2 SergeyVLazarev:
В общем ознакомился я более подробно с произведением Селякова "ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ В НИКУДА. Записки авиаконструктора" (одно название чего стоит!), из которого вы привели фрагмент про Ту144. Что-ж, приятно осознавать, что я не ошибся ни в оценке стиля этого произведения, ни в оценке пристрастности изложения автора, ни в предположениях о причинах этой пристрастности. Есть там одна фраза, в которой причины недорожелательности Селякова по отношению к Ту144 видны как на ладони:
Я был в Жуковском и наблюдал первый полет самолета Ту-144. Шел редкий снежок. После завершения первого полета я снял шапку в знак уважения к свершившемуся и поздравил Андрея Николаевича с успехом. Но он даже не удостоил меня взглядом. Зачем я был в данный момент нужен. Нет, я не был оскорблен или обижен его неприличным поведением. К этому времени я уже хорошо изучил этого хамовитого, тщеславного старика, для которого главным было не дело, а "показуха", фейерверк и тщеславие. Конечно и это нужно было уметь делать, и он мастерски это делал. Ведь главное совершить полет и обязательно раньше англофранцузов, пустить пыль в глаза, а какого качества созданный под его руководством летательный аппарат - это никого в стране не интересовало.
В общем, все ясно с вашим Селяковым, по крайней мере в данном случае. Вы как-то в одном из своих постов высказали чувство пиетета по отношению к отечественным столпам авиации. Так вот полюбуйтесь, как называет любимый вами Селяков самого А. Н. Туполева только за то, что он оказал ему, видите-ли, недостаточно внимания. В общем на поверку оказалось, что в данном случае действительно, похоже, имеют место те самые интриги и зависть, о которых я и говорил. Поэтому я бы не стал рассматривать мнение Селякова в качестве последней инстанции, по крайней мере в случае с Ту144. И вам не советую.
На одном фрагменте приведенной вами цитаты хотелось бы остановиться поподробнее:
Самолет Ту-144 с опытными двигателями П.Колесова совершил свой первый полет 30 ноября 1974 г., т. е. почти шесть лет позднее самолета "Конкорд", а не раньше, как это преподносилось в нашей прессе.
Только на этом самолете удалось добиться километровых расходов - порядка 11,2 кг/км, когда на первом опытном Ту-144 километровый расход был непомерно большой и равнялся 26 кг/км. На серийном самолете Ту-144 с двигателями Н.Д.Кузнецова средний километровый расход топлива получен 16,15 кг/км на V=2350 км/час. Относительные километровые расходы изображены на графике 10:
На самолете "Конкорд" получен километровый расход на М=2,05 равный 8,5 кг/км.
Во 1-х не совсем понятно, что имеет в виду автор, говоря о том, что Ту144 с двигателями Колесова полетел на 6 лет позже Конкорда, а не раньше, как сообщалось в прессе? Неужели в прессе сообщалось, что Ту144 с двигателями Колесова полетел еще в 1968? По-моему этого быть не могло, ведь постановление Правительства «О постройке улучшенного варианта самолета Ту-144 с двигателями «РД» вышло только в 1974 году (
Webservis.RU - ERROR. ). Так что автор или не совсем точно выразился, или что-то путает.
Во 2-х надо попытаться разобраться с удельным расходом топлива на различных модификациях Ту144. Дело в том, что на первых опытных машинах стояли двигатели НК144 с удельным расходом топлива на крейсерском сверхзвуковом режиме 2.23 кг/кгс х ч (
Ту-144 («044») ). Первые же
серйные Ту144С оснащались двигателями НК144А с удельным расходом топлива на крейсерском сверхзвуке 1.81 кг/кгс х ч или 11.2 кг/км (
Ту-144 («004») ). Это не соответствует 16.5 кг/км, о которых говорит Селяков. А для опытных Ту144 расход топлива получается 11.2*(2.23/1.81)= 13.8 кг/км (я не уверен в том, что можно использовать прямую пропорцию, если что не так - поправьте), а не 26 кг/км, о которых говорит Селяков. Двигатели Колесова, установленные на Ту144Д, имели расход 1.26 кг/кгс х ч, которые соответствуют 11.2*(1.26/1.81)= 7.8 кг/км (еще раз прошу прощения на тот случай, если пересчет таким образом вести нельзя) - т.е. расход топлива получается даже меньше, чем у Конкорда.
Еще хотелось бы сказать, что серийный Ту144 полетел чуть ли не на 2 года раньше Конкорда (Селяков почему-то не различает его модификации, называя просто "Конкорд" и забывая при этом, что серийные Конкорды также отличались от первых опытных образцов, т.к., повторюсь, шла непрерывная доводка; к тому же при этом не совсем, ккие модификации Ту144 и Конкорда он сравнивает, ведь вполне может оказаться, что он сопоставляет первые опытные Ту с серийными Конкордами). И эксплуатироваться на регулярных линиях Ту начал почти на год раньше, чем Конкорд...