brazil> По проекту на Кузнецове были вертолеты, Як-44 появились уже на 11437. На Кузнецове только макет возили. Як-44 занимал место двух Су-33. Соответственно 2 Як-44 уже 4 Су-33. Вот и получается, что Як-44 нужно было размещать на полетной палубе максимум 2 машины.
"ПО 1143.5 25.08.1988г.
1. О порядке сдачи корабля и испытаниях ЛАК.
В связи с необходимостью проведения корабельного этапа испытании самолетов с горизонтальным взлетом и посадкой, принять следующий порядок сдачи корабля:
• корабль сдается государственной комиссии по всем частям как головной, включая и авиационную часть, по полной программе, за исключением вопросов, связанных с горизонтальным излетом и посадкой самолетов СУ-27к, МИГ-29к и ЯК-44РЛД;
• до подписания приемного акта на корабль и передачи его ВМФ для проверки возможности выполнения горизонтальных посадок и взлетов, Мннавиапрому провести заводской этап испытаний на корабле самолетами, готовыми к испытаниям на этот момент (заводские ходовые испытания) к работе с кораблем;
• корабельный этап летно-конструкторских и государственных испытаний самолетов провести после передачи корабля ВМФ."
У нас предполагалось иметь и самолёты и вертолёты РЛД. При этом самолёт вёл дальнее наблюдение на вероятно угрожаемом направлении а вертолёты над ТАВКР (при этом резко увеличивая радиогоризонт) и на менее вероятных направлениях.
Возможности хоть у самолёта и вертолёта разные, но их совместное использование ведет к большей безопасности за меньшие деньги.
Например самолёт РЛД ведёт поиск на рубеже 350 км, с дальностью обзора по цели истребитель менее 400 км он на "менее вероятных" направлениях по сути ничем не поможет кораблям. т.к. он видит так же как и собственно корабли своими РЛС. А вертолёт РЛД летящий просто над ТАВКР видит истребители на 100-150 км вокруг.
Т.о. самолёт РЛД - очень хорошо всё видим но мало где (или неплохо вокруг но летая вокруг ТАВКР), вертолёт более-менее видит (в разы больше чем корабли) но всё вокруг.
На данный момент отечественный авианесущий корабль будет действовать там где нет ярко выраженного угрожаемого направления, угроза скорее круговая. В этих условиях вертолет проще, дешевле, имеет разнообразие мест базирования и наконец он есть.
Необходимость в самолёте РЛД может возникнуть при росте кол-ва его носителей, если не заменится космическими средствами, БЛА.
Наконец на месте 1 Як-44 может разместится примерно 5 Ка-31 в ангаре.
Як-44 может находится 6 ч в воздухе и сделать 2 вылета в сутки, Ка-31 может находится 3 ч в воздухе и сделать до 4 вылетов в сутки.
Итого для круглосуточного патрулирования вокруг корабля достаточно 2 Як-44 или 2 Ка-31 только зона обзора у них разная
При этом оба значительно увеличивают радиогоризонт соединения.
А если обеспечить аналогичную зону обзора как у Як-44 (над соединеним) то необходимо держать 4 Ка-31 в воздухе.
Итого: для выполнения одинаковой задачи требуется 2 Як-44 или 8 Ка-31. С учётом коэф боеготовности: 3 Як-44 или 10 Ка-31. В данной узкой (но важной) задаче преимущество за Ка-31.