Могла ли взлететь Спираль?

Теги:космос
 
1 12 13 14 15 16 17 18
RU Бродяга #24.11.2003 00:40
+
-
edit
 
 Просто формулы должны быть проверяемы. А тут берётся некая совокупность фактов и создаётся модель - но для известных фактов всегда можно модель создать.

 Отлично, давайте "за водород" практически - керосиновая ракета в 600 тонн, в ней керосина 170 тонн. Пусть у нас есть водородная ракета в 2 раза меньше - 300 тонн, с той же ПН. В ней водорода - 50 тонн.
 Грубо 50*2.8 = 140 тонн керосиноэквивалента. Почти то же самое.
 И в два раза меньше ракета не получится.

 Про УИ мне на самом деле интересно, я конечно "подлая скотина", но не всегда.
"Кроме того, чтобы что-то делать, надо ещё иногда и Думать!" М. Сандлер ( Один мой знакомый мудрый программер по поводу случайного уничтожения мной системной библиотеки...)  

hcube

старожил
★★
Вот собственно какое утверждение. Есть такая штука как... скажем так, энергетическая напряженность - у ДВС она мала - поэтому конструкция типового ДВС проста, этот двигатель может быть сделан из ненапряженных материалов и соответственно дешев. Есть ТРД - у того режимы работы пожесче, напряженность повыше, поэтому срок службы меньше и цена выше. Наконец, есть ЖРД - режимы работы на грани возможностей материала, а иногда и за гранью, энергетическая напряженность на пределе и соответственно срок службы и стоимость космические .

Я правильно понял ваш аргумент, Поток? Что чем выше удельные характеристики двигателя, тем выше стоимость транспорта?

Но это же не так! Да, автомобиль - это ДВС. Но есть некоторая разница между 300 - сильным инжекторным ДВС с турбонаддувом у макларен Ф-1 и 60 - сильным движком у 'козлика'. И стоимости этих автомобилей при ОДИНАКОВОЙ целевой функции отличаются на порядок. Если не на два.

Точно так же энергетически напряженные двигатели SS или Дельты-4 качественно отличаются от движков Союза - поскольку первые работают на грани возможного, а последние - в уже освоенной и проверенной зоне. Поэтому при немного худших удельных характеристиках (выражающихся в меньшей на 50% ПН по сравнению с водородной РН того же веса) стоимость Союза может быть качественно ниже - потому что изготовление двигателей, корпуса и так далее требует намного более простой технологии обработки материала. НАМНОГО. При желании ракету класса Союза можно делать хоть на конвеере автомобильного завода. Даже Протон уступает в этом отношении, потому как его двигатели существенно более напряженные энергетически - более сложны технологически.

О чем это я? А, да - вот о чем. Расчеты стоимости верны, когда аппарат находится на границе достижимости зоны освоенной технологии. Тогда его конструкция экстремальна и можно считать, что стоимость может быть апроксимирована энергетической напряженностью. Но как только мы отступаем вглубь от этой границе, происходит резкое падение стоимости. Потому что у нас перестает больть голова о тысяче разных вещей, которые были критичны на границе - текучесть материала, горение турбин в кислом газе, охлаждение КС, кавитация при входе в ТНА... и все это уже не критично при тех режимах, при которых работают движки Союза. Вафельная конструкция баков, наддув гелием, захолаживание магистралей... и это ТОЖЕ не критично для Союза. Экстраполируя, мы получим, что отступая назад к границе принципиальной достижимости космического полета вообще (разумеется, отступая в нужном направлении, для чего сначала надо 'наступить') мы получим ЭКСТРЕМАЛЬНО дешевый носитель.

Например - на компонентах перекись-керосин или перекись-спирт, с открытым циклом работы двигателя, ТНА работающим на той же перекиси, отработка используется для управления по крену. Трехступенчатый. Гладкие тонкие баки с усиленным наддувом, чтобы избежать кавитации. Как? IMHO проще уже не бывает - два компонента, бак с азотом для наддува. При том при стартовой в 100 тонн, уж 1-то тонну он на орбиту выведет. И ЭТОТ носитель можно сделать... ну, чуть ли не в домашних условиях. А уж на конвеере он будет стоить очень, очень небольших денег. Я так думаю, тысяч 500 долларов, где-то - 300, 180 и 120 за 5, 3 и 2 - тонные ступени. Замечу - ПРОСТОЙ двигатель и ПРОСТЫЕ баки. Без всяких фигурных вырезов - бак, дырка, трубка. Компонеты не криогенные и не агрессивные. И не токсичные тоже.

