[image]

О парусной практике курсантов

 
1 6 7 8 9 10 24
RU АМГ1963 #21.05.2023 06:31  @БН181#20.05.2023 16:30
+
-1 (+1/-2)
-
edit
 

АМГ1963

Der russische Übermensch
★★
БН181> Не знаю. Тут, вон, чуть выше, коллега целый пост посвятил тому, что на УПС "Седов” проходят плавательную, квалификационную, и штурманскую практику курсанты Мурманского Государственного
Здесь относительно постройки УПС для ВМФ обсуждаемы два аспекта.
1. Практика на УПС курсантам ВВМУ не нужна, ибо вояки не моряки а эксплуатанты ОиТС. Пацаны станут военморами без вязки узлов и беганья по вантам и реям. Чисто и уютно на боевых постах....
2. ВМФ не знает, как организовать практику на УПС курсантам ВВМУ, - что же нарисовать в учебных планах!
"Седов" был в составе ВМФ в качестве УПС, его функция не изменилась при передаче в МРХ.
Гражданским специалистам необходимо "становиться моряками", а военным и так сойдёт.
Сапоги! :p
   2323
Это сообщение редактировалось 21.05.2023 в 06:38
?? БН181 #21.05.2023 09:39  @АМГ1963#21.05.2023 06:31
+
+3
-
edit
 

БН181

старожил
★★☆
АМГ1963> Здесь относительно постройки УПС для ВМФ обсуждаемы два аспекта.

Коллега - эти "аспекты" и именно в такой постановке обсуждаемы только Вами. Вы их сами придумали и сами с собой обсуждаете. Так может Вам и не мешать?
   11.011.0
+
+5
-
edit
 

VAS63

модератор
★★★☆
АМГ1963> Здесь относительно постройки УПС для ВМФ обсуждаемы два аспекта.
Это лично Вы обсуждаете. Большинство только улыбается рассуждениям дилетанта в рассматриваемом вопросе подготовке морских офицеров. :D
Давайте тогда уж послушаем специалиста в данном вопросе, итак по пунктам:
Допустим, заимел военно-морской вуз о-о-очень дорогую игрушку в виде учебного парусника (в сторону - да кто же ему даст на это деньги? Но, поверим в сказку - с неба упали много миллионов).
Надо этому паруснику организовать и оплатить стоянку, подведенные коммуникации, организовать все виды ремонта и снабжения (еще много миллионов). Набрать и оплачивать экипаж (365 дней в году, если что), дать экипажу квартиры и соцпакет. Набрать и оплачивать преподавателей парусного дела на судне плюс готовить курсантов к предстоящему плаванию в течение учебного года, т.е., кроме общей морской практики, преподающейся сейчас, ещё и работе с парусами (за счёт какого времени?).
Это так, экономическая составляющая, чтобы Вы поняли объем расходов, а военные вузы у нас ну очень небогатые.
БН181> на УПС "Седов” проходят плавательную, квалификационную, и штурманскую практику курсанты Мурманского Государственного
Плавательную - понятно, а какую "квалификационную и штурманскую практику" они могут пройти на игрушечном судне со своим специфическим оборудованием, а не с тем вооружением и ТС, на которых они будут реально работать после выпуска? Игрушечную "квалификационную и штурманскую практику" и пройдут. А когда в училище их начнут спрашивать по работе на реальном вооружении, они ответят, что мы всё лето на паруснике игрались катались? Так? Может лучше в период практики осваивать реальное оборудование действующих кораблей?

АМГ1963> 1. Практика на УПС курсантам ВВМУ не нужна, ибо вояки не моряки а эксплуатанты ОиТС. Пацаны станут военморами без вязки узлов и беганья по вантам и реям. Чисто и уютно на боевых постах...
Тут уж Вы, извините, передергиваете слегка, подменяете понятия, вероятно, в силу незнания предмета. Узлы вяжут, маты плетут, прочие премудрости хорошей морской практики постигают и без парусника.
Ну по вантам и реям не бегают, да. Как тут уже писали - романтично, прикольно. А зачем? Чем беготня по вантам и работа с парусами поможет будущему штурману, механику, связисту, артиллеристу?
Пусть почувствует, что такое настоящая морская служба, качка, брызги в лицо?
Так он и так всё это чувствует ежегодно, проводя за период обучения суммарно до полугода в море. Причем на вполне реальном корабле, с реальным вооружением, которое он реально эксплуатирует, при этом выполняя реальную боевую задачу в суровых реальных условиях.
Полгода - немного, согласен. Но не позволяют программы уделить ежегодно хотя бы месяца по два-три для практики в море.

