По большому счету вся дисскусиия вокруг Ил-2 развернулась вокруг вопроса «А нужен ли вообще бронекорпус?» Поскольку, его наличие приводит ко всем видимым недостаткам т.к. снижение маневренности, скорости и ударной нагрузки, при (вроде бы) труднодоказуемом серьезном выигрыше в защите.
Причем аргументы «против» весьма сильны. Не имей Ил-2 бронекорпуса, он мог бы иметь, как минимум, на 100 км/час выше скорость и на 200 кг больше бомбовой нагрузки. Это минимум. Плюс ко всему он бы заимел меньший радиус виража секунды на две, это точно.
Аргументы «за» вроде бы не так сильны и достаточно легко опровергаются (вроде бы):
1. «За» - «Бронекорпус защищает от пуль оружия нормального калибра (7,62 мм)».
«Против» - Доля такого оружия в системе ПВО невелика.
Что ж, так оно и есть. (Согласимся. Не будем пока вводить тезись о «самозащите» пехотных подразделений)
2. «За» - «Бронекорпус защищает от осколков взоорвавшихся БЧ зенитных снарядов».
«Против» - Основной противник штурмовика малокалиберные пушки МЗА, а у них взрыватели контактные, мгновенного действия. Такие снаряды броню просто пробивают как болванки, взрываясь уже за броней.
Что ж, тоже правильно. (И здесь согласимся. Тезис об осколках БЧ крупнокалиберных снарядов тоже пока трогать не будем.)
И как заключительный удар, ко всем контрдоводам противников бронекорпуса, добавляется еще один (он самостоятелен и самодостаточен) - Имея выигрыш в скорости и маневренности самолет быстрее преодолеет зону огня МЗА, а это куда лучшая защита, чем «броня».
Что быстрее - это точно. Но, все-таки надо принять во внимание, что и широта зоны обстрела резко возрастет. И возникает вот такой вопрос: А скомпенсируют ли возросшие скорость и маневренность увеличение зоны поражения от огня МЗА? Строронники «скорости» утверждают, что «ДА», но я рискну с ними не согласиться.
Проведем «чистый» опыт.
Возьмем за основу часто здесь цитируемые выссказывания: «Для вывода штурмовика из строя было достаточно: одного попадания 20-мм фугасного снаряда немецкой авиапушки в любую часть мотора с дальности не более 600 м»
Не удивительно, что для вывода мотора «ила» из строя, требуется попасть с расстояния не более 600 м. На расстоянии больше 600 м снаряд терял скорость и при попадании в бронекорпус либо взрывался на его поверхности не пробивая (взрыватель «мгновенный»), либо пробивал, но очень слабо и размер полученной пробоины не позволял проникнуть в заброневое пространство нужному количеству осколков и продуктов взрыва, что бы причинить серьезный вред двигателю.
Учтем так же не менее часто цитируемое: «… все попадания в бронекорпус "Ила" от пушечно-пулеметного зенитного огня приходились исключительно на его боковую часть, тогда как поперечная броня, а также верхняя и нижняя части продольной брони попаданий от зенитного огня практически не имели».
Исходя из изложенного, примем исходные данные.
Самолеты Ил-2 и Р-47.
«Мотор» это, грубо говоря, 30 % длины самолета и площади его боковой проекции, как Ил-2, так и Р-47.Будем считать, что длина и площади моторов Ил-2 и Р-47 в боковой проекции одинаковы, следовательно, и площади поражения этих машин одинаковы. (У Р-47 мотор площадью конечно побольше, но у него попадание одного снаряда в циллиндры не смертельно. С другой стороны, при острых углах удара, снаряд от бронекоробки «ила» отрикошетирует, а в капот «тандера» войдет практически под любым углом. Т.ч. признаем площадь равной.)
Так же будем считать, что поражающая способность 20 мм снаряда к немецкой авиационной пушке MG 151/20 и у немецкой 20 мм зенитки Flаk 38 равны.
2-см (20 мм) автоматы Flаk 38(30) имели осколочно-трассирующий снаряд - вес около 120 г, вес взрывчатого вещества 6-7 г, взрыватель головной мгновенного действия. У авиапушки ОФС несколько полегче (117 гр.), но зато «тащит» значительно больше взрывчатки – 24-25 гр, взрыватель так же головной мгновенного действия. Так же у авиапушки снаряд и помедленней (705 м/сек против 900 м/сек), но зенитка обычно бьет вверх, скорость снаряда падает быстрее и в смомент встречи с целью, скорости и того, и того можно признать примерно равными.
Примем за аксиому, что попадание одного 20 мм снаряда в «бочину» моторного отсека выведет мотор из строя. Исключим углы встречи и т.п. «лабуду». Все просто, попал в бок – движок сдох.
Прицельная дальность стрельбы Flаk 38 – 2000 м.
