Добрый день коллеги!
Размещаю на данном ресурсе свое не состоявшееся выступление на конференции Федерации судомодельного спорта России. Считаю что поднятые вопросы необходимо обсудить на специально созванной конференции федерации.
Расчитываю на вашу мотивированную критику и поддержку.
Конференция Федерации судомодельного спорта России
Добрый день уважаемые коллеги!
В своем сегодняшнем выступлении мне хотелось бы затронуть несколько проблем над решением которых необходимо сосредоточить внимание федерации.
Первая проблема -Сокращение количества клубов и кружков судомоделизма на территориях.
Широкое развитие сети СЮТов на территории страны в советское время отвечало задачам формирования мотивированных кадров для промышленности. Под эту задачу создавались Станции и Клубы юных техников, обязательным составляющим которых были модельные направления представленные авто, авиа, ракето и судомодельными объединениями. Шефская помощь предприятий позволяла оснащать лаборатории инструментом, станками и материалами. В качестве руководителей лабораторий привлекались инженерно-технические работники предприятий, что позволяло поддерживать высокий уровень технических решений применяемых при постройке моделей. Кроме того существовала система спортивно-технических видов спорта реализуемая через ДОСААФ.
За последние 30 лет мы во многом потеряли созданный потенциал. Промышленность скукожилась и не проявляла интереса в мотивированных кадрах. Ей бы устроить высвобождающееся, ДОСААФ как организация практически прекратил деятельность на местах. Остались только автошколы, как коммерческих выгодная деятельность. Произошло исчезновение спортивно-технических видов спорта как видов спорта. Как спорт мы сохранились и были внесены в ЕВСК, а таких видов спорта как автомодельный и ракетомодельный не стало.
В этих условиях моделизм сохранился как элемент дополнительного образования в системах Министерства образования и Молодежной политики. Но к сожалению процессы оптимизации сильно ударили по моделизму в целом. При объединении станций и дворцов пионеров произошло появление Домов творчества в деятельности которых основным стали объединения эстетической направленности. В отличии от нашей деятельности они требовали значительно меньше затрат и были более понятны руководителям системы, да и обеспечивали визуально значительно большую массовость.
Одновременно это совпало и с уходом большей части «моторов» моделизма по возрасту. На смену им во многом не пришло новое поколение. Уход ДОСААФ привел одновременно к сокращению соревновательной деятельности - основы для мотивации занятий моделизмом. На рубеже 10 годов уже 21 века произошло широкое внедрение в практику деятельности системы допобразования робототехники. Промышленностью были предложены готовые наборы конструкторов оснащенных приводами, системами промышленного зрения и программного управления (самое известное система «Лего»). Данная система позволила руководителям выдвинуть её на передний план использую эффект новизны и прогрессивности. Самое главное она оказалась дешевой. Широкое проведение различимых Робофестов привело с смещению внимания в данную область, мы как моделисты не смогли поддержать данного процесса и оказались на его обочине, что еще больше привело к снижению интереса к моделизму.
Но любой конструктор кроме своих преимуществ (низкий порог входа в деятельность, сборно-разборность) имеет и неустранимый порок - ограниченность технических решений, низкая надежность и прочность конструкций.
Создание системы автоматического управления требует серьезной подготовки, не доступной младшим и средним школьникам. Это привело к тому что в робототехнику ввели системы дистанционного управления, аналог наших систем РУ. В таких условиях это позволяет нам начать на равных конкурировать с робототехникой. В отличии от изделий созданных с использованием конструктора, наши изделия обладают неоспоримым преимуществом - они выполнены на более высоком техническом уровне, имеют законченный вид и просто КРАСИВЫЕ.
Результат предыдущих десятилетий мы расхлебываем сейчас - в системе дополнительного образования моделизм как вид деятельности даже перестал обсуждаться. На двух последних всероссийских совещаниях работников допобразования не было ни одного доклада посвященного моделизму, снова танцы, песни, экологи.
