^ИС: Красная звезда
^ДТ: 09.01.2004
^НР: 000002
^АВ: Владимир ГУНДАРОВ, "Красная звезда".
^ЗГ: Субмарины разберут по атомам
^ТТ:
Процесс утилизации советских АПЛ должен закончиться к 2010 году
Ушедший в историю 2003 год можно назвать годом прорыва в комплексной утилизации
атомных подводных лодок (АПЛ), выведенных из боевого состава ВМФ, а также в
решении других связанных с утилизацией проблем, таких, как обращение с
облученным ядерным топливом (ОЯТ) и радиоактивными отходами (РАО), реабилитация
загрязненных радионуклидами территорий, береговых и плавучих технических баз
(БТБ и ПТБ). В беседе с корреспондентом "Красной звезды" заместитель
председателя Комитета Совета Федерации РФ по обороне и безопасности Вячеслав
Попов отметил, что все стратегические вопросы утилизации выведенных из боевого
состава АПЛ решены. Остались вопросы тактического характера, которые в принципе
тоже решаемы. Для того чтобы согласиться со столь оптимистическим прогнозом,
надо так же хорошо знать историю проблемы, как ее знает адмирал Вячеслав Попов.
Однажды орел
С 9 августа 1957 года, когда была спущена на воду первая советская АПЛ, до
середины 80-х годов судостроительный комплекс ежегодно сдавал флоту более шести
субмарин. При этом мало задумывались о том, что делать с этими лодками и ядерным
топливом после завершения их эксплуатации. Проектный срок в 25 лет казался
неимоверно большим. Но деньги кончаются быстрей, чем бежит время. Даже на такие
первостепенные вещи, как ядерная безопасность. В благополучный с экономической
точки зрения 1984 год с Северного флота вывезли 10 эшелонов, а в 1994 году -
только один.
Хранилища ОЯТ и РАО оказались переполненными, а базы отстоя - списанными
лодками. Всего из состава ВМФ были выведены 192 атомные субмарины: 116 - на
Северном флоте и 76 - на Тихоокеанском. Причем подавляющее большинство - с
невыгруженными активными зонами. Каждая из них могла стать Чернобылем.
Но не меньшую опасность представляли и береговые объекты. В феврале 1982 года на
БТБ в губе Андреева на Кольском полуострове произошла авария в хранилище ОЯТ. К
сентябрю утечка радиоактивной воды из хранилища достигла 30 тонн в сутки.
Появилась угроза облучения персонала, радиоактивного загрязнения прилегающей
акватории и устья реки Западная Лица. Ликвидировать аварию удалось только через
семь (!) лет.
В целом ситуация оказалась сложной. Надо было выбирать, что спасать в первую
очередь: боевой состав подводного флота или свои территории от радиоактивного
заражения. Но денег уже не оставалось ни на первое, ни на второе.
Древняя легенда гласит, что однажды орел, пораженный стрелою, посмотрев на ее
оперенье, сказал: "Нашими же перьями, а вовсе не чужою рукой, сражают нас
сегодня".
Рубикон перейден
В кризисный для атомного подводного флота 1994 год Правительство РФ утвердило
целевую программу промышленной утилизации кораблей ВМФ. Она была уточнена и
конкретизирована постановлением N 518 от 28 мая 1998 года. Эти два документа
положили начало промышленной утилизации АПЛ. В финансировании работ приняли
участие многие зарубежные страны. Таким образом, Запад уплатил дань за
обеспечение коллективной безопасности.
Сейчас утилизацией, а если называть вещи своими именами, - уничтожением
советских АПЛ - занимаются два завода в Архангельской области, три - в
Мурманской области и один - в Приморье. В общей сложности они способны
обеспечить темпы комплексной утилизации на уровне 18 атомных субмарин. Однако
сегодня, по словам председателя Правительства РФ Михаила Касьянова, темпы
утилизации составляют 10 - 12 АПЛ, притом что их общее число составляет около
200. А по прогнозам специалистов, в ближайшие два года из боевого состава флота
будет выведено еще около сотни атомных субмарин.
Без помощи Запада, считают в Минатоме РФ, нам понадобится 20 - 30 лет, чтобы
утилизировать все свои старые АПЛ. А с международной помощью есть шанс
"разделаться" с ними за семь лет.
Но гладко пока только на бумаге. В действительности же темп утилизации в 2003
году по сравнению с предыдущим годом снизился.
Топтание на месте
Одной из главных причин снижения темпов утилизации АПЛ являются слабые
технологические мощности для выгрузки ОЯТ, отсутствие места в хранилищах для
РАО, нехватка контейнеров для перевозки ОЯТ на комбинат "Маяк", несмотря на то,
что в среднем ежесуточно на путях МПС находятся 6 - 7 составов, перевозящих
радиоактивные материалы. Да и сама переработка вызывает вопросы ученых. На
международной конференции, посвященной проблемам обращения с ОЯТ, в сентябре
прошлого года член-корреспондент РАН А. Яблоков заявил, что как в настоящее
время, так и в обозримом будущем переработка ОЯТ нецелесообразна по
экологическим, экономическим и политическим причинам.
