Главные энергетические установки кораблей и судов...

Главные судовые механизмы - паровые машины, турбины, котлы, дизеля, реакторы
Теги:ГЭУ, флот
 
1 2 3 4 5 6 7 182

Nilli

опытный

Может, не совсем в тему, но меня интересует вопрос: какие типы главных энергетических установок, помимо атомных, применяются на современных крупных кораблях? Hапример, таких, как "Адмирал Чабаненко" (он вроде не атомный?). Дизель мощностью в десятки мегаватт (а такие есть?)? Или же пароходы до сих пор живы?

По поиску в Инете ответа не нашел (находится, как всегда, куча мусора и ничего нужного):-(

[Редактировалось Alexan (10-11-2000 в 12:15).]
 
+
-
edit
 

Nikita

аксакал

Газотурбинные и паровые. У тех кто немного поменьше дизельные и дизель+газотурбинный.
Учитесь читать.  
+
-
edit
 

Alexan

втянувшийся
То есть, пароходы до сих пор актуальны!!! А что в современных пароходах используется для привода винтов? Паровая турбина, или и поршневая паровая машина до сих пор применяется? Насколько экономична газотурбинная силовая установка? И какова наибольшая мощность дизельных силовых установок?
 
+
-
edit
 

Nikita

аксакал

>Паровая турбина, или и поршневая паровая машина
>до сих пор применяется?

Разумеется турбина :)

>Насколько экономична газотурбинная силовая установка?

Очень неэкономична :)

>И какова наибольшая мощность дизельных силовых установок?

Я знаю что есть дизели по 6 МВт, их обычно 2-4 штуки ставят.
Учитесь читать.  

muxel

Энтузиаст реактивного движения

Насчет атомных ЭУ на НК. В последнее время их ставят только американцы на свои суперавианосцы, да французы на свой авианосец. Все остальные свои атомные крейсера и фрегаты они уже списали в последние 5 лет. Наши ТАРКР пр.1144 не в счет.

wbr, muxel
 

muxel

Энтузиаст реактивного движения

Правильнее было сказать не паровые, а котлотурбинные установки (КТУ) :) Хотя на военных кораблях (за исключением наших авианосцев :) их в последнее время полностью вытеснили газовые турбины. Единственное исключение что приходит в голову это наши ЭМ пр.956 (но почему там стоит паровая турбина это отдельная история).

Насчет экономичности газовых турбин, то для ГТУ третьего поколения удельный расход составляет примерно 170-180 г/л.с. в час (для сравнения у КТУ этот параметр составляет 300-350 г/л.с. в час).

Насчет максимальной мощности дизелей, то на малооборотных дизелях, которые ставятся только на гажданские сда и суда обеспечения, мощность достигает 50 000 л.с. На высоко- и среднеоборотных мощность доходит до 5 000 - 10 000 л.с. Например М-504 (56ЧСПН16/17) 5 000 л.с., а М-507(112ЧСПН16/17) полученный из 2 М-504 - 10 000 л.с. (кстати число 112 в его обозначении это кол-во цилиндров :)

wbr, muxel

[Редактировалось muxel (10-11-2000 в 15:33).]
 
+
+1
-
edit
 

KRoN
Balancer

администратор
★★★★★
Гм. А мне что-то такое из курса процессов и аппаратов помнится, что паротурбинные установки на сегодняшний день самые экономически выгодные мощные источники энергии.