Что скажете, Поток? Может, я где ошибся? Ну да, водородник с композитными баками и аэроспайком с регенеративным охлаждением из тех же 100 тонн выведет на орбиту тонн 5, причем в одну ступень. А в две - так и все 7. Но сколько он будет стоить при этом, а? Я так думаю, не в 7 раз дороже. А в 70 - 35 мегабаксов. Понятно, что обе цифры - при освоенном производстве, без затрат на НИОКР. В принципе, НИОКР у водородника будет сильно дороже, но без сравнимого комплексного НИОКРа не будет и перекисной ракеты - кто то же должен наступить на все грабли, от которых надо держаться подальше?
Убей в себе зомби!  
Это сообщение редактировалось 24.11.2003 в 00:46
RU Бродяга #24.11.2003 00:43
+
-
edit
 
Streamflow, 24.11.2003 00:33:06:
Доля бухгалтеров в данных конкретно-исторических условиях примерно одинакова, и примерно одинаково влияет на упомянутую стоимость.
 


 Это простейший был пример - для наглядности. Есть масса специалистов, которые занимаются сразу кучей вопросов по разным темам.
 Вообще их заработную плату надо делить как-то при определении стоимости, а вот как?
 А кое-кого можно, наверно, вообще выкинуть. И нужно даже.
"Кроме того, чтобы что-то делать, надо ещё иногда и Думать!" М. Сандлер ( Один мой знакомый мудрый программер по поводу случайного уничтожения мной системной библиотеки...)  
RU Бродяга #24.11.2003 00:46
+
-
edit
 
 hcube
 Сколько, сколько, у Макларена Ф-1 мощность???? 300? Где это вы взяли? Она 700 не меньше.

 А стоимости отличаются на 2-3 порядка.
"Кроме того, чтобы что-то делать, надо ещё иногда и Думать!" М. Сандлер ( Один мой знакомый мудрый программер по поводу случайного уничтожения мной системной библиотеки...)  

hcube

старожил
★★
Это я условно . Я люблю качественные аргументы, в смысле - аргументы качественной оценки, а не (занудно) 'эффективность выше на 12.35%, весовое совершенство - на 5.4%'...
Убей в себе зомби!  
RU Бродяга #24.11.2003 00:53
+
-
edit
 
 РН Союз можно сделать "на конвеере автомобильного завода", но нельзя сделать "теми людьми, что на конвеере автомобильного завода".
 Это тоже вопрос Стоимости - сколько стоят Те Люди?
"Кроме того, чтобы что-то делать, надо ещё иногда и Думать!" М. Сандлер ( Один мой знакомый мудрый программер по поводу случайного уничтожения мной системной библиотеки...)  

hcube

старожил
★★
А сколько ТЕХ людей нужно? И, кстати, каких ТЕХ? Которые забыли тряпку в топливопроводе боковушки Молнии, гробанувшейся в феврале?

Чем двигатель Союза отличается от двигателя 'десятки', принципиально? Да ничем не отличается - что там, что там - мехобработка относительно простых материалов... безо всякой экзотики типа сварки в вакууме, химической фрезеровки и со он. Ну да, он побольше - блок цилиндров весит килограмм 30, а одна КС РД-107 - килограмов 150, и имеет размер раз в 10 побольше. Ну так, пардон, я и указал цену в 300 мегабаксов за штуковину размером с фуру. И значительно более простую по конструкции - от нее никто не требует 10 лет рассекать по бездорожью не ломаясь. От нее нужно, всего-то - 10 минут работы. 10. Минут. ВСЕГО. Потом оно может делать что угодно - функция выполнена.
Убей в себе зомби!  
RU Бродяга #24.11.2003 01:10
+
-
edit
 
 Ага, забыли тряпку. Это Те Люди - Непрестанно Пьяные сейчас, труд и заработная плата такая. Это, кстати, не шутки.