summary
Организовать парусную практику вполне возможно, хотя и очень затратно.
Причины - почему нет?
Ну не видят те, кто понимает, как организуется обучение морского офицера, вменяемых причин лишать его военно-морской подготовки к реальному исполнению обязанностей в угоду неким романтическим побуждениям.
Черствые сухари, да-с...
АМГ1963> Сапоги! :p
Сам такой :D
   113.0113.0
+
+5
-
edit
 

БН181

старожил
★★☆
VAS63> Но, поверим в сказку - с неба упали много миллионов.

Вся беда именно в том и состоит, что "с неба упасть много миллионов" может легко. Как говорится - "дурное дело - не хитрое". Последние годы приходится по работе активно участвовать в "грантовой активности". То есть, писать и подавать заявки на грантовые проекты. Это сейчас отдельная статья "бурной деятельности", по которой требуют регулярно отчитываться. Мой личный "диагноз" ситуации - деньги в стране на всякую фигню - есть! Причем офигенные деньги. Каждый год "в трубу" выкидываются огромные лямы. При этом, на реально нужные и очевидные вещи - хрен получишь.
Так и здесь. Если кто-то наверху решит, что парусник - это клёво!!! (именно в таких выражениях мне одна начальница объясняла, почему тот или иной грант является перспективным) - то его могут запросто передать, например, парку "Патриот" или придумать еще какой-то креативный ход. Мало ли подобных примеров из нашей действительности?
Собственно, наш коллега и является представителем и лоббистом таких подходов в государственном строительстве. Ключевая фраза: "ВМФ не знает ... - что же нарисовать в учебных планах!"
Ему уже несколько раз объясняли единственно профессиональный и государственный подход к этому вопросу. Сначала - госзаказ на выпускника (цели обучения), потом "квалификационные требования" к нему, после чего - учебные планы и программы, которые будут обеспечивать эти КТ. И только потом - материальное обеспечение этих учебных планов и программ (включая программы практик).
Но, нам настойчиво предлагается (продавливается) иной подход: сначала потраченные на материальное обеспечение деньги (в данном случае - учебный парусник) - а потом вы сами как-нибудь придумайте под него учебные планы и программы, соответствующие КТ и внесите необходимые изменения в госзаказ на выпускника.
Какая, в принципе, фигня - придумать, для чего нужны навыки и умения "беганья по вантам и реям" будущим подводникам или, например, специалистам РО (или ЗРК). Типа, они же у вас все равно 5 лет "дурака валяют" и не знают, чем бы таким заняться. Так пусть, уж, по вантам и реям научаться бегать.
ПыСы Беда в том, что все это уже проходили. Когда под "хотелки" некоторых больших начальников в ввмузах были созданы на пустом месте новые кафедры с непонятным функционалом, ради чего пришлось ликвидировать целый ряд существовавших кафедр военно-морской проблематики. Аналогичным образом в более поздние времена происходил целый ряд реформ в МО, когда собирали всех ведущих специалистов, и коротко им объясняли задачу: "Все решения "наверху" уже приняты. Ваша задача подготовить в короткий срок и представить руководству "научное обоснование" этих решений".
То есть, дело, в данном случае, не в паруснике. Дело в подходах, реализуемых в МО.
   11.011.0

info

аксакал
★☆
БН181> То есть, дело, в данном случае, не в паруснике. Дело в подходах, реализуемых в МО.

Это раньше всех штурманов пропускали через парусник. А сейчас видимо,только желающих. Они проходят подготовку и только после этого идут на парусник.

