Алдан-3, 14.09.2003 11:11:35:
Созрел ряд вопросов к более информированным товарищам:
1. Если ИБ более эффективен, почему появился А-10 ?...
Прошу прощения за мое долгое отсутсвие на форме (дела, дела…), но, похоже, я я дождался главного – правильного вопроса.
А ведь, вопрос задан весьма здраво. Ответ SergeVLazarev, правда, подкочал. Не понятно, с чего он решил, что
«… ИБ 60-70 гг -Ф-4, Ф-105, Ф-104, Су-7Б, и другие - обладали ограниченными возможностями для атаки наземных целей, а также (пример Су-7Б) - в силу несовершенства их БРЭО, отсутствия ракет воздух\воздух, большей массы и меньшей маневренности - имели мало шансов противостоять вооруженным ракетами и пушками истребителям. …»
Ф-4, Ф-105, Ф-104, Су-7Б обладали ограниченными возможностями для атаки наземных целей? Не смешите мою бабушку.
Ф-4 имел мало шансов противостоять вооруженным ракетами и пушками истребителям? Еще круче.
Хотя в фразе SergeVLazarev уже содержиться, по крайней мере указание, ответа на вопрос: «Для чего был создан Ил-2?»
Начнем.
Главная причина нашей дискуссии, кроется в том, что VooDoo и SergeVLazarev («главные противники» Ил-2 в дискуссии) воспринимают бомбардировку вообще и штурмовку в частности, как весьма примитивное действие, а именно попасть бомбой в определенный квадрат на местности (100х100 м или 1000х1000 м – не принципиально), который по какой-то причине прикрыт огнем ЗА. Т.е. боевая задача у вас отличается от полигонной, только огневым противодействием ЗА или ИА.
Но если к бомбардировке вообще это еще как-то близко, то в случае со штурмовкой это часто совсем не так.
Простите, но их ошибка следствие того, что они рассуждают как люди совершенно не понимающие основ военной тактики, поэтому и строят свои рассуждения так, что летчики у них начинают воевать в каких-то совершенно искусственных, полигонных условиях. Поэтому они и делают такие ошибки и приходят к таким выводам, которые с точки зрения человека, не то, что военного, а хотя бы не плохо знакомого с основами военной тактики (хотя бы на уровне военной кафедры гражданского ВУЗа), вызывают только улыбку, хотя бы за счет невероятных ляпов.
Для того, что бы можно было оценить нелепость таких рассуждений, о воздушной атаке наземных целей, можно привести в качестве примера ключевую фразу одного из постингов VooDoo:
… Ни Ил-2, ни какой либо другой штурмовик не предназначались для того, что "разбираться" с полосой обороны. Разбираться должна была артиллерия и пехота (в общем смысле - включая танки) или, как вариант - тяжелые бомберы. А задачей штурмовиков было обеспечение действий атакующих сил. Путем уничтожения или подавления узлов обороны.
И все, дальше можно уже ничего не обсуждать. Два взаимоисключающих предложения рядом.
Вначале VooDoo говорит, что «Ни Ил-2, ни какой либо другой штурмовик не предназначались для того, что "разбираться" с полосой обороны», затем тут же «… задачей штурмовиков было обеспечение действий атакующих сил. Путем уничтожения или подавления узлов обороны».
В чем противоречие? А вот в чем.
Никакой непрерывной полосы обороны нет. Вся оборона как из «кирпичиков» состоит из узлов обороны, называемых «ротный опорный пункт». «Ротный опорный пункт» это минимальное тактическое звено оборонительного порядка, основа, из которой строят более глубокие сегменты обороны, от батальонного опорного пункта до полосы обороны дивизии и армии. Поэтому утверждать, что «штурмовик не предназначен, для прорыва полосы обороны, а предназначен для уничтожения узлов обороны», это все равно, что сказать, «кувалдой, предназначенной для разбивания кирпича, невозможно разбивать кирпичные стены».