Кстати, если уж на то пошло, то атомные силовые установки - частный случай паротурбинных.
 

muxel

Энтузиаст реактивного движения

Насчет "Адмирала Чабаненко" (пр.11551). На нем стоят 2 газо-газотурбинных установки (ГГТУ) М-9 по 30 000 л.с. Каждая ГГТУ состоит из газовой турбины экономичного хода М62 мощностью 7 500 л.с. и форсажной газовой турбины М8КФ мощностю 22 500 л.с. Работают они через редуктор на один вал.

wbr, muxel

[Редактировалось muxel (10-11-2000 в 17:49).]
 

muxel

Энтузиаст реактивного движения

Вот поэтому они и называются котлотурбинные, чтобы частные случаи не путать :)

А насчет самых выгодных, мы же говорим о корабельных установках, там своя специфика. Удельный расход КТУ можно довести до уровня ГТУ, но удельная масса КТУ будет примерно в 2 раза больше чем у ГТУ, что на военных кораблях неприемлимо...

wbr, muxel

[Редактировалось muxel (10-11-2000 в 20:20).]
 
+
-
edit
 

Alexan

втянувшийся
И еще попутный вопрос. Почему рукоятка управления режимами силовой установки корабля называется не РУД, а "телеграф"? Она что ли, даже сейчас, не управляет двигателями винтов, а лишь передает команды в машинное отделение? Или именно управляет двигателями, а название - дань традиции?
 
+
-
edit
 

varban

администратор
★★★☆
По-разному бывает, но РУД я глазами видел только на "Кометах". Слышал, что на катерах (не на прогулочных;) есть. А на больших кораблях - нет, да и не может корабоводитель думать еще и о специфике управления ЭСУ - на то есть цельная боевая часть ;)
А потом, больших традиционалистов, чем моряков, я не видел :)
На самом современном ударном крейсере, который любую точку в лунный пейзаж может превратить, у которого полсотни АСУ, и компов только для пишуших машинок сотня-другая, вполне можно увидеть дельные вещи, снасти еще парусной эпохи.
А уж машинный телеграф РУД-ом если обозвать... командир виновного под килем пропустит:-Е

[This message has been edited by varban (edited 22-11-2000).]
 
+
-
edit
 

Alexan

втянувшийся
А если РУД летучего корабля обозвать телеграфом, то виновного командир над килем (при наличии оного, ибо, например, у Б-2 его нет :) пропустит? :-)))

Что касается управления силовой установкой плавучего корабля, то чем оно так существенно отличается от оного у летучего? Особенно при газотурбинной силовой установке.
 
+
-
edit
 

Alexan

втянувшийся
Атомный реактор по своему принципу действия - обыкновенный паровой котел. Только источником тепла служит ядерное топливо.

Кстати, почему наиболее мощные дизели - это малооборотные? Ведь высокооборотный сделать мощным гораздо проще (и будет он при той же мощности в разы легче и компактнее).
 

muxel

Энтузиаст реактивного движения

quote:
Originally posted by Alexan:

А если РУД летучего корабля обозвать телеграфом, то виновного командир над килем (при наличии оного, ибо, например, у Б-2 его нет :) пропустит? :-)))
 


Кстати, во времена первой мировой войны на каком то многомоторном тяжелом самолете был машинный телеграф корабельного типа :) Командир им отдавал приказы механикам, которые сидели у двигателей и рулили ими...

quote:

Что касается управления силовой установкой плавучего корабля, то чем оно так существенно отличается от оного у летучего? Особенно при газотурбинной силовой установке.
 


Ну, при ГТУ или дизельном двигателе в принципе ничем не отличается, а вот в случае паротурбинной или ядерной установке очень даже сильно отличается. Они гораздо инерционнее в управлении, пока там раскочегарятся, куча времени пройдет :) Чтоб полный ход дать иногда до часа времени требуется, если не больше...

quote:
Атомный реактор по своему принципу действия - обыкновенный паровой котел. Только источником тепла служит ядерное топливо.
 


Атомный реактор это не паровой котел - а ядерная топка :) А вот чего на ней греть - это отдельный вопрос :)

quote:
Кстати, почему наиболее мощные дизели - это малооборотные? Ведь высокооборотный сделать мощным гораздо проще (и будет он при той же мощности в разы легче и компактнее)
 


А почему вы решили что высокооборотный дизель сделать мощным гораздо проще ? К тому же максимальная мощность не означает максимума крутящего момента...



wbr, muxel

[This message has been edited by muxel (edited 23-11-2000).]
 
