По экранопланам вкратце, по памяти, без цитат (книжка была такая "Экранопланы", к сожалению под рукой сейчас нет
) :
Экранный эффект - это уменьшение лобового сопротивления и приращение подъемной силы, наступающее вблизи поверхности (прилиблизительно от 75% САХ крыла, наиболее эффективной высотой полета считается от 25% САХ).
Из этого определения следует увеличение аэродинамического качества. Увеличение аэродинамического качества способствует повышению экономической эффективности (уменьшается расход топлива потребного на перевозку одного килограмма груза на один километр расстояния).
По вышеуказанной эффективности экранопланы занимают позицию где-то между самолетом и автомобилем (водоизмещающие суда>поезда>автомобили>экранопланы>СПК>СВП>вертолеты-самолеты).
Мореходность. Экперименты с моделями, показали, что при движении над неровной поверхностью (типа море-волны) высота полета равняется высоте полета над гребнями волн, а не ложбинами. Это объясняется тем, что при уменьшении высоты полета эффективность экранного эффекта увеличивается, т.е. возрастает подъемная сила, которая не позволяет аппарату провалится еще ниже.
Из этого следует, что по абсолютным параметрам (скорости, грузоподъемности, мореходности) экраноплан будет заведомо проигрывать аналогам (самолетам, водоизмещающим судам), но в сумме этот набор характеристик позволят сделать нечто........эдакое
Неплохо также заметить, что "Чудовище Каспийского моря" в свое время был самым крупным летательным аппаратом, это в 60-е годы при тогдашнем уровне технологий. В настоящее время, когда реально существуют самолеты подобные Мрии, 1000 тонный аппарат далеко не фантастика.