A shorter second stage nozzle will be used when we don’t need as much performance to get the payload to its final destination
— SpaceX (@SpaceX) April 15, 2023
Инженеры частной российской компании SR Space создали инновационный ракетный двигатель, работающий на паре кислород-метан. Этот двигатель будет использоваться для запуска геофизических ракет в ближний космос.
Помимо применения передового топлива (метан образует меньше сажи, к тому же он довольно дешев – поэтому многие компании мира планируют в перспективе переходить на него, в том числе и «Роскосмос») новый двигатель отличается тем, что компоненты топлива в камеру сгорания подаются с помощью электронасосов. Наконец, нельзя не отметить тот факт, что многие детали двигателя (в том числе и камера сгорания) распечатываются на 3D-принтере.
Испытания двигателя состоятся в конце августа – начале сентября. Пока это пилотный проект, на базе которого создадут двигатели с большей тягой.
Если говорить о носителях, то на первом этапе SR Space планирует использовать новый двигатель в геофизической ракете массой около 500 кг – она будет способна выводить до 25 кг полезной нагрузки на высоту 100-150 км. Ее испытания планируется завершить в течение года, а первый полет может состояться осенью 2024 года.
На следующем этапе создадут сверхлегкую ракету-носитель, которая способна будет выводить на околоземные орбиты уже 300-400 кг полезной нагрузки.
Когда-то многие не верили, что он поднимет в космос Falcon, но эта ракета сейчас успешно летает. Если Маску удастся запустить «Старшип», США получат технологическое преимущество на десятилетия, ведь он сможет поднимать на низкую околоземную орбиту (НОО) до 100 тонн грузов.
Кроме всего прочего, не раз обсуждался вопрос о цене пуска. Напомним, что Маск говорил о цене в 2 млн за 1 пуск. Это себестоимость. Да, это теоретические выкладки. На сегодняшний день, себестоимость Falcon 9 может быть в районе 15-25 млн за 1 пуск (ведь каждый раз делается новая 2-я ступень и створки не всегда вылавливаются). Маск когда-то озвучивал цифру в 6-7 млн на ТО 1-й ступени (если я правильно понял). Да, реальность может быть такова, что Старшип будет идти к этому долго, к такой цифре. Однако же, это ниже, чем Фалкон 9. Там есть куда двигаться в сторону уменьшения, потому что система изначально разрабатывается как многоразовая, используя для этого нужное топливо и материалы для корпуса.
Когда говорят, что для ДН Starship нет нагрузки или нет рынка, то я не понимаю этого. Она заменит текущий флот и будет выполнять работу Falcon'ов. И первый запуск должен быть дешевле и это не в пересчёте на массу, а просто старт. Да, чем больше ПН, тем дешевле, но есть минимальные издержки, которые не могут быть ниже для Falcon 9, то тогда не важно какая масса ПН для Starship'а – 1 или 100т. Это дешевле.
Да, есть сложность с заменой пилотируемых УК, но это будут дорогие пуски, они и так дороги по сравнению с пусками грузов. Да, Starship'ы могут долго не подходить для запуска людей. Допустим. Однако же грузы – это первое, что они будут делать и на момент становления РН, она может доказать, что может запускать 10т, то в этом случае, появляется рынок для пусков и 100т и запуски к дальним планетам по быстрой схеме, потому что есть нужные возможности. .
ИМХО – любое мегасозвездие спутников, которое будет выводиться на SH+SS, выигрывает с разгромным счетом у любого второго, которое будет выводиться традиционными РН. Т.е. уже F9 дал возможность разворачивать по 1000-2000 спутников в год, а SH+SS увеличит эти цифры минимум вдвое. Дешевый и оперативный транспорт даже на НОО – уже кардинально изменил отрасль (это я про F9), также как и текущее производство Starlink-в (которое показало что и спутники так делать можно). Всем бронтозаврам отрасли стоит просто вспомнить сакраментальную фразу – adapt or die.