+
-
edit
 

Alexan

втянувшийся
То есть, когда-то телеграф вместо РУД все-таки был и на самолетах (кстати, это, случайно не "Илья Муромец"?). Но сейчас-то совершенно точно такого нет...

Что касается управления паротурбинными установками, их инерционности. Видимо, именно для этого у телеграфа имеется команда "ТОВЬСЬ" (долго хохотал над этим словом, оказывается, обозначает "гоТОВЬСЬя") - чтоб котел раскочегарили? Но переключать режимы "полный вперед" и т.п. вполне можно было бы и без посредников в машинном отделении, при современном-то уровне автоматики... Так и быстрее будет реакция на команды, и надежнее, и персонал на энергетической установке можно сократить. К примеру, на тяжелых самолетах в последнее время отказались от бортинженера - за всем следит автоматика. Управляют только два пилота (фактически даже - один, второй для надежности). Или опять морские традиции не позволяют?

Атомный реактор можно назвать атомным котлом, ведь бывают же угольные котлы, электрокотлы и т.п. (то есть, агрегат, где источник тепла и собственно котел (бак с водой для нагрева оной или получения пара) объединены в одно целое, вроде бы называют котлом).

Высокооборотный дизель сделать мощным проще. Ибо у одного и того же двигателя при повышении оборотов повышается развиваемая мощность. Например, основной (и наиболее эффективный) способ форсировки мотоциклетных двигателей - повышение оборотов. Необходимый крутящий момент можно получить с помощью соответствующих редукторов. Другое дело, что при увеличении оборотов снижается ресурс. Видимо, крупный двигатель сложно и дорого ремонтировать, потому мощные дизели и делаются малооборотными (а потому тяжелыми и громоздкими).

[This message has been edited by Alexan (edited 23-11-2000).]
 
+
-
edit
 

nikbar

новичок
Если кто не знает, то в число котлотурбинных установок входят и атомные, т. к. ядерный реактор по-другому называется атомным котлом.
 
+
-
edit
 

=KRoN=
Balancer

администратор
★★★★★
:) ))

А что касается...

>Кстати, во времена первой мировой войны на каком то многомоторном тяжелом самолете был машинный телеграф корабельного типа :) Командир им отдавал приказы механикам, которые сидели у двигателей и рулили ими...

Дык, и сейчас на тяжёлых бомбардировщиках КВС выдаёт команды на режимы двигателей... Такой вот телеграф :) )
 
+
-
edit
 

Alexan

втянувшийся
Да, я предлагаю на командирском мостике ставить РУД по типу самолетного, сигнальные провода от которого непосредственно идут к системе управления двигателями винтов. На катерах (по крайне мере малых и средних, про крупные не знаю) ведь так и сделано. Кстати, как называется данная рукоятка у катеров?


Про получение большого крутящего момента с многооборотного двигателя - пардон, забыл одно слово, смысл предложения потерялся, а отредактировать вовремя не успел (хотел сказать: "необходимый крутящий момент можно получить с помощью соответствующих РЕДУКТОРОВ").

На грузовики не ставят высокооборотные двигатели малого объема из соображений ресурса и экономичности. Однако судовые двигатели вроде должны удовлетворять примерно одинаковому уровню требований. Ведь уже нет особой разницы, 1000 тонн водоизмещение корабля, или 10000 (и то, и другое - уже не моторная лодочка :) То есть, многооборотный дизель на 5000 л.с. имеет тот же уровень ресурса и экономичности, что и низкооборотный на 50000 л.с.. То есть, форсировка производится "в разумных пределах", применяются соответствующие материалы и технологии и т.п.. Так что мешает подобно высокооборотному двигателю на 5000 л.с., сделать аналогичный (только, разумеется, побольше), на 50000 л.с.?
 
