CK> Вот интересно, лица, допущенные к управлению бортовыми катерами (БЛ 680, БЛ 820 и пр.) имеют хоть какое удостоверение на право управления маломерным судном ? Ну, там, ГИМСовское удостоверение ? Или просто назначаются приказом..?
А командир крейсера, с борта которого спустили этот катер, имеет хоть какое-то "удостоверение на право управления" этим крейсером? Ну, там, ГИМСовское удостоверение ? Или просто назначается приказом?
CK> К парусной подготовке вопрос отношения не имеет, но ясности хочется...
В ВМФ СССР этот вопрос имел отношение, в частности, к катерно-шлюпочной практике. Тут, выше, звучали предложения, отработать её (шлюпочную практику) в ходе парусной практики на парусном судне.
Дело в том, что это была не шлюпочная практика, а именно катерная и шлюпочная практика (причем, основной упор был именно на катерную составляющую). Результатом этой практики являлась сдача курсантами зачетов на допуск к управлению катером и шлюпкой. Вопросы управления катером отрабатывались на катерах с одним винтом (т. "Ярославец") и двумя винтами (ПОК). В ходе практики курсанты отрабатывались на катерах на всех "рабочих местах": на руле, на "машинных телеграфах", сигнальщики, швартовщики и, конечно, командир. Но, итоговый зачет принимался только в качестве командира катера, который должен был командовать всей этой "бандой". Последовательно, от простого к сложному, отрабатывались все элементы: отход от причала, подход к причалу, выполнение маневров на свободной акватории, подход к плавающему объекту/предмету носом, кормой, л/п бортом, тактическое маневрирование в составе группы (как правило, из трех (ПОК), и т.д., и т.п. Все действия отрабатывались сначала на "Ярославце", потом на ПОКах. Для обеспечения катерных практик существовали дивизионы учебных катеров (ДУК).
С учетом пройденных предварительно учебных курсов по Морской практике, Кораблевождению, Боевому применению средств связи ВМФ и др., зачет по данной практике позволял допустить будущего офицера к самостоятельному правлению катером и шлюпкой ВМФ.
Естественно, что с прибытием на место службы офицер сдавал "местные" зачеты на допуск, которые включали, в том числе, вопросы знания особенностей местного морского театра, и на основании имеющегося у него уже училищного диплома и сданных на месте зачетов он допускался соответствующим приказом к управлению катером и шлюпкой. Как правило, допущенными к управлению катером являлись все вахтенные офицеры (традиционная схема на кораблях, стоящих на рейде: 4 часа - ВО, 4 часа - командир дежурного катера, 4 часа - отдых).
Не, готов сказать, как сейчас, но в 1990-е и 2000-е при оформлении документов в ГИМС, офицеры - выпускники соответствующих ВВМУЗ ВМФ СССР допускались к сдаче экзамена только на основании выписки из учебного плана, которую оформляли в учебном отделе своего училища. То есть, дополнительное теоретическое и практическое обучение по вопросам судовождения не требовалось. Все мои офицеры, кто хотел, получили ГИМСовские удостоверения именно по такой схеме без каких либо проблем.
ПыСы Сейчас нет особой необходимости иметь на каждом корабельном катере (при его движении по акватории) офицера. Это может быть контрактник. Какие требования предъявляются к ним, и какая от них требуется подготовка, надо спросить у находящихся сейчас в строю офицеров ВМФ.