Скорострельность Flаk 38 420-480 выстр/мин (на «круг» 450 или 7,5 выст/сек). Будем считать, что 20 мм снаряд может поразить мотор Ил-2 только до 600 м (у «ила» броня), а мотор Р-47 до 2000 м (капот дюралевый).
Скорости: Ил-2 – 400 км/час, Р-47 – 500 км/час.
Условия опыта.
Для «чистоты» эксперимента исключим все «лишнее»: коэффициенты маневрирования, опыта летчика и зенитчиков и т.п.; и представим, что мимо позиции 20 мм Flаk 38 летит Ил-2, летит горизонтально, не сворачивая ни вправо ни влево, ни вверх, ни вниз, без ускорения. Т.е. есть только скорость и расстояние, которое надо пролететь. Представили? Хорошо.
А теперь, представьте, что «ил» и «фляк» находятся на одном уровне, на одной горизонтальной плоскости, т.е. никакой «высоты» нет и дальнобойность зенитки предельная. Ну, зенитка на вершине горы, а «ил» летит на уровне этой вершины. Реально? Вполне. Т.ч. зенитчикам сплошная радость – бей в «чистый силуэт», прямо в бок.
И вот бы где зенитчикам «развернуться», вот бы где мастерством блеснуть, но траектория полета «ила» проходит так, что кратчайшее расстояние между ним и зениткой составляет 600 м.
Теперь, собственно, задача опыта.
Выставляем Ил-2 против Flаk 38. Задача расчета зенитки поразить мотор самолета (все остальное «незачет», нет его «остального»).
Как мы знаем, по условиям опыта, для «фляка» 600 м это предел возможности поразить Ил-2 в мотор. Весь предыдущий и последующий участки траектории полета «ила», расстояние между зениткой и самолетом больше 600 м (гипотенуза всегда длиннее катета), следовательно, мотор «ила» в безопасности. Т.е. весь участок траектории полета, на котором может быть поражен мотор «ила», сведется к длине моторного отсека. Если длина «ила» 11,6 м, значит длина «мотора» будет 1/3 от «общей» или 3,8 м. При скорости в 400 км/час (111 м/сек – «стандарт» при штурмовке) «точку поражения мотора» Ил-2 преодолеет за доли секунды, а точнее за 0,034 секунды. Т.е. при указаных условиях, по мотору «ила» рассчет «фляка» выдаст 0,26 снаряда.
Теперь по той же «иловской» траектории пускаем Р-47. Даем зенитному расчету туже задачу – влепить снаряд ему в мотор.
Однако, у Р-47 нет брони, у него мотор прикрыт дюралевым капотом, его пробить 20 мм снаряд может на всей прицельной дальности Flаk 38, а это 2000 метров. Получается, что участок траектории в зоне обстрела увеличивается и уже преставляет не одну «иловскую» точку, а гипотенузу равнобедренного треугольника, имеющего своей вершиной позицию «фляка», с биссектрисой угла в 600 м и с катетами длиной 2000 м.
А какова будет длина простреливаемого участка, этой самой «гипотенузы»? Может ее Р-47 проскочит «на раз»? Я посчитал (кто хочет, может проверить) – выходит чуть больше 3800 метров.
Даже если Р-47 идет со скоростью 500 км/час (139 м/сек - для штурмовки многовато, но реально, поэтому пусть будет), то указанный участок он проскочит «всего» за 27 секунд.
При скорострельности Flаk 38 7,5 выст/сек, рассчет «фляка» за 27 секунд выпустит в мотор «тандера» 202 снаряда.
Теперь сравниваем 0,26 снаряда у Ил-2 и 202 снаряда у Р-47. Вероятность поражения мотора Р-47 по сравнению с Ил-2, при указанных выше условиях, выше в 777 раз!!! Не хило, а?!
Ладно, изменим условия в пользу Р-47. Тем более, что отодвигать «ил» от зенитки уже не возможно, он вообще из зоны поражения выйдет. Мы «ил» приблизим. Скорости «ила» и «тандера» оставим прежними. Пусть кратчайшее расстояние будет 500 м. Тогда траектория полета Ил-2 в зоне обстрела составит гипотенузу равнобедренного трегольника с биссектрисой в 500 м и катетами по 600 м. По гипотенузе этого треугольника Ил-2 придется пролететь под действием огня Flаk 38 около 660 м. При 400 км/час – полет займет около 5,9 секунды, значит по «илу» будет выпущено 44,6 снаряда. Не мало. А по «тандеру»? Гипотенуза тругольника с биссектрисой в 500 м и катетами по 2000 м? Будет 3860 м – при 500 км/час это займет чуть меньше 28 секунд, а в снарядах это составит 208 штук. Из изложенного следует, что вероятность сбития Ил-2, по сравнению с Р-47, меньше в 4,67 раза. Резко упала, конечно, но согласимся, все равно лучше штурмовать на самолете, у которого в «грубо» в 4,5 раза меньше шанс, получить снаряд в движок.
