EG54>> Разные конструкторы мира забыли ознакомится с правильными формулами ни чего не создавших критиков ЭП. А то бы занялись чем-нибудь другим.
DustyFox> Ничего разные конструкторы мира не забыли. Ознакомились, и закономерно положили болт на экранопланы.
1961 году по решению правительства Китая создается, Исследовательский институт специальных летательных аппаратов (ИИСЛА) (Chinese Special Vehicles Research Institute – CSVRI) для проведения исследовательской и практической работы по гидроавиации и амфибийной техники. Эта дата может считаться началом истории работ в Китае по теме динамической воздушной среды у поверхности. Хотя, первая и основная задача, поставленная перед Институтом, была сформулирована просто: разработать и внедрить в производство отечественный гидросамолет для ВМС страны.
С тех пор работы не прекращались. По военной тематике Китайцы не распространяются.
А это таблица коммерческих.
Приложение 1. Сводная таблица разработчиков, производителей и марки экранопланов в Китае.*
Марка (год) ** Разработчик Место сборки
961 (1968 – 1969) CSSRC, Пекин
Не известно
902 (1979 – 1984) CSSRC, Пекин
Не известно
750 (1984 – 1985) MARIC, Шанхай
Авиационный завод Чанфэй, г. Чанчжоу, провинция Цзянсу, судостроительный завод «Цюсинь», Шанхай
XTW 1 (1988 - ??) CSSRC, Пекин
XTW 2 (1990 - ??) CSSRC, Пекин
XTW 3 (1996 – 1997) CSSRC, Пекин
TY –1 (DXF – 100) (1996 – 1998) CASTD, Гуанчжоу
Авиастроительный завод Хунту, г. Цзинмэн, провинция Хубэй
751 Swan (AF-1) (1998 – 1999) MARIC, Шанхай
Авиационный завод Чанфэй, г. Чанчжоу, провинция Цзянсу, судостроительный завод «Цюсинь», Шанхай
XTW 4 (1999 – 2000) CSSRC, Пекин
751G Swan (?) MARIC, Шанхай
Авиационный завод Чанфэй, г. Чанчжоу, провинция Цзянсу, судостроительный завод «Цюсинь», Шанхай
DY 1 (DY 806) (?? - 2000) CSSRC, Пекин
Не установленная компания из Пекина. Время постройки не установлено
SDJ 1 (2000 - ??) CSSRC, Пекин
TX-2 (TY-2) (?) CASTD, Гуанчжоу
Авиастроительный завод Хунту, г. Цзинмэн, провинция Хубей
TX-5 (XX) CASTD, Гуанчжоу
FLHRO-PB (XX) FDT Ltd., Гонконг
FLHW-A (ХХ) FDT Ltd., Гонконг
TSN (2000 - 2002) Yinhe longyi Ship Co.
первый в серии «TY» ОКАНТР «TY–1». Разработка, начавшаяся в 1996 году, велась только силами Отделения и была закончена в августе 1997 года. Изначально проект носил коммерческий характер и поэтому, по окончанию разработки, полномасштабный прототип не строился, а первый образец сразу поступил в коммерческое использование. После десятимесячной программы испытательных полетов, в 1999 году, впервые в истории Китая, экраноплан стал совершать коммерческие рейсы на озере Хучжоу, провинция Чжэцзян. Он регулярно использовался для прогулок туристов и совершал до 8 рейсов в день. Рассчитанный изначально на 15 пассажиров он был способен нести только 11 пассажиров. Причина этого в том, что в салон для комфортности пассажиров была дополнительно размещена система кондиционирования, что превысило изначальный вес на 300 кг, в других источниках на 100 кг (что составляет вес примерно 4 пассажиров).
«FLHRO–PB» и «FLHW–A.» Первый проект, по мнению специалистов, разрабатывался на базе российского экраноплана «Орленок». 150 местный пассажирский экраноплан так похож на этот проект, что зачастую в источниках можно встретить его второе название «Орленок–2». Второй проект 50-ти местного пассажирского экраноплана «FLHW–A» аналогичен проекту компании «Тянсян» из Гуанчжоу «TX–5». При взлете и посадке допускалась высота волны до 1,5 метров.