Ему кажется глупым, что при наличи артиллерии и танков, надо еще иметь и какой-то специальный самолет «для того, что "разбираться" с полосой обороны»? Но ведь ему не кажется глупым, что при наличии артиллерии, надо еще иметь и танки. Ведь следуя этой логике, можно искренне спросить «на кой черт они сдались, эти танки, если есть артиллерия?» Или продолжить еще дальше, а зачем артиллерия, если есть пехота?
VooDoo и SergeVLazarev искренне уверены, что все виды наземных целей подразделяются на сильнозащищенные и слабозащищенные ЗА, не подозревая, что эта классификация вторична, а потому весьма относительна.
Первично, любой авиационный командир, определяя каким типом ударных самолетов будет атакована цель и какой вид ударной нагрузки будут нести эти самолеты, прежде всего, исходит из того, какой объект ему надо атаковать - СОСРЕДОТОЧЕННЫЙ или РАССРЕДОТОЧЕННЫЙ, и только во вторую очередь будет исходить из того, какова плотность огня прикрытия этого объекта.
Точно так же и любой командир ПВО, ведя расчет сил и средств ПВО, исходит из того, какой объект ему надо прикрыть - СОСРЕДОТОЧЕННЫЙ или РАССРЕДОТОЧЕННЫЙ.
Ни VooDoo, ни SergeVLazarev совершенно не видят разницы в зенитном прикрытии полосы обороны (цели РАССРЕДОТОЧЕННОЙ) и районов соредоточения войск, заводов, портов и аэродромов и пр (целей СОСРЕДОТОЧЕННЫХ), а ведь задачи ЗА, в этих случаях совершенно различны.
Зенитное прикрытие СОСРЕДОТОЧЕННЫХ целей, от заводских корпусов до районов сосредоточения войск, это наиболее близко к «придуманному» ими «полигону» - ограниченная, но не маленькая (в тысячи и более кв.м) площадь, прикрытая многослойным огнем ЗА. Если взять район сосредоточения например полка (дивизии, корпуса, армии и т.д.), то по площади он значительно меньше полосы обороны, занимаемой этим же полком. Войска, накапливающиеся (СОСРЕДОТАЧИВАЮЩИЕСЯ) на нем, сконцентрированы до предела и за ним, фортификационных сооружений для своей защиты не имеют.
Исходя из сосредоточенности цели, можно использовать три способа ее атаки.
1. Забраться повыше, что б не достала ЗА, взять с собой бомб тоннажем поболее и высыпать эти бомбы на цель с большой высоты. Так атакуют цели стратегические (тяжелые) и средние (горизонтального бомбометания) бомбардировщики.
2. Можно атаковать и так.
Забраться повыше, что б не достала ЗА, опять-таки взять с собой бомб тоннажем поболее, подойти на большой высоте к цели, спикировать, сбросить точно бомбы и уже на высокой скорости уйти от огня ЗА. Так атакуют пикирующие бомбардировщики.
3. Или так.
Не забираясь на большую высоту, взять пару бомб тоннажем поболее, набрать высокую скорость, благодяря ей прорваться сквозь огонь ЗА, с низкой высоты (а значит более-менее точно) сбросить бомбы и сохраняя высокую скорость выйти из зоны зенитного огня. Так атакуют цели истребители-бомбардировщики.
Конечно, и сосредоточенные цели бывают разные. Если атакуем район сосредоточения войск, то тоннаж бомб можно несколько уменьшить, а число несколько увеличить, если завод, то тоннажем поболее, а числом менее, но тем не менее приоритет тоннажа бомб, над их количеством, при атаке СОСРЕДОТОЧЕННЫХ целей, налицо.
Бомбардировка сосредоточенных целей имеет ещу одну особенность. Даже если к цели прорвался и удачно отбомбился один единственный ударный самолет, то ущерб (и людской и материальный) он может нанести невосполнимый. Т.е. сколько бы и каких самолетов мы не потеряли, ущерб противнику будет все равно нанесен больший, поэтому при бомбардировке таких целей на самолетах «не экономят».