Можно выбрать другой путь. Создать что то типа отряда учебных парусных судов. ВМФ имеет доступ к этому отряду и т п

Парусная практика для штурманов сейчас,вопрос спорный. Ну а механикам,связистам,оружейникам -это пустая трата времени и средств

Флот другой,другие требования,есть что изучать и кроме парусов

Ну там узлы вязать,можно обучить и в классе за пару занятий. Ну а зачем офицеру уметь вязать маты? Хочешь уметь-иди на доп.занятия.
   113.0.0.0113.0.0.0
+
+1
-
edit
 

АМГ1963

Der russische Übermensch
★★
VAS63> Сам такой :D
В 10-м классе попал в автоаварию, и не прошел в военкомате медкомиссию для поступления в ВВМУ. Вообще дали категорию "к нестроевой в мирное - к строевой в военное". Отправился на гражданский флот. После окончания с отличием мореходной школы по специальности матрос-моторист, меня призвали в пехоту. Корочки водителя категории "С" победили. Принимал присягу в пехоте, в начищенных сапогах :D Добился - перевели на Тихоокеанский флот, предоставили возможность самому выбрать корабль и специальность - рулевого. В ТОВВМУ на медкомиссию меня не отпустил командир корабля. Меня бы и не взяли.
Мой дружок Валера Перешивайлов - после окончания совершенно сухопутного ПТУ был призван в СА. После года в сапогах - поступил в ТОВВМУ на минно-торпедный факультет и стал офицером-подводником. Уволен по сокращению в конце 1990-х - капитаном 3 ранга, с должности помощника командира подводной лодки СФ. Про его руководство практикой на барке "Седов" - я упоминал выше.

В легендарное время нашей молодости - военный, торговый и рыбацкий флоты СССР были огромными (2-3 место в мировой иерархии). Поэтому не было возможности проверить испытать морские качества каждого курсанта. В помощь "Товарищу", "Седову" и "Крузенштерну" Правительство заказало серию из четырех учебных парусных судов по типу польского фрегата "Дар Млодзежи". УПС "Надежда" оказался "внеплановым" пятым - последним приветом русским морякам от СССР.
Сейчас флоты у нас маленькие, поэтому есть возможность "оморячить" каждого курсанта. Тем более - наконец дождались реализации планов по возрождению собственных флотов.
Отечественные специалисты: парусные капитаны, медицинские и спортивные работники в период рейсов на учебных парусных судах фиксируют объективные процессы влияния различных факторов на учебную и производственную деятельность курсантов, улучшения показателей их эмоционального, психического, физиологического состояний. Зарубежные военные флоты имеют учебные парусные суда, и даже вполне современные. Только российские военморы на нашем Морском форуме "воротят нос" от проверенной веками морской практики, закалки морского характера на вантах и реях учебных парусных судов. Она, мол - мешает боевой подготовке.

"Плавание на учебно-парусных судах за короткий промежуток времени дает возможность молодому моряку получить навыки в морской практике и привыкнуть к морю. Исходя из этого морские учебные заведения стремятся помимо современных кораблей иметь парусные суда, на которых только и может быть кратко и основательно пройден курс основ военно-морского дела или собственно раздел морской практики. Безусловно, практическое плавание на парусном судне не должно преследовать цели подготовки моряка-парусника. Оно должно служить, лишь средством выработки у личного состава соответствующего навыка в морской практике, привить ему любовь к морю." Митрофанов П.С.
Прикреплённые файлы:
 
   2323
+
+1
-
edit
 

БН181

старожил
★★☆
info> Парусная практика для штурманов сейчас,вопрос спорный. Ну а механикам,связистам,оружейникам -это пустая трата времени и средств

В свое время, когда в ВМФ РФ впервые стали отправлять по 5-10 курсантов в "красивые" плавания на парусники (по случаю "красивых" дат и "круглых" поводов), то в числе первых из бывшего ВВМУРЭ туда попали кто? ... - правильно! Курсанты МО АСУ (математическое обеспечение АСУ). Ибо все блатные были именно там.
ПыСы Не будущие "чернорабочие" ОВРа - РТВ-нк или ГАС-нк, а сугубо береговые и штабные МО АСУ. Ибо профессиональным надводникам "морской романтики" и без этого хватит по жизни "выше крыши". А значит и в "красивых" походах можно обойтись без них. Не для того эти "красивые" походы задумывались ))
   11.011.0
?? БН181 #21.05.2023 13:00  @АМГ1963#21.05.2023 12:42
+
+3
-
edit
 

БН181

старожил
★★☆
АМГ1963> Только российские военморы на нашем Морском форуме "воротят нос" от проверенной веками морской практики, закалки морского характера на вантах и реях учебных парусных судов.