В 1995 году тема экранопланов включается в «Национальную программу исследований и разработок ключевых технологий». На следующий год в 1996 году тема включается в Программу развития высоких технологий «Факел». Не малую роль в этом сыграла активность группы ученых–энтузиастов во главе с Цуй Эрцзие, главным конструктором судов на воздушной подушке.
Упорная работа китайских ученых и конструкторов получили мировое признание. На двухдневном международном семинаре по проблеме движения с использованием динамической воздушной среды на базе Университета Нового Южного Уэльса в декабре 1996 года проходившем в Сиднее, Австралия, группа китайских ученых представила доклад о экранопланах разработанных силами ОКАНТР.
Среди энтузиастов дела ЭП – ученых и конструкторов хотелось бы упомянуть директора 605 НИИ (ОКАНТР) Ли Хунтао – главного конструктора гидросамолета – бомбардировщика, Цуй Эрцзие – ведущего разработчика судов на воздушной подушке, Гу Тунфэн – главного конструктора истребителя «Цзян–8», Чэн Хугу заместителя начальника 605 НИИ,а также ведущих конструкторов этого института Ли Кайся, Ли Шумин, Е Сюнай, Юань Чанхуа, Ни Бо, заместитель председателя комитета легкой авиации Китайской авиационной ассоциации профессор Цян Чжишэн и много других технических специалистов, вложивших много сил и душу в развитие экранопланов. Многие из них, не смотря на преклонный возраст, активно участвуют в разработке экранопланов. Так, Чэн Хунгу заместитель директора, которому, на начало разработки одного из экранопланов, было 60 лет, вернулся в институт и принял активное участие в проекте. Как вспоминал в своем интервью директор 605 НИИ Ли Хунтао работа в группе разработчиков велась активно и с энтузиазмом. Не малую роль в этом сыграли скромные ветераны, которые не стремились присвоить себе лавры ведущих разработчиков. Показательно интервью Гу Тунфэна, в котором он высоко оценил работу Цуй Эрцзие, Ли Сюйэ и специалистов 605 НИИ. Услышав об этом от корреспондента, Цуй Эрцзие решительно запротестовал, подчеркнув, что именно Гу Тунфэн пересчитал обводы и размеры крыла и, вообще, внес немалый вклад в развитие теории и практики экранопланов в Китае.
Второе направление, которое более открытое для ознакомления, гражданское применение экранопланов. Рассказывая о преимуществах транспортных средств на новых принципах, корреспонденты делали акцент на том, что экранопланы как нельзя лучше подходят для транспортных перевозок пассажиров и грузов на внутренних каботажных линиях в Южно Китайском море и международных перевозок в сложном сплетении проливов и фарватеров Юго–Восточной Азии. Экранопланы большой грузоподъемности могут составить мощную конкуренцию, развитым в этом регионе, паромным перевозкам сокращая время нахождения в пути. Кроме того, подчеркивалась необходимость в таких средствах системы береговой спасательной службы, рыбоохраны. Особую роль переоборудованных экранопланов отводится в оказании срочной медицинской помощи населению, проживающему на островах, персоналу нефтедобывающих платформ, передовых геологоразведывательных платформ в районах спорных островов и т.д.
Третье направление, обсуждение которой стоит на втором месте после открытой темы гражданского применения, использование экранопланов силовыми структурами страны. В частности, ожидается, что использование их таможней в борьбе с контрабандой значительно снизит объем нелегального товара на рынках страны. Аналогичные надежды возлагаются на экранопланы полицией, миграционной и карантинной службами. Появление маневренного, высокоскоростного средства окажет значительное влияние на ситуацию при охране прибрежных рыбных районов силами морской пограничной охраны. Эксперты серьезно оценивают значение использования экранопланов при борьбе с пиратством на транспортных путях. На начало 21 века проблема пиратства стало одной из важнейших проблем в Южно – Китайском море и проливах Юго–Восточной Азии.
Так что столица ЭП теперь Китай. И будет делать дело так же успешно, как и в космосе. И ЭП будем закупать у них, как всё закупаем сейчас .