Задача ПВО (и ЗА в т.ч.) прикрывающих сосредоточенные цели вообще, и районов соредоточения войск в частности, это НЕ ДОПУСТИТЬ БОМБАРДИРОВКИ. Именно не допустить. Потому, что каждая бомба, упавшая в пределах объекта, найдет свою цель. Отсюда и плотность зенитного огня в прикрытие таких целей в десятки и сотни стволов на кв.километр. Вообщем, чем больше и мощнее, тем лучше, и ограничение зависит только от ваших средств. Задача, поставленная ЗА сложна, но есть и «приятные» моменты - вес и мобильность зенитных пушек в данном случае никакого значения не имеет. Завод не двигается, войска (пока сосредотачиваются) то же. Поэтому можно приммснять весь спектр ЗА, от МЗА до КЗА (105 мм и выше).
А вот теперь идет ключевой момент, который и VooDoo, и SergeVLazarev наотрез отказываются понимать.
Полоса обороны, в отличие от целей СОСРЕДОТОЧЕННЫХ, цель РАССРЕДОТОЧЕННАЯ. Уже этот факт резко отличает ее от «полигона».
В полосе обороны основным защитным фактром защиты своих войск от огня противника, является сама полоса обороны, т.е. фортификация во всей ее широте – замаскированные окопы, блиндажы, рвы, «лисьи норы», ДОТы, ДЗОТы и т.д., и т.п.
Основа обороны (а значит и защиты от любого оружия нападающих) это РАССРЕДОТОЧЕНИЕ личного состава войск и вооружения по всем этим оборонительным сооружениям.
Цели многочисленны, мелки и дешевы, да раскиданы на большой площади, т.е. площадь полосы обороны довольно велика, но площадь собственно целей на ней, ничтожна.
Исходя из рассредоточенности, малоразмерности (а значит и слабости) целей, при их многочисленности основную роль в их поражении будет играть не тоннаж бомб, а их количество и число заходов на бомбометание. Т.е. бомбы надо брать тоннажем поменьше, но количеством побольше. Зачем в ДЗОТ или блиндаж бросать 250 кг бомбу, если для его уничтожения хватит и 100 кг? Для чего в пехотинца, засевшего в окопе, сверху поливать пулями калибра 12,7 мм если его очень хорошо убьет и 7,62 мм? Очень желательно, сделать и несколько заходов на цель. ДЗОт маленький, траншея узкая - попробуй, попади в них с одного захода.
Кроме того, надо учитывать еще несколько очень принципиальных моментов.
Материальная ценность полосы обороны, особенно полевой невелика, цели мелки и дешевы.
Рассредоточенность целей, создает такие условия, при которых даже прорыв к цели и ее удачная бомбардировка, не то, что одним, а несколькими ударными самолетами, приводят к крайне малому ущербу, и людскому, и материальному. Более того, полоса обороны сама по себе создана для того, что бы наносить противнику ушерб (в т.ч. и в авиации). Т.е. созданы условия, когда потери самолетов при атаке такой цели, несопоставимы по ущербу нанесенному противнику, поэтому при бомбардировке таких целей на самолетах лучше «экономить».
Отсюда и главная задача ПВО (и ЗА в т.ч.) в полосе обороны, это не исключить бомбардировку вообще, это не возможно в принципе (слишком большая площадь и протяженность объекта защиты), а СДЕЛАТЬ БОМБАРДИРОВКУ НЕПРИЦЕЛЬНОЙ, обеспечивая максимальную сохранность фортификационных сооружений, а значит и личного состава.
С одной стороны это вроде легче, чем «не допустить бомбометания», но с другой стороны у ЗА, при прикрытии полосы обороны, существует масса «заморочек» и проблем которую крайне необходимо учитывать.
1. Невозможно создать высокую концентрацию ЗА, по крайней мере сопоставимую с прикрытием сосредоточенных целей.
