Наверное, сюда будет в тему.
В.С.Емельянов, из воспоминаний о наркоме Тевосяне (опубликовано в журнале "Наука и жизнь", №7-1986).
...— Ну вот, теперь мы и судостроителя-
ми с тобой стали,— пожимая руку и улы-
баясь, сказал Тевосян.
— Почему мы? О том, что тебя назна-
чили в судостроение, я знаю, но при чем
тут я?
— Принято решение о создании флота
пяти морей и океанов. Создано специаль-
ное управление по производству брони.
Тебе придется работать в этом управле-
нии. Начальник управления и главный ин-
женер назначены — они тебе известны.
И Тевосян назввл мне их фамилии.
— А что же я там буду делать?
— Ты заместитель начальника Главного
управления по научно-исследовательским
работам. Дело это новое, придется много
экспериментировать. В управлении будут
сосредоточены все работы по броневой
защите, все типы брони различного назна-
чения. Но меня больше всего волнует ор-
ганизация производства судовой брони,—
сказал Тевосян.— Здесь сконцентрированы
основные трудности. Для ее производства
требуется создать большие мощности —
реконструировать некоторые заводы и, ве-
роятно, построить новые. Нужно будет
приобрести много уникального оборудова-
ния. Мы пробовали подсчитать, чем, как
говорится, все это пахнет. Объем работы
получается колоссальный. Достаточно ска-
зать, что вес одной готовой броневой пли-
ты для линкора достигает семидесяти тонн.
Для того, чтобы изготовить такую плиту,
как ты знаешь, необходимо иметь сталь-
ной слиток весом более полутораста тонн.
Следовательно, необходимо прежде всего
овладеть техникой отливки таких крупных
слитков броневой стали. Затем слитки
надо ковать — потребуются прессы.
— Мощностью до пятнадцати тысяч
тонн,— вставил я.
— Вот именно,— подтвердил Тевосян.—
Нам необходимо достать такие прессы.
Как ты знаешь, у нас в стране их нет.
И, кроме того, необходимо будет овла-
деть техникой ковки таких крупных слит-
ков.
— Дальше — прокатка, и потребуются
мощные бронепрокатные станы,— подхва-
тип я.
А Тевосян, засмеявшись, продолжал:
— Затем механическая обработка. Пос-
ле — термическая обработка. И все это —
совершенно новое для нас дело. Я тебе
советую: не теряй зря времени и садись
за изучение военного кораблестроения.
Я уже начал кое-что штудировать.— И он
назвап мне несколько книг; ни они, ни их
авторы не были мне знакомы.— Нам те-
перь надо знать военный корабль так же,
как морячки его знают, иначе трудно бу-
дет работать. Никто с тобой считаться не
станет, если ты не будешь знать дела.
Так что придется снова засесть за книги...
Кстати, ты давно в отпуске был?
— Три года назад,— вспоминая, отве-
тил я.
— Советую сперва пойти в отпуск, на-
браться сил и тогда уже приступать к ра-
боте. На отдыхе можно будет и почитать.
Все равно делать-то нечего будет.
Я решил последовать этому совету. Пока
мне оформляли отпуск и доставали путев-
ку в санаторий, я стал интенсивно знако-
миться с совершенно новой для меня от-
раслью производства, с новыми людьми.
В эти дни я часто встречался с Тевося-
ном. После перехода из Главспецстали в
Наркомат оборонной промышленности он
вначале бып начальником Главного управ-
ления по производству брони, но затем
его назначили главным инженером управ-
ления военного кораблестроения. Это
многих изумило: металлург — и вдруг глав-
ный инженер по кораблестроению. Если бы
он стал начальником главка — это еще ку-
да ни шло. Начальник главка—лицо адми-
нистративное, главный же инженер должен
решать все технические вопросы. Но ско-
ро разговоры смолкли — Тевосян был ут-
вержден начальником этого главка, а за-
тем заместителем наркома. Те Дни, когда
Тевосян был главным инженером, он ис-
пользовал Для детального ознакомления
с техникой судостроения. Его стол был за-
вален книгами, справочниками, альбомами
военных кораблей.
Как-то Тевосян, показывая на книги, ска-
зал:
— Не думал, что вновь придется к заче-
там готовиться. Но это более серьезно,
чем сдать любой зачет. Завтра заседание
в Морском штабе — будет рассматривать-
ся план производства военных кораблей.
Там экзаменаторы куда строже, чем были
у нас в Горной академии.