Блин, начинает напоминать классическое "Папа, где море?" :(
   11.011.0
21.05.2023 18:23, VAS63: +1

info

аксакал
★☆
БН181> В свое время, когда в ВМФ РФ впервые стали отправлять по 5-10 курсантов в "красивые" плавания на парусники

Да, "практика" на паруснике-некая представительская функция,но не имеющая отношения к морскому обучению)
   113.0.0.0113.0.0.0
?? БН181 #21.05.2023 13:25  @АМГ1963#21.05.2023 12:42
+
+1
-
edit
 

БН181

старожил
★★☆
АМГ1963> В легендарное время нашей молодости - ... не было возможности проверить испытать морские качества каждого курсанта.

Это кто Вам сказал такую глупость?
Я выше привел типовой перечень практик курсантов ввмуз (с той лишь поправкой, что у механиков вместо штурманской практики была корабельная практика по специальности). Программу корабельных практик проходило 100% курсантов. (Отдельные исключения могли иметь место только у спортсменов, если в период практик случались сборы и Всесоюзные соревнования. Но и то, по данной теме регулярно имели место конфликты между командованием и профильными кафедрами).
Если вся рота ушла на корабельную практику и вся рота попала на корабле в шторм, то как Вы себе представляете, что "...не было возможности проверить испытать морские качества каждого курсанта"?
ПыСы Для Вашего понимания - практика 1-го курса на крейсере, а также штурманская практика 2-го и 4-го курсов на учебном корабле проходили в составе всей роты. То есть, если корабль попал в шторм, то в шторм попали все курсанты роты.
   11.011.0

info

аксакал
★☆
БН181> Это кто Вам сказал такую глупость?


АМГ1963> После окончания с отличием мореходной школы по специальности матрос-моторист



Ну какие знания могут быть о практике курсантов училищ, после годичного обучения в мореходной школе... Вот как раз матросу,как никому, нужны были знания такелажного дела и узлы и т п
   113.0.0.0113.0.0.0
Это сообщение редактировалось 21.05.2023 в 14:15
+
+2
-
edit
 

БН181

старожил
★★☆
info> Ну какие знания могут быть о практике курсантов училищ, после годичного обучения в мореходной школе...

Так все его рассуждения и эмоции к вопросу корабельной практики курсантов ввмуз особого отношения не имеют. Есть некая рефлексия на тему личных юношеских переживаний и воспоминаний, которая переносится на другую область. Если бы коллегу "прокрутить" в юные годы через нормальную крейсерскую практику ВМФ СССР образца 1970-х гг., то он бы усиленно агитировал в этой ветке за постройку для ВМФ РФ учебного артиллерийского крейсера.
   11.011.0

info

аксакал
★☆
БН181> Так все его рассуждения и эмоции к вопросу корабельной практики курсантов ввмуз особого отношения не имеют.

Вот матросу,особенно РП и нужны были знания такелажного дела и умение работать с концами и узлы и т п

Оцицеру не штурманской специальности это то зачем

Процесс обучения в мореходной школе и ВВМУЗ ну никак сравнивать нельзя.

В ММФ все специальности проходили через УПСы. 6 мес,набрать практики для получения рабочего диплома,это кроме практики на "рабочем"судне.
   113.0.0.0113.0.0.0
Это сообщение редактировалось 21.05.2023 в 14:26

U235

координатор
★★★★★
info> Вот матросу,особенно РП и нужны были знания такелажного дела и умение работать с концами и узлы и т п
info> Оцицеру не штурманской специальности это то зачем

Мне вот даже в хозяйстве и туристическо-досуговой деятельности знание некоторых морских и прочих хитрых узлов очень даже пригождалось, хотя к морю никакого профессионального отношения не имею. Например банальная задача веревку между двумя столбами или крюками крепко натянуть, или оттяжку палатки привязать. Если не знаешь, как правильно - опухнешь это делать. А знаешь - сделаешь за пару минут. Да и даже банальный прямой узел надо уметь вязать, чтоб ненароком не завязать бабий узел.