Это только человеку совершенно далекому от военного дела, кажется, что все просто. Надо прикрыть фронт с воздуха понадежнее - нагоним ЗА, а это совсем не так.
Для примера: норма МЗА в прикрытии 1 км полосы фронта – 1-2 батареи (4-6 орудий в батарее) и не выше. Глупо? Нет. На самом деле, норма 1-2 батареи МЗА на полосу фронта объясняется очень просто.
До 12-ти орудий МЗА в прикрытии 1 км фронта, могут свободно маневрировать в пределах этого километра, имея 4-5 запасных позиций, которые они будут менять после каждого налета фронтовой авиации противника. Сорвал налет – смени позицию! Это аксиома.
24-ре орудия в пределах этого километра фронта уже будут маневрировать с трудом, имея по 2-е, в лучшем случае по 3-е запасные огневые позиции. Не плохо, но это уже предел концентрации. Иметь больше пушек МЗА в прикрытии километра фронта глупо и опасно. Маневрировать они не смогут, в результате чего после срыва 1-2 налетов, их позиции будут засечены и эти пушки будут буквально сметены целенаправленным ударом хоть с воздуха, а хоть и артиллерий штурмующих. После чего беззащитную с воздуха оборону просто добьют те же штурмовики (Как и получалось в 1944-45 годах на Восточном фронте).
А если не устоит оборона, надо пушки экстренно эвакуировать, то надо еще поблизости от позиций укрывать тягачи (а это тоже место занимает).
2. ЗА должна быть мобильной.
В прикрытие полосы обороны приходится делать упор на легкие и мобильные пушки, а то и пулеметы - с позицию на позицию их легко двигать, даже «в ручную».
3. Кроме всего, действия зенитной артиллерии в прикрытии полосы обороны подчинено не только отражению воздушной атаки, т.е. действию воздушного противника, но и в не меньшей степени (а может и большей) реалиям наземного боя.
Только по незнанию, не видно никакого смысла в расположении батареи МЗА в 600-800 метрах позади линии окопов. А ведь это тоже объясняется весьма просто.
1. О том, что этим МЗА не попадает под удар артиллерии обрабатывающей окопы, я говорил раньше и думал, что этого хватит. Но, добавлю…
2. Так же указанное расположение МЗА, с одной стороны, выводит ее и из-под огня стрелкового оружия противника, приблизившегося к линии окопов (интересно VooDoo и SergeVLazarev думали о том, что по позициям МЗА может стрелять наступающая пехота противника из винтовок?), с другой стороны, такое расстояние от линии окопов, вполне позволяет поддержать огнем свою оборону в отражении наземной атаки.
3. Поскольку подавляющее количество заходов штурмующих самолетов, на линию обороны, идет со стороны противника, пикирующими самолетами, то их (самолетов) «просадка» по выходе из атаки будет максимальной именно в точке расположенной в 600-1000 м (а то и дальше) от линии окопов, а значит, высота для ведения огня МЗА будет самой благоприятной. (Впрочем, VooDoo любит мне цитировать Перова-Растренина целыми страницами, мог бы прочитать там: «… на удалении 1 -2 км от линии фронта располагались батареи МЗА …» Т.е. по VooDoo они вообще не должны ни в кого попадать.)
Вот и получется, что полоса обороны, в отличии от СОСРЕДОТОЧЕННЫХ объектов, характеризуется:
1. Рассредоточенностью, малоразмерностью и «дешевизной» целей.
2. более низкой плотностью и калибрами ЗА.
3. Необходимостью непосредственного взаимодействия авиации с наземными подразделениями.
Получется, что для атаки РАССРЕДОТОЧЕННЫХ целей требуется ударный самолет способный совершить несколько заходов (для компенсации рассредоточенности), под действием огня пулеметов, МЗА и СЗА малой и средней плотности, а при атаке СОСРЕДОТОЧЕННЫХ целей требуется ударный самолет способный совершить один заход, под действием огня МЗА, СЗА и КЗА большой плотности.
