Ну это же надо!!!!!!
Я, который какое-то время назад громче всех кричал о необходимости начала проектирования систем динамической стабилизации, просмотрел создание этого топика
!!!
Я, вот, почитал и увидел, что, наверное, все проходят один и тот же путь
!
Очень много хочется рассказать, но из-за дифтцита времени могу не успеть.
Мои мысли попорядку:
По моему мнению ракета, которая может быть реально построена на основе уже существующих любительских технологий может выглядеть следующим образом:
Первая ступень - ускорение 10G, время работы - 2-3 сек. Макс. скорость - М=1,3-1,4. Главная задача - разогнать ракету до крейсерской скорости.
Вторая ступень - ускорение 1G, время работы - 20 сек. Главная задача этой ступени - пройти плотные слои атмосферы.
Третья ступень - ускорение 20-30G. Главная задача - достижение максимальной скорости.
Исходя из этой схемы и стоит рассматривать создание системы управления.
1) Увести ракету со старта с большим ускорением и быстро достичь скорости управляемости аэродинамическими поверхностями - не сложно. Либо за счет основного двигателя, либо за счет использования ускорителей.
2) Большая часть траектории пролягает в атмосфере - почему бы не использовать аэродинамическое управление!
3) После выхода из плотных слоев атмосферы необходима будет струйная система управления или управление вектором тяги.
4) После отделения последней ступени возможна стабилизация раскруткой ступени вокруг продольной оси - пасивная стабилизация.
Теперь о самой системе управления.
Очень здорово Carribean сказал о ПИД! Им, родным, много проблем решается! По сути дела - задача нескольких переменных (моментальное ускорение, моментальное отклонение, динамические характеристики системы(моментальный
момент инерции) вокруг определенной оси, моментальная эффективность органов управления) Грубо говоря - отклонение руля пропорционально отклонению ракеты от нужного положения. Причем закон пропорциональности - не линейный.
Состав системы - акселерометр, интегратор, микропроцессор, рулевые машинки, органы управления.
Насчет акселерометров/интеграторов... А вы думаете я зря в Америце три дня в интернете сидел и гироскопы искал
??? Нету дешевых!!!!
Модельные гироскопы с функцией интегрирования - есть несколько названий - Head on, head lock, стоят от $120. И это самые дешевые. А нормальные стоят около $200. Так что эту идею я бросил!
Но! В то же самое время я увидел, что сами датчики стоят копейки! И мне очень нравится тот вариант, который предлагает Термостат - три датчика, интеграторы на них, микропроцессор с системой обработки сигнала.
Рулевые машинки я уже купил
!
Далее...
По поводу заатмосферного управления.
Весь мир уже в 60-х годах отошел от использования графитовых рулей. Черток об этом пишет в своей первой книге. Эффективность небольшая, а УИ падает.
Есть несколько интересных вариантов. Я с Сергеем делился, он не все отмел
. С газовым генератором или газовым балоном - если честно - мне не очень нравится. Особенно не нравятся клапаны. Попробуйте сделать их, потом можно говорить о возможности их использования. Впрыск в закритическую область сопла - красиво, но не так просто. Давление жидкости должно быть больше давления в сопле, т.д... Однажды я читал постинг, что это одно из самых тяжело реализуемых решений, но я так и не понял, почему.
Очень мне нравится кольцевая насадка на сопло! В Москве в музее Вооруженных Сил лежат две ракеты (одна из них, по моему, "Точка" - вроде СС-22, СС-23), так там очень здорово можно рассмотреть, как эта система устроена. Не сложно, но достаточно эффективно. И вообще - я такие насадки много раз видел - и на БРПЛ тоже. Другое дело, как реализовать качание насадки на одном сопле и как сделать стабилизацию по крену в таком случае - обычно сопел - 4.
Было еще одно предложение. На заатмосферной ступени крепятся по бокам четыре небольших двигателя торцевого горения и отклоняются рулевой машиной в сторону аж до угла 90 градусов
! Аэродинамического сопротивления нет, усилие на отклонение - минимально, управляющее воздействие - достаточно серьезное.
Прикольно, что при использовании ПИД регуляторов нужно только знать достаточно грубые характеристики системы. Точное управление осуществляется автоматически ( в смысле - само собой
). Таким образом, если оторвет часть одного руля в системе, где каждый руль управляется индивидуально - система будет продолжать работать нормально.
Насчет испытаний и ближайших шагов.
Я вооще предлагал сделать сначала систему, управляемую в одной плоскости - по крену (вращению). Ставится две пары синхронно одноименно отклоняемых рулей - вертикаль и горизонталь, плюс еще одна пара - встречно управляемых рулей по каналу крена. Ракета ориентируется как "+". Пара рулей управления по крену заводится на интегрирующий гироскоп. Две остальные пары - на каналы радиоуправления на землю с помощью обычной модельной аппаратуры.
Первый пуск - штатная ракета без апаратуры (с габаритно-весовым макетом) с зафиксированными рулями. Посмотрели на поведение ракеты, в особенности по каналу крена (вращения). Если сильно крутит - подрегулировать триммеры
Второй пуск - с аппаратурой управления и включенным каналом управления по крену. В оптимуме, ракета должна быть четко стабилизированна по вращению.
После этого - можно проверять управляемость ракеты по плоскостям.
С возможностями радиоуправления этот этап - предел.
После этого - нужно делать трехосевую стабилизацию на основе микропроцессора. С решением этого вопроса можно програмировать управление ракеты по азимуту и углу места.
Это уже тот этап, когда можно конкретно задавать программу полета с прохождением атмосферы и склонением в соответствии с программой.
Вкратце - пока более чем достаточно для обсуждения
.
Видите - у меня как обычно все разбивается на этапы, с минимизацией инвестиций, с контрольными точками. Управление проектами, однако
!