Вот собственно какое утверждение. Есть такая штука как... скажем так, энергетическая напряженность - у ДВС она мала - поэтому конструкция типового ДВС проста, этот двигатель может быть сделан из ненапряженных материалов и соответственно дешев. Есть ТРД - у того режимы работы пожесче, напряженность повыше, поэтому срок службы меньше и цена выше. Наконец, есть ЖРД - режимы работы на грани возможностей материала, а иногда и за гранью, энергетическая напряженность на пределе и соответственно срок службы и стоимость космические
.
Я правильно понял ваш аргумент, Поток? Что чем выше удельные характеристики двигателя, тем выше стоимость транспорта?
Но это же не так! Да, автомобиль - это ДВС. Но есть некоторая разница между 300 - сильным инжекторным ДВС с турбонаддувом у макларен Ф-1 и 60 - сильным движком у 'козлика'. И стоимости этих автомобилей при ОДИНАКОВОЙ целевой функции отличаются на порядок. Если не на два.
Точно так же энергетически напряженные двигатели SS или Дельты-4 качественно отличаются от движков Союза - поскольку первые работают на грани возможного, а последние - в уже освоенной и проверенной зоне. Поэтому при
немного худших удельных характеристиках (выражающихся в меньшей на 50% ПН по сравнению с водородной РН того же веса)
стоимость Союза может быть качественно ниже - потому что изготовление двигателей, корпуса и так далее требует намного более простой технологии обработки материала. НАМНОГО. При желании ракету класса Союза можно делать хоть на конвеере автомобильного завода. Даже Протон уступает в этом отношении, потому как его двигатели существенно более напряженные энергетически - более сложны технологически.
О чем это я? А, да - вот о чем. Расчеты стоимости верны, когда аппарат находится на границе достижимости зоны освоенной технологии. Тогда его конструкция экстремальна и можно считать, что стоимость может быть апроксимирована энергетической напряженностью. Но как только мы отступаем вглубь от этой границе, происходит резкое падение стоимости. Потому что у нас перестает больть голова о тысяче разных вещей, которые были критичны на границе - текучесть материала, горение турбин в кислом газе, охлаждение КС, кавитация при входе в ТНА... и все это уже не критично при тех режимах, при которых работают движки Союза. Вафельная конструкция баков, наддув гелием, захолаживание магистралей... и это ТОЖЕ не критично для Союза. Экстраполируя, мы получим, что отступая назад к границе принципиальной достижимости космического полета вообще (разумеется, отступая в нужном направлении, для чего сначала надо 'наступить') мы получим ЭКСТРЕМАЛЬНО дешевый носитель.
Например - на компонентах перекись-керосин или перекись-спирт, с открытым циклом работы двигателя, ТНА работающим на той же перекиси, отработка используется для управления по крену. Трехступенчатый. Гладкие тонкие баки с усиленным наддувом, чтобы избежать кавитации. Как? IMHO проще уже не бывает - два компонента, бак с азотом для наддува. При том при стартовой в 100 тонн, уж 1-то тонну он на орбиту выведет. И ЭТОТ носитель можно сделать... ну, чуть ли не в домашних условиях. А уж на конвеере он будет стоить очень, очень небольших денег. Я так думаю, тысяч 500 долларов, где-то - 300, 180 и 120 за 5, 3 и 2 - тонные ступени. Замечу - ПРОСТОЙ двигатель и ПРОСТЫЕ баки. Без всяких фигурных вырезов - бак, дырка, трубка. Компонеты не криогенные и не агрессивные. И не токсичные тоже.
Что скажете, Поток? Может, я где ошибся? Ну да, водородник с композитными баками и аэроспайком с регенеративным охлаждением из тех же 100 тонн выведет на орбиту тонн 5, причем в одну ступень. А в две - так и все 7. Но сколько он будет стоить при этом, а? Я так думаю, не в 7 раз дороже. А в 70 - 35 мегабаксов. Понятно, что обе цифры - при освоенном производстве, без затрат на НИОКР. В принципе, НИОКР у водородника будет сильно дороже, но без сравнимого комплексного НИОКРа не будет и перекисной ракеты - кто то же должен наступить на все грабли, от которых надо держаться подальше?