 Да, если брать производство Двигателя Мерседеса, не "навороченного", а Вооообще Двигателя Мерсдеса - сопоставимые сравнения.
 Но вы себе не можете представить, как отвратительно нарушают технологию у нас. Я имел дело с химией сплавов, так вот -
"Г"
используется запросто и никто на это не смотрит.
"Кроме того, чтобы что-то делать, надо ещё иногда и Думать!" М. Сандлер ( Один мой знакомый мудрый программер по поводу случайного уничтожения мной системной библиотеки...)  
?? igor_suslov #24.11.2003 09:02
+
-
edit
 

igor_suslov

втянувшийся

Бродяга, 24.11.2003 00:46:02:
Сколько у Макларена Ф-1 мощность???? 300? Где это вы взяли? Она 700 не меньше.
А стоимости отличаются на 2-3 порядка.
 

offtop
Мощность не меньше 820-830 л.с., стоимость - не меньше 1,25 M$.
/offtop
[a href="http://www.promtehsnab-chel.ru/index/?node_id=98"]Моя страничка ЗДЕСЬ[/a]  
RU Бродяга #24.11.2003 09:40
+
-
edit
 
igor_suslov, 24.11.2003 09:02:57:
offtop
Мощность не меньше 820-830 л.с., стоимость - не меньше 1,25 M$.
/offtop
 


 Ага, мне просто было лень лезть за журналом.
"Кроме того, чтобы что-то делать, надо ещё иногда и Думать!" М. Сандлер ( Один мой знакомый мудрый программер по поводу случайного уничтожения мной системной библиотеки...)  

---
страник

новичок

Народ ближе к телу про "Спираль" пожалуста.
 
RU Старый #24.11.2003 14:49
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
 Про Спираль?
Если конвейер мерседесовского завода будет выпускать моторы к серийным машинам с тем же темпом как движки к "Союзу" - 100 штук в год, то они и стоить будут как союзовкие. С них же нужно будет целый год платить всему заводу зарплату.
Старый Ламер  
RU Бродяга #24.11.2003 19:11
+
-
edit
 
 Ну вот, Старый, вы согласились, что главная сотавляющая стоимости ракеты - заработная плата.
"Кроме того, чтобы что-то делать, надо ещё иногда и Думать!" М. Сандлер ( Один мой знакомый мудрый программер по поводу случайного уничтожения мной системной библиотеки...)  
+
-
edit
 

Slonyara

втянувшийся

 Вообще то строго говоря не просто главная, а единственная состовляющая себестоимости любого товара это заработная плата B)
 Но все таки интереснее будет если вернемся к теме - про Спираль
 
RU Streamflow #24.11.2003 22:48
+
-
edit
 

Streamflow

опытный

Slonyara, 24.11.2003 19:42:34:
Вообще то строго говоря не просто главная, а единственная состовляющая себестоимости любого товара это заработная плата B)
 Но все таки интереснее будет если вернемся к теме - про Спираль
 

Действительно, офтопик несколько затянулся. Но, чтобы не быть невежливым, последние замечания.

1. Ни котельные, ни формула-1 к транспорту не имеют отношения.

2. Удельные характеристики двигателя в предложенной мной модели прямо никак не учитываются. Все, что там используется, полностью описано в статье "Цена космоса" без всяких изъятий.

3. Эта модель полностью опирается на эмпирические данные, и, если предполагается ее неадекватность, то доказать это можно не общими рассуждениями, а использованием для продолжения ее верификации нового массива данных.

4. Рассуждения о связи стоимости и "границы достижимости зоны освоенной технологии" интересны, но ничем пока не подтверждены.

5. По поводу эффективности "экстремально дешевых носителей" - предлагаю вспомнить судьбу проекта OTRAG.

6. Формализованный научный метод, описанный в статье "Цена космоса",
 и экзистенциальный поток сознания из этого топика вряд ли могут слиться в нечто единое, могущее удовлетворить всех участников этой дискуссии.

7. И последнее, никакой тайны удельного импульса водородно-кислородного двигателя не существует. Он элементарно оценивается, и при этом получаются именно те его значения, которые всегда и везде приводятся.
Делай что должен, и будь что будет. Томас Мэлори Jedem das Seine. Cicero  
RU Бродяга #24.11.2003 23:00
+
-
edit
 
 Streamflow, во-первых "массива данных" у вас в статье нету. И вообще по ракетам нет массива данных.

 Во-вторых, если вы считаете это статьёй на тему о экономике носителей, запаситесь рецензией экономиста.

 В-третьих, согласно Вашему Же "Энергетическому Критерию" — водород это "Топливо Хуже Не Придумаешь". Вы противоречите в этом сами себе.

 И последнее, "синергетическая экономика" Тоже не имеет отношения к Спирали.
"Кроме того, чтобы что-то делать, надо ещё иногда и Думать!" М. Сандлер ( Один мой знакомый мудрый программер по поводу случайного уничтожения мной системной библиотеки...)  
RU Зомби Посторонн #25.11.2003 00:21
+
-
edit
 

Зомби Посторонн

втянувшийся
Streamflow, 24.11.2003 22:48:16:
5. По поводу эффективности "экстремально дешевых носителей" - предлагаю вспомнить судьбу проекта OTRAG.
 


