Позаимствовано с сайта
Новости космонавтики на spacenews.ru. Мировые и российские космические новости от ведущих предприятий ракетно-космической отрасли, операторов спутниковых систем связи; сообщения ведущих информационных агентств и популярных СМИ. Дайджест прессы и аналитика. Космическое законодательство. Базы данных.Энциклопедия космонавтики
//
www.spacenews.ru
Летим на Марс
17.04.2002. Составлено расписание экспедиций на Красную планету.
Впервые о полете человека к Марсу в начале 60-х годов XX века задумывались еще основоположники советской космической программы Фридрих Цандер, Сергей Королев и Мстислав Келдыш. Однако лишь к концу XX века благодаря длительным советским экспедициям на орбитальных станциях был накоплен достаточный опыт для того, чтобы о полете человека на Марс можно было говорить как о реальности.
Полет человека на Марс - столь серьезное и дорогое мероприятие, что осилить его смогут только сообща несколько стран. Но прежде необходимо все тщательно проанализировать, просчитать и подготовить. Этим и занимались последние годы российские ученые из Исследовательского центра им. М.В. Келдыша, ГНЦ "Институт медико-биологических проблем", ИКИ РАН, корпорации "Энергия", НИКИЭТ, ГЕОХИ им. В.И. Вернадского РАН, Института микробиологии РАН. По гранту, выделенному Международным научно-техническим центром, коллектив из 75 высококлассных специалистов, в том числе 3 академиков РАН и 2 членов-корреспондентов РАН, подготовил проект будущей марсианской экспедиции.
Документация, созданная в результате работы над проектом, насчитывает тринадцать томов. Здесь собрана едва ли не вся информация о Марсе - о строении, происхождении и возможности сохранения древних форм жизни на этой планете. Здесь же можно познакомиться с точкой зрения ведущих специалистов России о том, как лететь к Марсу, на чем и зачем.
Согласно мнению ученых, вся программа должна состоять из десяти полетов человека на Марс. Первые три экспедиции будут техническими. Во время этих экспедиций планируется отработать методику полета человека на столь дальние расстояния. На планету скорее всего сядут участники второй или третьей экспедиции. Космонавты проведут на планете 30-60 суток (это время считается оптимальным), а весь полет займет около полутора лет.
Медики полагают, что наиболее благоприятное время для полетов - периоды активного Солнца. Дело в том, что главная опасность, с которой космонавты столкнутся во время межпланетного перелета и пребывания на Марсе, - это ионизирующее излучение, в котором повинны солнечные вспышки и космические лучи. Однако во время повышенной активности Солнца его магнитное поле уменьшает интенсивность этих лучей.
Вторая опасность, которая угрожает космонавтам, - невесомость, но она изучена достаточно хорошо. Однако принципиальное отличие экспедиции на Марс от полетов на орбитальной станции в том, что космонавтам после перелета надо сразу работать на планете, где сила тяжести всего в три раза меньше земной. Иными словами, времени на адаптацию не будет. Поэтому до Марса они должны долететь в хорошей физической форме. Чтобы ее сохранить, космонавты несколько часов в неделю будут находиться в условиях искусственной силы тяжести, созданной с помощью бортовой центрифуги.
А вот действие третьего фактора - слабого магнитного поля межпланетного пространства - физиологи пока что не изучили. Имеются предположения, что отсутствие привычного магнитного поля неблагоприятно скажется на организме. Поэтому скорее всего в корабле установят систему искусственного магнитного поля, аналогичного полю Земли.
Четвертый фактор - внезапные проблемы со здоровьем. Во время межпланетного перелета нет возможности срочно эвакуировать заболевшего человека. Лечить ео нужно на месте. Для этого в распоряжении бортового врача будет медицинский центр, оснащенный системой телемедицины и бортовой операционной. Ну, и пятый фактор - отказ оборудования. Надо учитывать, что статистика неудачных полетов к Марсу весьма печальна. Едва ли каждый третий корабль благополучно добирается до планеты и выполняет свое задание. Организаторы экспедиции надеются, что пилотируемый корабль значительно надежнее автомата, и даже если возникнет нештатная ситуация, экипаж найдет выход из сложного положения. Тут сам человек оказывается надежным элементом системы безопасности.
[ слишком длинный топик - автонарезка ]