Вот и выявилась основная разница в атаке сосредоточенных и расредоточенных целей (в т.ч. и полосы обороны).
Каким же должен быть ударный самолет предназначенный для атаки полосы обороны и непосредственной поддержки наступления?
Прежде, чем окончательно сформулировать его характеристики, надо прояснить, а чем плохи при решении этой задачи всевозможные бомбардировщики и ИБ?
1. Стратегическим (тяжелым) и средним (горизонтального бомбометания) бомбардировщикам мешает эффективно атаковать полосу обороны:
а. Большая высота бомбометания, малый размер и рассредоточенность целей. РОП это девять тонюсеньких траншей, соедененных ходамии сообщения, десяток блиндажей и десяток ДОТов, причем все замаскировано так, что не разглядишь даже с малой высоты, не то что с большой. Можно вывалить кучу бомб, перепахать взрывами весь квадрат, но эффект будет мизерный.
б. Кроме того, бомбардировка с большой высоты исключает нормальное взаимодействие с наступающими наземными войсками – их надо отодвинуть, переждать бомбардировку, убедиться, что «бомберы» отбомбились, снова выдвинуть и после этого только атаковать. За все время движений-выдвижений противник приходит в себя и организует отпор атаке.
в. Кроме того, расход бомб и горючего колоссальный. Да, В-17 или В-25 против РОПа, это все равно, что «из пушки по воробьям» – можно, но очень невыгодно.
2. Атака пикирующим бомбардировщиком, тоже не эффективна, при условии если противодействует ЗА. Нет, если ПВО нет, то всегда пожалуйства и немцы это своей «штукой» доказывали не раз в 1941-42 годах.
Но, если ПВО есть, то выясняется, что ПБ, не самый лучший вариант. Уничтожение РОПа ПБ возможно при условии многозаходности на цель или по крайней мере «вертушки», но это влечет необходимость:
а. обеспечения работы ПБ ИА – закрыть два эшелона (верхний – вход в пикирование, нижний – выход из него).
б. Снижением боевой нагрузки вдвое-втрое по крайней мере на Пе-2 (при пикировании не задействуешь внутреннюю подвеску).
в. Уязвимость самих ПБ от огня с земли (даже пулеметного) – машины не бронированы.
Вот и опять получается «из пушки по воробьям». Опять очень дорого и неэффективно.
3. Что мешает ИБ стать наиболее «выгодным» ударным самолетом для взламывания обороны?
ИБ при атаках рассредоточенных целей так же страдает несколькими фундаментальными недостатками.
а. Ограниченность по количеству боевой нагрузки - две бомбы под крыльями. Даже большой тоннаж бомб не спасает. Линию обороны нужно брать количеством. Кассетные боеприпасы и РС, 100 кг бомбы заменяют частично, поскольку полевые фортификационные сооружения разрушают слабо. Навесить комбинированное вооружение на ИБ проблемно из-за резкого снижения скорости, а значит резко возрастет уязвимость от огня ЗА.
б. Кроме того, высокая скорость ИБ снижает и так не очень высокую точность бомбометания.
в. Уязвимость самих ИБ от огня с земли (даже пулеметного) – машины не бронированы.
И наконец самое главное, что мешает эффективно применять ИБ и ПБ. Летчики ИБ и экипажи ПБ считаются самыми высококвалифицированными в тактической авиации. Особенно это относится к летчикам ИБ, поскольку кроме бомбометания и всего, что с ним связано, умеют вести и истребительный бой. Обидно терять сверхценного летчика-универсала (или высоковалифицированный экипаж) при атаке «забытого Богом» РОПа, даже не от того, что в него попал сналяд МЗА, а от того, что какому-то олуху в окопе захотелось пальнуть вверх из своего MG-42.
Кроме того, ИБ и ПБ это и очень дорогие машины, поскольку за многофункиональность надо платить. Дорогие, и что самое главное небронированные. Обино терять дорогую боевую машину, которая одной атакой может разнести заводской корпус или железнодорожную станцию, при атаке «забытого Богом» РОПа, цена которому «копейка».