+
-
edit
 

Alexan

втянувшийся
112 цилиндров (блин, даже представить это тяжело, где-нибудь в Инете картинку можно увидеть?) имеет высокооборотный дизель на 10000 л.с. А сколько цилиндров имеет низкооборотный дизель на 50000 л.с.? И какие обороты для дизелей такого класса считаются высокими, какие низкими?
 

muxel

Энтузиаст реактивного движения

quote:
Originally posted by Alexan:

112 цилиндров (блин, даже представить это тяжело, где-нибудь в Инете картинку можно увидеть?) имеет высокооборотный дизель на 10000 л.с.]
 


Картинки, к сожалению у меня под рукой нету, надо искать. Но 112 цилиндров - это два двигателя по 56, оъединенных общей главной передачей, а каждый из них состоит из семи восьмицилиндровых блоков... Кстати, его ресурс 6000 часов.

quote:
А сколько цилиндров имеет низкооборотный дизель на 50000 л.с.?
 


У меня сейчас справочника с точными цифрами под рукой нету, но их там гораздо меньше, порядка 10. Вот например дизель 8ДКРН60/195-100 мощностью 17 900 л.с., масса дизеля 590 тонн, число оборотов 110 в мин. (8-число цилиндров, Д-двухтактный, К-крейцкопфный, Р-реверсивный, Н-с наддувом, 60-диаметр цилиндра в см, 195-ход поршня в см)

"Малооборотные дизели устанавливаются только на гражданских судах и в редких случаях на судах обеспечения ВМФ. Их преимуществами являются высокая агрегатная мощность до 50 000 л.с., достаточно низкий удельный расход топлива 120-125 г/л.с.*ч., большой ресурс, обычно равный сроку службы судна, приспособленность к работе на тяжелых сортах топлива. Недосттатком малооборотных дизелей являются большие массы и габариты (удельный вес 22-37 кг/л.с.)"

quote:
И какие обороты для дизелей такого класса считаются высокими, какие низкими?
 


  • малооборотные - 100-150 об/мин
  • среднеоборотные - 300-600 об/мин
  • повышенной оборотности - 600-1000 об/мин
  • высокооборотные - более 1000 об/мин



    wbr, muxel

    [This message has been edited by muxel (edited 23-11-2000).]
  •  

    muxel

    Энтузиаст реактивного движения

    quote:
    Originally posted by Alexan:

    Но переключать режимы "полный вперед" и т.п. вполне можно было бы и без посредников в машинном отделении, при современном-то уровне автоматики... Так и быстрее будет реакция на команды, и надежнее, и персонал на энергетической установке можно сократить.
     


    Ну может так оно и есть уже (автоматически КТУ управляется), я точно не могу сказать, но телеграф то все равно на мостике останется. Или вы предлагаете самолетный РУД на корабль поставить ? :))

    quote:
    Высокооборотный дизель сделать мощным проще. Ибо у одного и того же двигателя при повышении оборотов повышается развиваемая мощность. Например, основной (и наиболее эффективный) способ форсировки мотоциклетных двигателей - повышение оборотов. Необходимый крутящий момент можно получить с помощью соответствующих. Другое дело, что при увеличении оборотов снижается ресурс. Видимо, крупный двигатель сложно и дорого ремонтировать, потому мощные дизели и делаются малооборотными (а потому тяжелыми и громоздкими).
     


    Ну а почему по вашему на грузовики не ставят форсированные мотоциклетные двигатели ? Были бы гораздо меньше и легче... :)



    wbr, muxel

    [This message has been edited by muxel (edited 23-11-2000).]
     

    muxel

    Энтузиаст реактивного движения

    quote:
    Originally posted by varban:

    Эх, забыл я рапорт механика... один раз на торпедной станции слышал, все со смеху чуть не померли. Но там точно было про 112 поршней и 224 клапана;)

    А когда сели трепаться, на полном серьезе командиром мех. БЧ было высказано мнение, что этот движок отпрыск авиационного моторостроения, но гипертрофированный...
     


