1. По-моему, именно это я и изобразил интегрально на рис. 5 в статье "Анализ эффективности многоразовых аэрокосмических носителей" (
SYNERJETICS GROUP Проведен анализ эффективности основных типов многоразовых аэрокосмических носителей. Показано, что двухступенчатые аэрокосмические носители с воздушно-реактивными двигателями (аэрокосмические самолеты) обеспечивают наибольшие эффективност ), ну, а развитие оценок описано в статье "Цена космоса: сколько стоит выход на орбиту?" (
SYNERJETICS GROUP Найдена зависимость между стоимостью транспортировки единицы массы полезного груза в транспортной операции и удельной энергией, затрачиваемой на транспортировку. Сделаны оценки стоимости выведения полезной нагрузки на низкую околоземную о ). Детализировать дальше - нет ни сколько-нибудь надежных данных, ни ресурсов у меня самого. Ди и большого интереса
![:) :)](http://s.wrk.ru/s/smile.gif)
2, Думаю, что и Протон достаточно технологичен. Кроме того, он больше и, к тому же, заметно эффективнее Союза (опять отсылаю к статье "Цена космоса"). Но все это уже учтено в их цене - совместными усилиями на форуме определили коммерческую стоимость выведения полезных нагрузок Союзом и Протоном на низкую орбиту с сопутствующими накладными расходами (основной вклад внесли CaRRibeaN, Shin и Старый). Отсюда простым делением я и получил соответствующие удельные стоимости. Конечно, используя всякие государственные рычаги можно нарисовать на некоторое время и за счет других статей расходов существенно более низкие цены (для Союза, скажем, M$ 5 - 7, а не 17). Но будут ли эти цифры иметь отношение к реальной экономике? Можно, конечно, сменить тип экономики. тогда стоимость производства ракет действительно может существенно уменьшиться ( я думаю, опять же на некоторое достаточно ограниченное время
![:) :)](http://s.wrk.ru/s/smile.gif)
). Но тогда то же может быть и с многоразовыми носителями.
Есть данные по стоимости и по основным техническим показателям многих западных носителей - можете применить предложенную модель расчета к ним. Посмотрим, что получится, только у них должен быть, естественно, свой эмпирический инвариант. Действуйте.
3. У Боинга в трансатлантическом рейсе получается ~1.5 $/кг. Достаточно проанализировать формулы "Цены космоса", чтобы убедиться, что многоразовые АКС НИКОГДА не обеспечат подобных удельных стоимостей просто потому, что выход на орбиту - это многократно более энергоемкая операция, чем полет через океан. Однако, есть пути снижения стоимости транспортировки массовых грузов (сырья), видимо, до сравнимых уровней. И я сейчас над ними потихоньку работаю.
Делай что должен, и будь что будет.
Томас Мэлори
Jedem das Seine.
Cicero