Исходя из всего изложенного и была сформирована концепция штурмовика, ударного самолета, специально предназначенного для атаки рассредоточенных целей вообще и полосы обороны в частности, самолета конструктивно приспособленного одномоментно нести комбинированное ударное вооружение - бомбы, стрелково-пушечное вооружение и РС. Самолета способного пребывать над полем боя «долго» за счет защиты его броней от огня стрелкового оружия, осколков и, частично, от снарядов МЗА. Самолета способного обеспечить максимальную и длительную, а главное непосредственную поддержку, наступающим наземным частям.
Кроме того, штурмовик дешев в производстве и легко доступен в освоении летчику средней квалификации.
Надо сказать, что список рассредоточенных целей в процессе войны вырос. Если перед войной считалось, что колонны войск относятся к сосредоточенным целям, то в процессе войны, в связи с возросшей моторизаций армий, колонны войск, особенно танковые, стали считаться сосредоточенной целью, только до первой атаки. Как только следует воздушная атака, команда по колонне: «Увеличить скорость движения и интервалы!» - и все, эффективность атакующей авиации, резко падает, поскольку цели, рассредоточились. А увеличение количества МЗА и, особенно, появление самоходных ЗУ, привело, что по степени рассредоточенности и плотности огня МЗА, механизированные колонны войски стали близки к полосе обороны.
Как я уже говорил раньше, нашим союзникам не пришлось так активно прорывать фронты немецких армий как нам, во всяком случае в 1941-43 годах. Если же им приходилось это делать, то несмотря на многократное авиационное превосходство в количестве, в подавляющем большинстве случаев их прорыв получался только тогда, когда у противника просто кончались люди, техника и боеприпасы. По большому счету вся компания союзников в Европе 1944-го года, это медленное изматывающее продавливание немецкой оброны - Кан, Мец, Ахен, Арнем и т.д.
Опять-таки повторюсь, их ИБ активно действовали на коммуникациях, но реально прорыву фронта это способствовало незначительно. Да немцы несли потери в транспорте (в т.ч. и транспортной авиации), да пропускная способность их коммуникаций резко падала. Но, на способности прорвать фронт это отражалось незначительно.
Показателен провал знаменитой операции под Арнемом. На выручку десантникам шла армия, которая не имела перед собой сплошной линии обороны. Надо было всего лишь пробить несколько крупных опорных пунктов на речных переправах. Не пробили, не смотря на то, что все имеющиеся ИБ были брошены на поддержку пробивающихся войск, а не десантников (хотя возможность была, дальность позволяла). Десант под Арнемом сдался.
Если немцам надо было перебросить танковые и мотопехотные подразделения, они это делали без особого труда, как это было после провала немецкого наступления в Арденнах, после чего танковые части были переброшены на Восточный фронт и ИБ ничего не смогли сделать. Цели слишко рассредоточены.
Надо сказать, что после 2МВ идея штурмовика начала умирать. Появилась реактивная авиация, резко возросли скорости. Появилась иллюзия, что бронированный ударный самолет, способный «держать удар» это анахронизм. Получили развитие ИБ, мощные, скоростные.
Я не хочу разбирать историю штурмовиков в СССР – от Ил-2 до Су25 - (хотя бы потому, что нам как родоначальникам этого класса «сам Бог влел» штурмовики иметь). Но, американцы, чьи ВВС по праву гордяться эффективностью своих ИБ, им то А-10 зачем?
«Первый звонок», что ИБ не всесильны, для США прозвенел в Корее. Там американские ИБ, с одной стороны не смогли восприпятсвовать наступлению китайцев (сколько не били по китайским коммуникациям, остановила армию Мао, только многополосная полевая оборона), с другой стороны, все попытки прорвать аналогичную оборону китайцев и северо-корейцев (после остановки их наступления на 38-й параллели), ни к чему не привели. ИБ оказались совершенно не эффективны при прорыве оборонительной линии. Рассредоточенность, полевая фортификация и примитивное зенитное прикрытие. Пришлось заключать перемирие.