По хорошему, основные узлы стоило бы в школах на уроках труда или ОБЖ показывать.
   2323

info

аксакал
★☆
info>> Оцицеру не штурманской специальности это то зачем
U235> Мне вот даже в хозяйстве и туристическо-досуговой деятельности знание некоторых морских и прочих хитрых узлов очень даже пригождалось,

Я и написал выше,чтобы изучить 3-4 морских узла-практика на парусном судне не нужна,достаточно 1-2 часа в аудитории

Думаю,что во все морских учебных заведениях есть специальные стенды

Поставить палатку и подготовить судовые ус-ва к выгрузке или заплести концы-сильно разная работа
   113.0.0.0113.0.0.0
Это сообщение редактировалось 21.05.2023 в 14:47
+
-
edit
 

АМГ1963

Der russische Übermensch
★★
info> Ну какие знания могут быть о практике курсантов училищ, после годичного обучения в мореходной школе...
До мореходной школы был второй курс мореходного училища, откуда я перевелся именно для того, чтобы получить знания по морской практике.
info> Вот как раз матросу,как никому, нужны были знания такелажного дела и узлы и т п
В числе матросов на СТР "Лаума" были: бывший боцман предпенсионного возраста и двое профессиональных матросов, а также пара мичманов запаса, бывший штурман вспомогательного флота (ЛомМУ), и даже бывший врач-гинеколог из Кемерово :D
На средне- и малотоннажных рыболовных судах весь экипаж участвует в работе с орудиями лова. Например, на сайровой путине свои прямые обязанности выполняют только начальник радиостанции и судовой повар. Во время лова на мостике оставался капитан, старший механик находился в машине, боцман - на лебедке. Палубные матросы после первого улова спускались в трюм укладывать в ящики и штабелировать улов. Штурмана, механики, мотористы - работали на палубе с ловушкой.
Работа с тросами и вахта на руле при маневрах - были моей специализацией на судне. В соцсоревновании был признан лучшим матросом :D
   2323
Это сообщение редактировалось 21.05.2023 в 15:12

Spinch

аксакал
★★
info> Поставить палатку и подготовить судовые ус-ва к выгрузке или заплести концы-сильно разная работа

огон на стальном тросе не для всяких детских ручек работа - пальчики же исколоть можно. А по поводу узлов на "мягких" веревках на все случаи жизни - на ютубе тонны контента, от морских, до альп-узлов, не говоря уже о туризме.
   99

info

аксакал
★☆
Spinch> огон на стальном тросе не для всяких детских ручек работа - пальчики же исколоть можно. А по поводу узлов на "мягких" веревках на все случаи жизни - на ютубе тонны контента, от морских, до альп-узлов, не говоря уже о туризме.
Это точно :)
Многие всю жизнь проживают умея завязывать шнурки только бантиком :)
   113.0.0.0113.0.0.0
RU АМГ1963 #21.05.2023 15:19  @Spinch#21.05.2023 15:10
+
-
edit
 

АМГ1963

Der russische Übermensch
★★
Spinch> огон на стальном тросе не для всяких детских ручек работа - пальчики же исколоть можно.
Однажды мне пришлось заплести 40 огонов, пока судно шло в район промысла ;)
Я не геракл, даже наоборот - метр с кепкой, если с ботинками :D
К сожалению, на УПС "Надежда" и "Мир", и на фрегате "Штандарт" побывал "в гостях", уже будучи аспирантом Корабелки :(
   2323
+
+1
-
edit
 

VAS63

модератор
★★★☆
VAS63>> Сам такой :D
АМГ1963> Отправился на гражданский флот
Тогда лучше воздержаться от обзывания тех, кого не знаешь.
АМГ1963> Мой дружок Валера Перешивайлов
Дай бог ему здоровья, но он-то здесь при чём?

АМГ1963> Только российские военморы на нашем Морском форуме "воротят нос" от проверенной веками морской практики, закалки морского характера на вантах и реях учебных парусных судов. Она, мол - мешает боевой подготовке.
Скажем так - если и не мешает, то не способствует. А поиграться в капитана Грея лучше за свой счет.

АМГ1963> Плавание на учебно-парусных судах... Митрофанов П.С.
А кто это?
ПС - о, нашел, капитан парусника «Седов».
И почему Вы думаете, что он больше компетентен в деле обучения курсантов военно-морских училищ, чем, например, БН181, о себе скромно умолчу?
Почему Вы принимаете его высказывания с позиции "каждый кулик своё болото хвалит" как непреложную истину, и в то же время совершенно не воспринимаете слова специалистов с многолетним опытом?
   113.0113.0
+
-
edit
 

info

аксакал
★☆
АМГ1963> Однажды мне пришлось заплести 40 огонов, пока судно шло в район промысла ;)

Понимаете,парусная практика имела смысл тогда,когда основной добывающий флот были СРТ,эти суда были оборудованы парусом.
Нужно было уметь это делать. Прошли годы,флот изменился и все усложняется каждый год и нужды уметь ставить парус-нет.