А чё было-то?
"Вытеснен со своего полигона в Заире под мощным советским дипломатическим давлением"? (источника не помню, может би-би-си)

Или было что-то еще?
[size=1]Зомби Постороннего. __В[/size]

Памяти 16 марта 1962 г
 
RU Streamflow #25.11.2003 09:29
+
-
edit
 

Streamflow

опытный

1. Другие данные по стоимости запуска российских ракет мне не известны.

2. Маркс и Кейнс уже умерли. Не у Гайдара же брать рецензию :D

3. Бродяга, как бы это помягче выразиться? Вы мыслите слишком односторонне.
Делай что должен, и будь что будет. Томас Мэлори Jedem das Seine. Cicero  
RU Бродяга #25.11.2003 09:59
+
-
edit
 
Streamflow, 25.11.2003 09:29:24:
3. Бродяга, как бы это помягче выразиться? Вы мыслите слишком односторонне.
 


 То вы меня обвиняете в избытке воображения, то в одностороннем мышлении. Вы придумали некий критерий оценки стоимости. Используя его, получается - водород топливо плохое.
 Или критерий неправильный или водород.
"Кроме того, чтобы что-то делать, надо ещё иногда и Думать!" М. Сандлер ( Один мой знакомый мудрый программер по поводу случайного уничтожения мной системной библиотеки...)  

hcube

старожил
★★
F-1 как раз очень даже имеет. Прямое, я бы сказал. Да, там нет ограничения на вес... прямого. Зато есть ограничение на объем движка, что заставляет поднимать давление в цилиндрах, степень сжатия, ставить преднасосы... ничего не напоминает?
Убей в себе зомби!  
RU Streamflow #25.11.2003 10:44
+
-
edit
 

Streamflow

опытный

1. Одно другому не мешает. Одностороннее вооборажение вполне может быть избыточным.

2. Формально докажите это утверждение. Лучше в другом топике.
Делай что должен, и будь что будет. Томас Мэлори Jedem das Seine. Cicero  
RU Streamflow #25.11.2003 10:52
+
-
edit
 

Streamflow

опытный

hcube, 25.11.2003 10:11:06:
F-1 как раз очень даже имеет. Прямое, я бы сказал. Да, там нет ограничения на вес... прямого. Зато есть ограничение на объем движка, что заставляет поднимать давление в цилиндрах, степень сжатия, ставить преднасосы... ничего не напоминает?
 

Вместо анализа конкретных формул и используемых или могущих быть используемыми данных - опять поток сознания. Мало ли что напоминает что-то другое. Где в обсуждаемой модели экономики некоторых видов транспортных перевозок имеется "объем движка, степень сжатия, преднасосы?" Какие формально проверямые выводы можно сделать из всех этих постингов?
Делай что должен, и будь что будет. Томас Мэлори Jedem das Seine. Cicero  

hcube

старожил
★★
Поток, пожалуйста, обоснуйте, почему вы используете для гиперзвука формулу примененнную для самолетов для М<3? Почему полагаете, что стоимость устройства определяется удельным весом топлива? Где обоснование всего этого? Пока я там вижу только ссылки на 'авторитеты'. А без обоснования это такая же имха как моя.
Убей в себе зомби!  
RU Бродяга #25.11.2003 12:40
+
-
edit
 
 Да, спасибо, Streamflow, несколько поздже отвечу в другом топике.
"Кроме того, чтобы что-то делать, надо ещё иногда и Думать!" М. Сандлер ( Один мой знакомый мудрый программер по поводу случайного уничтожения мной системной библиотеки...)  
+
-
edit
 

avmich

координатор

Смотрел тут данные по РБ Центавр. Интересно:

http://astronautix.com/lvs/atlasv.htm

Stage Number: 2. 1 x Centaur V1 Gross Mass: 22,825 kg. Empty Mass: 2,026 kg. Thrust (vac): 10,115 kgf. Isp: 451 sec. Burn time: 894 sec. Diameter: 3.05 m. Span: 3.05 m. Length: 12.68 m. Propellants: Lox/LH2 No Engines: 1. RL-10A-4-2

То есть, для водородной ступени массовое совершенство - свыше 11. При этом приличная тяга...
 
1 12 13 14 15 16 17 18

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru