительно в пределах России. Крайне маловероятно, что она окажется сколько-нибудь конкурентоспособной на мировом рынке, поскольку кроме высокой цены (которую вряд ли удастся серьезно сбить), не будет иметь достаточной статистики пусков. В такой ситуации западные заказчики, особенно в условиях санкций, скорее отдадут предпочтение новым американским и европейским носителям, чем российским ракетам. Единственными заказчиками для тяжелой «Ангары» окажутся российские военные, которым вряд ли потребуется больше пары пусков в год.
В такой ситуации еще более печальным выглядит положение самого «Центра Хруничева», который с 2014-го на «финансовое оздоровление» получил в общей сложности 65 миллиардов рублей. В январе 2018-го это предприятие из-за сокращения заказов и аварий «Протонов», а также большой кредитной и социальной нагрузки попросило у федерального правительства еще 30 миллиардов рублей. Эта сумма, превышающая пятую часть годового бюджета «Роскосмоса», очевидно могла бы пойти на поддержку более эффективных предприятий и проектов госкорпорации, если, конечно, такие там вообще имеются.
В настоящее время идет процесс сокращения расположенных в Москве производственных площадей «Центра Хруничева», продажа освобождаемой земли в Филевской пойме и перевод производства «Ангары» в Омск. «Сейчас мы ведем оценку стоимости земли. Высвобождаемые площади разбиты на участки, некоторые из них давно не эксплуатируются, какие-то перестанут использоваться с 2018 года. Продажа будет проходить на торгах поэтапно — участок за участком», — говорит генеральный директор предприятия Алексей Варочко.
Москва. 16 марта. INTERFAX.RU - Летные испытания тяжелой ракеты-носителя "Ангара" на космодроме Восточный продлятся на два года дольше запланированного, сообщил "Интерфаксу" источник на космодроме.
"Летные испытания "Ангары" на Восточном согласно плану будут проводиться в 2021, 2024 и 2025 годах. Таким образом, они завершатся на два года позже, чем планировалось ранее", - сказал источник.
Он пояснил, что на Восточном "планируется испытывать носитель, рассчитанный на беспилотные пуски - "Ангара-А5", вместо ракеты, планировавшейся под пилотируемые программы "Ангара-А5П".
Ранее сообщалось о планах провести на Восточном летные испытания тяжелой ракеты в три пуска - в 2021, 2022 и 2023 годах.
Если в начале 1990-х гг. во всем мире создавалось всего пять новых
РКН, обслуживающих высокоэнергетические орбиты (Ariane 5, Н-Н,
CZ-2E, CZ-3A и GSLV), и разработчики РКН ориентировались на
уровень грузоподъемности до 3 т полезной нагрузки на ГСО, то в
1994—1996 гг. были развернуты работы по созданию новых
модификаций и типоразмеров существующих РН, в частности Delta III и Delta
(пять типоразмеров), Atlas III (два типоразмера), Atlas 5 (пять
типоразмеров), Titan 4В, H-ILA (семь типоразмеров), «Ангара» (пять
типоразмеров), «Морской старт», CZ-3B, многоразовые носители по
программе RLV, начата программа модернизации еще только
создаваемой РКН Ariane 5.
На фоне столь существенного увеличения предложений на рынке
пусковых услуг спрос на запуски КА начиная с 2001 г. резко упал.
Такая ситуация предопределила обострение конкуренции и
падение стоимости контрактов на пуски приблизительно в 2,5 раза.