В ходе переработки ОЯТ по существующим технологиям образуется большое количество
РАО, которое по объемам превосходит ОЯТ. Везде, где осуществляется переработка
ОЯТ, происходит масштабное радиоактивное загрязнение среды, в том числе
глобальными и вечными радионуклидами.
Любая переработка ОЯТ для получения вторичных делящихся материалов (урана и
плутония) экономически нецелесообразна в условиях свободного и дешевого рынка
свежего уранового топлива, который будет существовать на протяжении по крайней
мере ближайших 15 - 25 лет.
По данным Минатома РФ, утилизации АПЛ России была оказана международная
финансовая помощь в размере 1,2 млн. рублей - в 2001 году, 0,6 млн. рублей - в
2002 году, 0,8 млн. - в 2003 году.
Из госбюджета на эти же цели было выделено 1,2 млрд. рублей - в 2001 году, 1,86
млрд. - в 2002 году, 2,05 млрд. - в 2003 году. В 2004 году планируется выделить
около 2 млрд. рублей.
В 2001 году утилизировано 7 АПЛ и выгружено ОЯТ из 18 АПЛ. В 2002 году
соответственно - 17 и 14, а в 2003 году - 13 и 12.
К концу прошлого года из состава ВМФ было выведено 193 АПЛ, из которых 94
утилизированы.
А упрощение и удешевление переработки ОЯТ неминуемо приведет к более широкому и
потому менее контролируемому распространению делящихся материалов. Одним словом,
переработка ОЯТ, по мнению ученого, несет угрозу мировой экологической
безопасности, ведет к распространению ядерного оружия и увеличению угрозы его
применения, а также отвлекает средства и ресурсы в ущерб безопасному развитию
энергетического сектора. Но о строительстве хранилища для ОЯТ речь пока не
заходит.
Другая проблема - отсутствие свободных хранилищ РАО. Действующие почти
заполнены, да и сами находятся в неудовлетворительном состоянии. А новые не
строят. Да и где их строить, тоже пока никак не решат специалисты. Ранее
рассматривался вариант размещения хранилища в условиях вечной мерзлоты на южной
оконечности Новой Земли. Летом прошлого года коллегия Минатома даже одобрила
проект, который поддержали Великобритания,
Франция, Германия, Финляндия и
Норвегия. Проект прошел государственную экологическую экспертизу. Однако затем
российская сторона отказалась от него, сославшись на то, что примерно через 150
- 200 лет из-за глобального потепления климата вечная мерзлота растает в южной
части архипелага, и тогда радиоактивные элементы могут просочиться в окружающую
среду.
Специалисты Горного института Кольского научного центра РАН за последние шесть
лет исследовали около 30 площадок в Мурманской области под строительство
могильника РАО. Три из них признаны пригодными. Но окончательный выбор не
сделан. А время уходит...
В отстое - двоевластие
Специалисты ВМФ, в частности контр-адмирал Л. Белышев, а также кандидаты
технических наук А. Макаренко и Ю. Унковский из ЦНИИ "Курс" Россудостроения еще
в прошлом году заявили, что технологическое оснащение и квалификация
производственного персонала предприятий промышленности и ВМФ способны обеспечить
комплексную утилизацию 20 - 25 АПЛ в год. И тем не менее из-за проблем,
связанных с выгрузкой ОЯТ из реакторов списанных АПЛ, даже те предприятия, где
уже налажен процесс утилизации старых субмарин, не в полной мере используют свои
технологические мощности. Причина этого более чем прозаична.
Казалось бы, сделано огромное дело: с флота снята забота о списанных АПЛ,
которые сейчас формально переданы Минатому. Но обслуживают их по-прежнему
военные моряки. Гражданские экипажи начали готовить в учебном центре ВМФ им.
Л.Г. Осипенко в Обнинске, но потом посчитали, что зарплата гражданским
специалистам намного превысит денежное содержание военных моряков, поэтому от
идеи сформировать гражданские экипажи быстро отказались.
Военные же, известное дело, не чувствуют себя оторванными от боевого состава
флота. Поэтому, когда требуется что-то снять с отстойной АПЛ для субмарины
первой линии, то есть находящейся в составе сил постоянной готовности, угрызений
совести "отстойные" экипажи не испытывают. Более того, снимают оборудование и с
тех лодок, которые еще только собираются в отстой.
Счетная палата РФ установила, что разукомплектованность АПЛ, передаваемых флотом
на утилизацию предприятиям, составляет от проектного веса до 15 процентов по
черным и цветным металлам и более 50 процентов - по драгоценным металлам. При
этом представители территориальных органов Минимущества РФ утверждают акты
приемки без замечаний, а представители госзаказчика - Минатома РФ - в приемке
АПЛ не участвуют.
Кроме того, в ходе проверки были установлены факты нецелевого использования
бюджетных средств, выделенных на утилизацию АПЛ, на общую сумму более 118
миллионов рублей и неэффективного их использования примерно на ту же сумму.
Трудный хлеб производства
На разных предприятиях себестоимость утилизации АПЛ одного проекта и при
одинаковых организационно-технических условиях рассчитывается по-разному. При
этом накладные расходы составляют в среднем 60 процентов от себестоимости. На
разных предприятиях они меняются по отдельным кораблям в широком диапазоне от 50
до 500 процентов от фонда оплаты труда.
Минатом пытается свести себестоимость к минимальным нормам. Соответственно
меняются и условия ежегодных государственных контрактов, оформляемых Минатомом.
С одной стороны, для предприятий это плохо, а с другой - хорошо, так как
появляется возможность для маневра. В этих условиях корабелы охотнее берутся за
утилизацию АПЛ, полностью укомплектованных и находящихся в хорошем техническом
состоянии. Недостача же черных, цветных и драгоценных металлов, которая
вскрывается, как правило, уже после заключения контракта, для
производственников, можно сказать, удар ниже пояса.
Правительство в 1995 году также подставило подножку корабелам, лишив заводы,
занимающиеся утилизацией АПЛ, таможенных льгот. Таким образом, перспективный
рынок сбыта металлолома оказался для них недосягаем. Судите сами: предлагаемая
цена реализации, например, титанового лома 1.000 долларов за тонну, а таможенная
пошлина - 1.900 долларов. При таких условиях торговать можно только себе в
убыток. А ведь в лимиты средств, расходуемых на утилизацию, закладывается, в
частности, самофинансирование производства за счет продажи металлолома и
вторичного использования высвобождаемого оборудования.
Чем дело кончится...
И все же, несмотря на целый ряд существующих проблем, 2003 год можно назвать
годом прорыва в комплексной утилизации АПЛ. К такому выводу подводят и решения,
принятые на заседании Правительства РФ 4 декабря. Правда, первые результаты
станут очевидными, наверное, лишь во второй половине будущего года. План работы,
намеченный правительством, вкратце таков. До конца апреля утвердить график
передачи АПЛ, выведенных из состава ВМФ, Министерству по атомной энергии. До
конца мая уточнить функции и порядок взаимодействия федеральных органов власти,
участвующих в проведении работ по комплексной утилизации АПЛ. Обеспечить вывоз
на переработку ОЯТ с береговых технических баз, находящихся в бухтах Андреева,
Сысоева и пункте Гремиха, с соблюдением требований ядерной и радиационной
безопасности.
В постановлении правительства на соблюдение безопасности обращается особое
внимание. Дело в том, что уходящий год - это не только год прорыва, но и
трагических уроков.
В пункте Гремиха 12 рабочих филиала Федерального государственного унитарного
предприятия "СевРАО", созданного в Мурманской области для содержания старых
субмарин, площадок с РАО и обращения с ОЯТ, получили в августе различные дозы
радиоактивного облучения.
И в августе же во время буксировки из Гремихи на судоремонтный завод ВМФ в
городе Полярном предназначенная для утилизации АПЛ К-159 затонула вместе с
девятью подводниками.
В новом документе о порядке передачи АПЛ из состава ВМФ исполнителям работ по их
утилизации, проект которого до июня будущего года будет представлен в
Правительство РФ, очевидно, учтут причины, приведшие в одном случае к
чрезвычайному происшествию, а в другом - к трагедии.
Вместо заключения
После второй мировой войны мы построили лодок больше, чем все страны мира,
вместе взятые. Наследство в виде огромного подводного флота, полученное Россией
не в самые лучшие с экономической точки зрения времена, оказалось слишком
обременительным. В трудных экономических условиях страна начала от него
избавляться. Для многих подводников это было личной трагедией. Сегодня пришедшее
на смену молодое поколение моряков уже не воспринимает так остро, как их
предшественники, вывод из боевого состава ВМФ старых субмарин. А те, кто только
еще осваивают азы морской науки, верят, что для них построят новые, более
совершенные и надежные субмарины. Но жизнь этих атомарин будет уже другой,
потому что у нас, как и во всех цивилизованных странах, наконец-то будет создан
замкнутый цикл строительства, эксплуатации и утилизации АПЛ. Через полвека после
начала атомного подводного судостроения в России.
Дружище, когда вы принимаете чью-то помощь, довольствуйтесь тем, что вам дают, а не тем, что вы хотели бы взять. У меня, как и у всех, возможности ограниченные, но с вашей стороны попрекать меня их ограниченностью - черная неблагодарность.
Роберт Шекли, "Обмен разумов"