Есть фанаты/любители,вот пусть и ходят в свое удовольствие,в свободное от учебы время.


Если когда то флот и вернется к парусам,то человек там совершенно будет не нужет. Компьютер! )


Вы один на тысячу,которые так любят парус. Достойно уважения!
Но применения этому,к сожалению,нет и уже не будет
   113.0.0.0113.0.0.0
Это сообщение редактировалось 21.05.2023 в 16:21
+
-
edit
 

АМГ1963

Der russische Übermensch
★★
VAS63> Дай бог ему здоровья, но он-то здесь при чём?
У нас на БПК под началом помощника командира корабля была боцманская команда. Предположил, что и у подводников также. Один из немногих офицеров, который должен хорошо знать морскую практику.
VAS63> А кто это? ПС - о, нашел, капитан парусника «Седов». И почему Вы думаете, что он больше компетентен в деле обучения курсантов военно-морских училищ, чем, например, БН181, о себе скромно умолчу? Почему Вы принимаете его высказывания с позиции "каждый кулик своё болото хвалит" как непреложную истину, и в то же время совершенно не воспринимаете слова специалистов с многолетним опытом?
Вы снова пытаетесь включить софистику. То, что Вы не знакомы с именем П.С. Митрофанова, демонстрирует Вашу некомпетентность в вопросах эксплуатации учебных парусных судов. Тем не менее, пытаетесь здесь продвинуть свою точку зрения относительно практики на таких судах. Этот человек сохранил для страны трофейные учебные парусные суда "Седов" и "Крузенштерн". Их не порезали на иголки. Он был много лет командиром этих судов, и остается основателем послевоенной школы их использования для практики курсантов.
Так что Ваши кулики точно также видят горизонт только со своей кочки :D
Рекомендую прочесть научно-популярную книгу П.С. и В.П. Митрофановых "Школы под парусами" :)

Школы под парусами - Митрофанов В.П., Митрофанов П.С.

Author: Митрофанов В.П.   Митрофанов П.С.   Tags: техника средств транспорта   водный транспорт   судостроение   модели судов   ISBN: 5-7355-0126-7 Year: 1989 Рангоут, такелаж и паруса судов XVIII века Устройство судна Суда викингов Справочник по катерам, лодкам и моторам //  djvu.online
 
   2323
Это сообщение редактировалось 21.05.2023 в 16:47
+
-
edit
 

АМГ1963

Der russische Übermensch
★★
info> Вы один на тысячу,которые так любят парус. Достойно уважения! Но применения этому,к сожалению,нет и уже не будет
Шесть учебных парусных судов под флагом России, общим водоизмещением более 20000 тонн!
На "Крузенштерне" завершаются ремонтные работы, связанные с заменой двух главных двигателей, затем настанет ответственный период введения судна в морской регистр, оформления всех необходимых документов ©

27 января 2016 года в перуанской военно-морской базе Кальяо состоялась церемония ввода в состав ВМС Перу парусно-моторного учебного корабля BEV 161 Union, построенного в Кальяо на верфи перуанского государственного судостроительно-судоремонтного объединения Servicios Industriales de la Marina S.A. (SIMA).
Union стал самым крупным по длине учебным парусным судном в Америке и вторым в мире - после российского парусника "Седов", и учебным парусником с самым большой в мире площадью парусов.
   2323
Это сообщение редактировалось 21.05.2023 в 16:43
RU тащторанга-01 #21.05.2023 17:12  @АМГ1963#14.05.2023 10:20
+
+2
-
edit
 
АМГ1963> Море и его взаимодействие с атмосферой ничуть не изменились за тысячи лет человеческого мореплавания. Оно также требует коллективных усилий уверенно действующих, психически устойчивых и физически развитых профессионалов.
Перетягивание каната отлично подходит.
   77
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
RU тащторанга-01 #21.05.2023 17:13  @АМГ1963#14.05.2023 14:17
+
-
edit
 
АМГ1963> Заказчик однозначно заявил о включении учебного парусного судна в программу кораблестроения
А еще Станюкович хорошо про парусники писал..
   77
1 6 7 8 9 10 24

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru