Реклама Google — средство выживания форумов :)
Корабль "Союз МС-21" пристыковался к Международной космической станции вечером 18 марта. На нем прибыли трое россиян — выпускников МГТУ имени Баумана: Олег Артемьев, Сергей Корсаков и Денис Матвеев.
"Летные костюмы нового экипажа выполнены в цветах эмблемы МГТУ имени Баумана, выпускниками которого являются все трое космонавтов. Дизайн формы был согласован задолго до текущих событий. Видеть везде и во всем украинский флаг — это уже клиника", — написал Струговец в Telegram-канале.
«Роскосмос» политически и экономически проиграл схватку за мировой рынок. Цены SpaceX при доставке груза на Falcon Heavy дешевле, чем у конкурентов и ракет NASA, причем, настолько, что NASA отдала свои запуски конторе Маска.
..
И это, как говорится, верхушка айсберга, а снизу начинают уже догонять такие космические державы, как Индия, Новая Зеландия, Иран и Япония.
И здесь встает финансовый вопрос: а не жирно ли стране, осуществляющей два десятка пусков в год, иметь ТРИ космодрома? Есть Восточный, есть Плесецк. Да, аренда Байконура стоит за такой объект смешные 115 миллионов долларов в год, плюс полтора миллиарда рублей на содержание инфраструктуры. Да, это еще около 20 миллионов долларов, в общем – не деньги с одной стороны. С другой – ну не настолько мы богаты, чтобы так швырять их на ветер сегодня.
Это, кстати, и к «Восточному» относится. Он вроде как не достроен, но если не воровать, как не в себя, там уже можно было бы два космодрома построить.
Но смертный приговор «Протону» подписан, его наконец-то (после полувековой эксплуатации) убирают в пользу «Ангары». А вот для «Ангары» инфраструктуры на Байконуре нет.
«Союзы»? Ну так себе. Для начала, там для этих ракет остался один стартовый стол, но не беда: в 2022 году было 2 пилотируемых пуска, в 2023-м – один, в 2024-м – один. И запланировано еще два старта.
В общем, российская космонавтика в плане пилотируемых полетов скорее, мертва, чем жива, плюс что будет дальше после того, как в 2028 году МКС придет конец, кому вообще будет нужен этот «союзный» старт, сказать очень сложно. Как бы своей станции мало того, что нет, так еще в обозримом будущем и не предвидится.
Да, еще «Роскосмос» разрабатывает свой многоразовый носитель «Союз-СПГ», проект которого должен быть закончен по странной случайности в этом году, а первый полет совершиться в 2025. Ракету запустят с космодрома «Восточный». Она будет работать на двигателе РД-0169А с использованием метана, а первая ступень — возвращаться для повторных полетов. База старта – «Восточный».
Ну и последний гвоздь в крышку гроба - это запуск ракеты-носителя «Ангары-А5». Опять же с «Восточного».
Вот здесь совсем неприятно для Байконура, потому что действительно, первая страница в истории «Восточного» может стать последней в истории Байконура. В том смысле, что у России вообще не останется ракет-носителей, которые могут стартовать с казахской земли.
Так что вся эта тягомотина с арендой до 2050 года – она может закончиться много раньше. Тратить такие деньги для того «шоб было» - глупо. Если есть современный космодром со всей инфраструктурой, то какой смысл в старом?
Да, «Роскосмос» действительно сделал очень многое для того, чтобы проект не состоялся. Переносы сдачи эскизного проекта достали казахстанскую сторону, равно как и удорожания проекта в 7 раз. Но и Казахстан не спешил вносить свою сторону денег, мотивируя это разными причинами.
Более того, в 2023 году Казахстан наложил арест на имущество России на космодроме, требуя компенсацию в размере 2 миллиардов рублей в пользу СП «Байтерек» для выполнения работ по оценке воздействия на окружающую среду проекта «Союз-5». В общем все больше похоже на умышленное затягивание Казахстаном процесса с оглядкой на «старших господ».
Здесь вообще все более или менее понятно: в РК Казахстан дико боятся американских санкций против своих предприятий, работающих с Россией. Причем, из этого тайны не делают сами казахстанские политики и чиновники.
Второй неприятный аспект – русофобия и национализм, проникшие и в бизнес. Иметь дело с казахстанскими бизнесменами на низших уровнях (а куда без них в стройках такого размаха) практически невозможно. «Хозяева земли казахстанской» считают, что им должны все без исключения, особенно русские.
Сам Казахстан, естественно, ничего сделать не сможет. Это объяснять надо только казахам, но это номер заранее обреченный.
И России при таких условиях Байконур ни к чему. «Восточный» явно выигрывает, кроме одного параметра – качества. В Советском Союзе строили не как сегодня строят и так не воровали, как воруют в наше время. Потому некоторые опасения насчет успешной и главное, долгой работы космодрома, все-таки имеются.
Что толку, что мы везде были первыми, если через какое-то время может получиться так, что мы не будем даже последними?
Кто тогда мог предположить, в каком страшном сне, что со 108 стартов в 1982 году мы рухнем до 17 в 2020-м? И что спустя 60 дет наши корабли будут стартовать все на тех же королёвских ракетах?
Мир не стоит на месте. Помню, как многие ухахатывались над Маском. «Вот когда полетит, тогда поговорим». «Вот когда сядет, тогда и поговорим». «Вот когда пристыкуется…». «Вот когда…».
Ну и у нас говорили. Как мы полетим на Луну, как мы полетим на Марс, как у нас в приоритете Венера, как мы построим свою станцию на орбите, как мы построим лунную станцию, какие у нас будут многоразовые корабли…
Очень много было слов. Гигатонны. Дел не было. Если делом можно назвать грохнутую о лунную поверхность межпланетную станцию и наконец-то выпихнутую на орбиту старую развалину модуль «Наука», которую выбросят теперь в 2028 году за ненадобностью, то да, дела были. Ну такие, какие есть. А так – космический извоз.
Кода-то в мире было две супердержавы, которые боролись за первенство в освоении космоса. Советский Союз и Соединенные Штаты. Сегодня мир изменился, и космическая семья значительно увеличилась за счет новых членов. Европа, Бразилия, Япония, Индия, Новая Зеландия (с ума сойти, супердержава!), Китай, Израиль, Иран, Северная Корея, Южная Корея.
Новые ракеты-носители, новые корабли, новые автоматические станции, новые космодромы. Мир не стоит на месте.