Операция "Рождественский пирог" или приключения SAS в пампасах Патагонии
О планируемой англичанами операции «Микадо» во время Фолклендской войны в российских источниках иногда коротко да упоминают. В 1979 году Аргентина заказала во Франции помимо прочего вооружения и ракеты Exocet. К апрелю 1982 года аргентинцы, по данным продавца, французской фирмы Aerospatiale, успели получить пять таких противокорабельных ракет, которые хранились на авиабазе аргентинской Рио-Гранде на Огненной Земле. 4 мая ракетой Exocet был тяжело повреждён эсминец «Шеффилд», впоследствии затонувший. Данный инцидент произвел впечатление на британцев. По информации британской разведки, на 13 мая у аргентинцев оставались три готовых к применению ракеты, и надо было срочно решать вопрос с ними. С целью уничтожения ракет и аргентинских самолетов и была разработана операция «Микадо».
Первоначальный план атаки на Рио-Гранде включал использование пары C-130 «Геркулес» с 50-55 бойцами британского спецназа SAS на борту. «Геркулесы» должны были вылететь с авиабазы на острове Вознесения в Атлантике и, маскируясь под аргентинские С-130, дерзко и открыто сесть в Рио-Гранде. После приземления бойцы, в теории, выбегали из самолетов и уничтожали все на своем пути, включая Exocet. После выполнения задания «Геркулесы» либо взлетали и направлялись на базу Пунта-Аренас в Чили, либо подрывались, а бойцы пешком добирались до чилийской границы.
В рамках «Микадо» была разработана отдельная разведывательная операция «Рождественский пудинг», о которой мало что известно в России, да и детали от непосредственных участников просочились в британскую прессу лишь весной этого года. Цель операции — установление наблюдения за базой Рио-Гранде, сбор информации и подготовка к основной фазе «Микадо».
Бойцы SAS (B Squadron, 22 SAS Regiment) со своей базы в Великобритании вылетели в Атлантику. Затем с острова Вознесения на юге Атлантики на «Гекулесе» они были десантированы в океан и подобраны авианосцем Invincible. В первые минуты 18 мая с борта Invincible взлетел вертолет Sea King с восемью бойцами SAS. После взлета вертолет вдруг обнаружил на своем пути морскую газодобывающую платформу, о которой было известно всем, кроме английской разведки. Платформу пришлось облетать и терять время. Как позже оказалось, аргентинский военный корабль засек вертолет, но не стал открывать огонь, опасаясь нанести повреждения платформе.
После нескольких часов полета в густом тумане над Аргентиной вертолет заблудился и совершил посадку. Далее версии произошедшего расходятся. Пилот вертолета утверждал, что все же он, несмотря на почти нулевую видимость, все сделал правильно, и посадка была совершена четко в запланированном месте, а командир группы SAS решил, что приземлились не там. После краткого совещания, пререканий с пилотами и опасений, что вертолет засекли и что приземлились не в том районе, было решено, что операция отменяется и вертолет летит в Чили. Два уже десантировавшихся бойца были загнаны командиром группы обратно в вертолет.
Граница между Аргентиной и Чили была пересечена на вертолете, бойцы спецназа в целях безопасности высажены на южном берегу залива Инутиль.
Вертолет же отправился на чилийскую авиабазу в Пунта-Аренас. Не долетая до базы, экипаж (3 человека) по плану должен был уничтожить машину. Решили сделать все по-тихому. Сели, проделали дыры в вертолете, но с первой попытки затопить не получилось. Во время очередной посадки вертолет потерпел крушение прямо на пляже. Экипаж взорвал вертолет, скрывался 8 дней на местности и потом все же своим ходом отправился в Пунта-Аренас, где на улице этого городка 25 мая сдался местным военным и властям. Экипаж вертолета был переправлен в Сантьяго, где пилоты дали нашумевшую международную пресс-конференцию.
В это же самое время высаженные бойцы спецназа испытывали свою судьбу. Спеназовцы в итоге решили, что все же выполнят свою миссию, и отправились к Рио-Гранде. На руках у них было две карты, выданные еще в Англии: вырванный лист из школьного атласа 30-х годов и аргентинская карта 43-го года с печатью библиотеки Кембриджского университета от 1967 года. Рио-Гранде не была обозначена на данных картах. Карт не было и на борту авианосца, на что рассчитывал командир группы. Группа также не имела достаточно провизии для долгой автономной работы и приборов ночного видения.
На рассвете 18 мая группа вышла на связь и получила приказ продолжать операцию. К этому моменту один из бойцов слег с высокой температурой. Командир группы принял решение переждать. Общее настроение было подавленным. У людей возникало ощущение, что их уже списали со счетов и бросили на произвол судьбы.
19 и 20 мая группа лежала в спальных мешках под камуфляжными сетками среди заснеженных пампасов на открытой местности, тряслась от холода и ждала, пока боец поправится.
Вечером 20 мая они начали движение, но до границы с Аргентиной оставалось около 10 миль, а от границы надо было преодолеть еще 30 миль по вражеской территории до Рио-Гранде. Это было нереально без дополнительного продовольствия.
21 мая во время сеанса связи им был дан приказ добраться до определенной точки эвакуации, где их должен был ждать один из офицеров SAS, который уже находился в Чили. После сеанса связи рация, которая промокла еще при десантировании в Атлантику, вышла из строя.
22 мая группа добралась до обозначенного места, но никого не встретила. Бойцы прождали еще три дня, расходуя и без того небогатый запас продовольствия.
26 мая командир группы и еще один боец, оставив основные силы, прихватив пистолеты, решили все же отправиться в чилийский городок Порвенир. Им удалось остановить грузовик на местности и быстро добраться до Порвенира, откуда из единственного телефонного автомата они сделали звонок британскому консулу. Консул был в ужасе, не имея никакого представления, что проводится специальная операция, и посоветовал спецназовцам сдаться властям. Это был еще один удар по морали. А вечером этого же дня командир группы и его боец неожиданно наткнулись в харчевне на троих своих коллег из SAS, которые и не пытались по невыясненным причинам прийти на точку эвакуации. Удивлению участников «Рождественского пирога» не было предела.
30 мая группу переодели в гражданское и в условиях повышенной секретности отправили из Порвенира в Сантьяго.
8 июня им дали приказ возвращаться домой.
Карьера командира группы была окончена. Ему вменяли в вину, что он отказался десантироваться во время первого приземления и увел вертолет в Чили, вместо выполнения операции. Командир уволился из рядов вооруженных сил Великобритании и до недавнего времени держал язык за зубами, но в марте 2014 года он решился рассказать историю приключений SAS в Патагонии во время Фолклендской войны.
Данный эпизод является единственной подтвержденной попыткой англичан вести наземные действия непосредственно на материковой территории Аргентины в ту войну.
У аргентинцев, впрочем, свой взгляд на эту историю. По их мнению, аргентинским солдатам удалось из стрелкового оружия попасть в вертолет южнее Рио-Гальегос, что заставило англичан изменить маршрут полета, дотянуть до чилийской территории и потерпеть крушение под Пунта-Аренас.
Собственно, провал подготовительной операции «Рождественский пудинг» поставил крест и на основной операции «Микадо», которую прозвали «Верная смерть», за критику и отказ от выполнения которой многие британские военные лишились своих постов и службы в армии.
А 25 мая, пока SAS замерзал в пампасах, двумя ракетами Exocet аргентинцы поразили авиатранспорт Atlantic Conveyor, который затонул спустя несколько дней.