Еще улучшим ситуацию в пользу Р-47. Сделаем кратчайшее расстояние до зенитки в 100 м. Тогда Ил-2 придется пролететь «под огнем» примерно, чуть меньше 1180 м, это 10,6 сек или 79,7 снарядов. Р-47 – 3960 м – 28,5 сек – 213,6 снарядов. Выходит, вероятность схлопотать снаряд в мотор, у Ил-2 в 2,68 раза меньше, чем у Р-47. Все равно не мало!
Ладно, самолеты у нас виртуальные, проложим курс так, чтобы стенка моторного отсека чиркнула по срезу зенитного ствола. Вот такие бескрылые Ил-2 и Р-47. Никакого угла, одна прямая курса, точно по позиции зенитчиков. Получается что, Р-47 мотор поражается на участке длиной 4000 м, а Ил-2 – 1200 м. Выходит у Р-47: 28,7 сек – 215,8 снаряда. У Ил-2: 10,8 сек – 81,1 снаряд. Вероятность поражения мотора Ил-2 меньше в 2,66 раза.
Что-то надоело мне «играть» в пользу Р-47. В конце-концов, я патриот.
Проложим курс так, что-бы «кратчайшая прямая» равнялась 1000 м. На такой дисстанции Ил-2 неуязвим, и все, что может сделать ему зенитный расчет, это обругать грязно-матерно его экипаж.
А «тандеру»? «Тандеру» под огнем придется пролететь 3500 м - 25,1 сек - 188,8 снаряда.
Анализ: 1. Резкое сужение зоны обстрела, у штурмовика Ил-2, благодаря наличию бронирования, истребитель Р-47 не может компенсировать, даже более высокой (на 100 км/час) скоростью. Поэтому, вероятность повреждения мотора у Р-47 выше, чем у Ил-2, на
дисстанции О м – 2,66 раза
100 м – 2,68 раза
500 м – 4,67 раза
600 м – 777 раз
1000 м – абсолютна (Ил-2 вне зоны поражения).
Если вероятность поражения каждого типа самолета на дисстанции «0 м» принять за 1 (единицу), тогда вероятность поражения на расчитанных дисстанциях составит:
На 100 м:
Ил-2 – 0,98
Р-47 – 0,99
на 500 м:
Ил-2 – 0,54
Р-47 – 0,97
на 600 м:
Ил-2 – 0,003
Р-47 – 0,93
На 1000 м:
Ил-2 – О
Р-47 – 0,87
Если принять во внимание, что траектории штурмовых действий характеризуются относительно малой высотой и скоростью, при довольно высокой продолжительности пребывания штурмовика в зоне огня МЗА. (Как не крути, а основа штурмовки пологое пикирование.) То, приходится прийти к:
ВЫВОД 1: «БОльшая скорость небронированных машин не компенсирует резкое возрастание зоны их поражения от огня МЗА, при траекторях полета, необходимых для штурмовых действий».
И
ВЫВОД 2: Не надо считать, военных давших заказ на Ил-2 и авиаконструктора Ильюшина дурнее себя.
А теперь, медленно вдохнув и выдохнув, и обдумав ВСЁ сказанное, попробуйте сказать, что «броня» дело ненужное. И что ее (броню) в любом случае можно заменить скоростью и повышенным маневрированием.
Конечно, наш опыт весьма приближен, можно изменить условия опыта, можно уменьшить скорость «ила» и увеличить «тандера», можно ввести коэффициэнты маневрирования, с учетом углов пикирования и сноса, коэффициент устойчивости к повреждениям различных областей самолета и ударной нагрузки, учесть, что зенитка все-таки помощнее авиапушки и т.д. и т.п. Всё это может и приведет к уменьшению полученных соотношений, но никогда не сделает их равными, а уж тем более в пользу Р-47. Но, это при ШТУРМОВКЕ. (Еще раз обратите внимание! Именно при штурмовке, а не пикирующем бомбометании.)
И теперь, когда будете рассказывать о ненужности бронирования, а так же о том, что и ИБ могли штурмовать многозаходно, да в условиях мало-мальски серьезного противодействия МЗА, советую вспоминать результат нашего опыта.
P.S. Особое спасибо VooDoo за то, что напомнил, что в то время неконтактных взрывателей для снарядов у немецкой МЗА не было (как, впрочем, и у нашей).
P. S.2 Вопрос о необходимости существования в ВВС сильно бронированных ударных самолетов, пусть даже за счет снижения скорости, маневренности и ударной нагрузки нескончаем, о чем свидетельствует наличие в ВВС таких машин как
Су-25 и А-10. Нужны ли они? Опыт войн, в которых участвовали эти машины, говорит, что «Да». Но, не исключено (а скорее всего, наверняка), что лет через 50-т найдутся люди которые будут утверждать (аргументированнно), что боевые задачи этих штурмовиков легко бы и лучше выполнили ИБ. И будут спорить, спорить, спорить…