Федеральный Центр Технического Творчества ( бывшая Центральная СЮТ) который должен отвечать за данную деятельность в рамках всей страны ничего не представил, его представителя нет на нашей конференции и президент федерации ничего в своем отчете не рассказал о совместной деятельности. Деятельность ФЦТТ совершенно не отвечает задаче развития и популяризации судомоделизма. Предполагаю, что без прямого указания из Министерства образования, моделизм как вид деятельности будет исчезать. А с ним будет исчезать и наша питательная среда, нам неоткуда будет черпать новых спортсменов.
Второй стороной этой медали является низкий уровень инженерной подготовки преподавательского состава. В современных условиях нас заставили получить педагогическое образование, а теперь похоже еще и спортивное, но никто не создал условий для роста технического уровня. Повторяю, спорт то у нас спортивно-технический.
Сейчас тяжесть создания модели перешла из области ручного труда в область проектирования. Собственный опыт инженера-конструктора показывает что продуманная конструкция, требующая недели работы, собирается в течении 2-4 часов. Следовательно резко сокращается время необходимое для постройки модели. Таким образом нужно вернуться к практике использования готовых наборов для начинающих. Относительно недорогих, использующих доступные материалы, но позволяющих построить красивые надежные модели для участия в соревнованиях и выставках. Промышленность вполне способна решить эту проблему, но нужно создать спрос.
Для преодоления сложившейся ситуации предлагаю:
-назначить ответственного ( из центрального аппарата федерации) за работу с Министерством образования и Федеральным центром технического творчества
-вести лоббистскую работу с Министерством образования о включении моделизма в перечень деятельности
-организовать выпуск и распространение наборов моделей для начинающих
-вести пропаганду наших соревнованиях и о моделизме в СМИ Министерства образования.
Данные мероприятия возможно выполнить только из центра. Работа на местах не может изменить заданный центром вектор.
Вторая проблема: - Низкая зрелищность судомодельные соревнований. Опыт организации и проведения соревнований показал что для привлечения зрителя необходимо, кроме подготовленной акватории иметь еще и красивое увлекательное зрелище на воде. Здесь я считаю нам необходимо воспользоваться опытом лыжного спорта и биатлона. В данных видах спорта было предложено сменить виды программы, сделать их более короткими и целостно воспринимаемыми зрителями. У нас в программах соревнований есть такие виды - гонки скоростных моделей. Но сами модели являясь аппаратами максимально заточенными на одно качество - скорость, не являются одновременно красивыми. Да и визуально они одинаковые.
Я предлагаю не вводя новых классов моделей вести новые упражнения:
- проход ворот на максимальный балл за установленное время (аналог короткая и произвольная программа фигуристов)
- параллельный слалом ( проход дистанции одновременно двумя моделями.)
- скоростной проход дистанции (минимальное время прохождения дистанции)
- командное прохождение ( на одной модели выступают 3-4 участника с передачей управления)
Данные предложения относятся в основном к копийным классам.
Для снижения трудозатрат на создание моделей предлагаю разрешить использовать РУ модели в соревнованиях прямоходов при жесткой фиксации рулевого управления.
На соревнованиях необходимо внедрить практику информирования зрителя о модели находящейся на воде с рассказом о судне прототипе и объяснением маневров выполняемых спортсменом.
Третья проблема: - Низкая информированность сообщества о деятельности на местах и в центре.
Считаю необходимым предоставить на главном информационного ресурсе федерации - сайте, место всем ресурсам работающим на пропаганду судомоделизма выработав для этого соответствующие правила и требования к ресурсам.
И в завершении. Сейчас нашими друзьями конкурентами - системой Кванториумов, началось освоение новой области подводной и надводной робототехники. Аппараты используемые там зачастую не являются автономными, как правило они телеуправляемые. Но они позиционируют себя как суперсовременные и снова оказываясь на пике внимания, выводя нас в маргиналы. Специалистов по самостоятельной постройке плавсредств кванториумы не имеют, но имеют систему работы с конструкторами и самое главное получают финансирование на закупку образцов. Система кванториумов финансируется из центра. И нам необходимо либо наладить работу с ними, либо научиться так же зарабатывать деньги, включаясь в федеральные программы.
Возможно мое выступление несколько непоследовательно, но считаю что поставленные вопросы требуют обсуждения и выработки приемлемого решения.
Спасибо.