«Второй звонок» прозвенел во Вьетнаме, окгда американские ИБ оказались не в силах прервать снабжение южно-вьетнамских партизан по «тропе Хошимина». ИБ несущие большую боевую нагрузку и отлично наводимые на цели группами спецназа ничего не смогли противопоставить рассредоточению и крайне слабой ПВО вьетнамцев, основой которой были пулеметы ДШК (12,7 см). Американцы выяснили, что ударный самолет предназначенный для разовой атаки сосредоточенной цели, закрытой плотной ПВО – ИБ - мало подходит для многозаходных атак рассредоточенных целей, прикрытых слабой ПВО. Дорого и неэффективно.
Применять же по «тропе Хошимина» самолеты называемые у американцев штурмовиками (по недоразумению) А-4 «Скайхок» и АD-1 «Скайрейдер» оказалось тоже невозможно, поскольку эти «штурмовики» вообщем-то заняли, в системе вооружений, нишу легких бомбардировщиков. Потери от огня ПВО вынудили перевести А-4 на однозаходные атаки с большой высоты (т.е. по бомбардировочному), а А-1 был вообще снят с вооружения, по причине малой скорости и крайней неусточивости к повреждениям. И тот, и другой оказались самолетами «одного захода», по причине крайней слабости «на рану».
«Третьего звонка» американцы дожидаться не стали, задав себе вполне законный вопрос: «Если мы не смогли эффективно перекрыть только одну «тропу» во Вьетнаме, по причине рассредоточенности целей на ней и наличия слабой ПВО, то, что мы сможем сделать, когда в Западную Европу хлынут тысячи советских танков, по сотням «троп»?» И пришли к правильному ответу: «Ничего. Ударных самолетов для атак рассредоточенных целей у нас нет».
Вот оттуда и появился А-10. Невероятно прочный, бронированный, с многочисленными узлами подвески (число убойных элементов это главное), медленный, простой упавлении и дешевый в производстве. Ударный самолет для многоразовых атак рассредоточенных целей, при умеренной силе ПВО.
Что касается Ил-2. Да, с современной точки зрения его кострукция и бронирование далеки от уникальных. Да, мы не всегда правильно их применяли. Да, у него куча недостатков, но… Ил-2 был первым. Все его недостатки это недостатки новизны, наложившейся на противостояние сильнейшему в мире противнику. Плох был Ил-2 или хорош, но у наших союзников не было и такого, да что там у союзников, такого не было ни у кого в мире.
Ил-2 был сделан для прорыва обронительных полос и, как выяснилось, вполне подходил, для атак прочих рассредоточенных целей. Упрекать Ил-2 в меньшей эффективности по сравнению с ИБ, при атаках сосредоточенных целей глупо. Не для того его создавали. Кроме того, надо признать, что Ил-2 по сосредоточенным целям «работал» эффективнее, чем ИБ по рассредоточенным, т.е. «ил» заменял ИБ эффективнее, чем ИБ заменяли «ил».
Ил-2 не ошибка советского «Авиапрома», а следствие передовой военной мысли. То что американцам стало ясно только после войны во Вьетнаме, нам стало ясно уже к концу 30-х, то, что на современном языке формулируется так - АТАКА РАССРЕДОТОЧЕННЫХ ЦЕЛЕЙ ТРЕБУЕТ СПЕЦИАЛЬНОГО УДАРНОГО САМОЛЕТА. Самолета-ШТУРМОВИКА.
Все возвращается на «круги своя». Малоразмерные рассредоточенные цели, прикрытые относительно слабой ПВО – обе войны в Ираке. Не удивлюсь, что А-10 станет самым востребованным и массовым самолетом в ВВС США, на ближайшие лет 10-ть. Точно так же как у нас во время ВОВ Ил-2.