    Прав был твой механик. После войны на базе авиационных дизелей типа АЧ-30 конструкции А.Д.Чаромского на ленинградском машиностроительном заводе "Звезда" в ОКБ-800 под руководством В.М.Яковлева был создан морской дизель М-50 мощностью 1000 л.с. В серии двигатель с 1948 года. Двигатель 12 цилиндровый, четырехтактный, с реверсмуфтой и наддувом.

    В 1956 году было создано новое семейство двигателей М-500. Это 42 цилиндровый М-503 (4000 л.с.), 56 цилиндровый М-504 (5000 л.с.) и упомянутый уже мною М-507...



    wbr, muxel

    [This message has been edited by muxel (edited 24-11-2000).]
     
    +
    -
    edit
     

    varban

    администратор
    ★★★☆
    Эх, забыл я рапорт механика... один раз на торпедной станции слышал, все со смеху чуть не померли. Но там точно было про 112 поршней и 224 клапана;)

    А когда сели трепаться, на полном серьезе командиром мех. БЧ было высказано мнение, что этот движок отпрыск авиационного моторостроения, но гипертрофированный... Вроде слышал о Добрининских многоцилиндровых моторов (36, что ли?), ну, и бензиновые они.

    А по поводу "товьсь"... что, и "Корабль конвоя" не слышали?

    Я-то знаю, чего тишина эта стоит,
    Я готов каждый миг опознать их дозор.
    Аппараты на товьсь, я корабль конвоя,
    Я-то знаю, что значит подставить свой борт.
     
    +
    -
    edit
     

    Alexan

    втянувшийся
    Значит, то, что для кораблей считается высокооборотным дизелем, на наземном транспорте - скорее сверх-низкооборотный (за исключением, разве что, тепловозов, но и у них обороты почти у всех под 1000). Но ресурс у корабельных двигателей на 1000 и больше оборотов, оказывается, всего 6000 часов. Странно, почему так мало? Ведь у грузовиков (автомобилей) обороты побольше будут, удельная мощность тоже, однако ресурс десятки тысяч часов и сотни тысяч километров. Или это не полный, а межремонтный ресурс? И на каких коряблях применяется этот 112-цилиндровый дизель на 10000 л.с.? На ракетных катерах? Он двухтактный или четырехтактный? Как понял, он имеет несколько коленвалов (даже одна половинка, М-504, которая на 5000 л.с.)? И выпускается ли такие в настоящее время?

    А 100-150 об/мин... И 590 тонн... Тоже впечатляет... Причем это далеко не самый мощный. Правда, на военных плавсредствах такие не используют.

    По поводу "Товьсь" - да, узнал недавно (может, слышал и раньше, но не обращал внимания). Удивило, что и на телеграфе, совершенно официально, написано именно так (а не разговорный жаргон). Кстати, чем отличается "полный" ход от "самого полного"? Разве полный не подразумевает максимально возможный?
     
    AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
    +
    -
    edit
     

    Alexan

    втянувшийся
    По поводу РУД и телеграфа. Понятно. Хотя, в принципе, непосредственное управление силовой установкой с командирского мостика (с РУД) не мешает сделать аналогичный РУД и в машинном отделении, и, прижелани, хоть в каждом помещении корабля:-) Попали снарядом в мостик, не стало ни его вместе с командиром, ни командирского РУДа - тогда за свой РУД могут взяться люди в другом, уцелевшем отделении.

    P.S. А у катеров рычаг управления тяговыми двигателями так и называется - "РУД"?
     
    1 2 3 4 5 6 7 182

    в начало страницы | новое
     
    Поиск
    Настройки
    Твиттер сайта
    Статистика
    Рейтинг@Mail.ru