Красная звезда
20.05.2004
Владимир ГУНДАРОВ, "Красная звезда".
Клондайк в титановых отсеках
Недавно в ходе проверки содержания выведенных из боевого состава ВМФ атомных
подводных лодок, находящихся в пункте отстоя в Сайде-губе на Кольском
полуострове, было выявлено хищение более 30 тонн титановых шпангоутов,
вырезанных злоумышленниками из прочных корпусов субмарин. Об этом сообщили
несколько информационных агентств со ссылкой на следователя по особо важным
делам прокуратуры Мурманской области Николая Зайцева.
Для тех, кто незнаком с флотской терминологией: шпангоут можно сравнить со
скелетом рыбы. Вот часть этого скелета и похитили, а "рыбу" оставили.
При утилизации ракетного подводного крейсера стратегического назначения проекта
667Б (по натовской классификации - Delta I) на предприятии получают около 90
тонн титанового лома. Таким образом, в суммарном объеме злоумышленники умыкнули
примерно треть всех титановых конструкций одной субмарины. 1 тонна титанового
лома на мировом рынке стоит тысячу долларов. Предполагаемый ущерб от кражи -
более 1,1 миллиона рублей.
Чего только не крали за последние 10 лет в Мурманской области. В Гаджиево -
серебряные пластины из аккумуляторных батарей боевых торпед: в каждой торпеде по
250 килограммов серебра. В Гремихе - кассеты с платиновой шихтой, которые на
черном рынке оценивается до 5 тысяч долларов за штуку. В Мурманске -
необлученные урановые стержни для реакторов. И даже один раз пытались умыкнуть
уже облученные стержни с базы хранения твердых радиоактивных отходов в Губе
Андреева. Похитителей не нашли, хотя, как говорится, на воре шапка горит, а в
данном случае, человек должен "светиться", так как, несомненно, получил большую
дозу радиации, дай Бог, не смертельную. И все же - вот ведь народ! - вновь
находятся отчаянные головы, готовые сунуться в ядерное пекло ради наживы.
Несколько лет назад из пульта управления вспомогательной атомной установки
субмарины матрос за два часа вырвал все 24 реохорты, содержащие палладий.
Самый дешевый из благородных металлов - серебро - стоит на мировом рынке
примерно 167 долларов за килограмм, а один из самых дорогих - родий - 45
долларов за один грамм. Палладий по стоимостной шкале стоит примерно между
платиной и родием. По словам старшего следователя гарнизонной прокуратуры - в то
время майора юстиции - Владимира Дудкина, матрос нанес материальный ущерб флоту
на сумму более 65 тысяч рублей.
В прошлом году на Северном флоте зафиксировано пять случаев разукомплектования
радиоизотопных термогенераторов (РИТЭГов). Это своего рода атомные "батарейки"
для автономных маяков. Воров не остановило даже то, что РИТЭГи - источники
радиационного излучения.
А всего в прошлом году, по информации Управления военной контрразведки ФСБ по
Северному флоту, была пресечена попытка причинения государству материального
ущерба на сумму 2,5 миллиона рублей. По материалам других дел, переданных в
суды, возвращено в доход государства свыше трех миллионов рублей.
Хищение драгметаллов, увы, явление не только наших дней, и уж, конечно, не
только в Мурманской области. В 1989 году удалось подсчитать, что в народном
хозяйстве СССР использовалось более 100 тонн золота, несколько тысяч тонн
серебра, десятки тонн платины и более 60 тонн металлов платиновой группы -
палладия и родия, причем 70 процентов этого богатства находилось в вооружении и
военной технике Министерства обороны. Анализ расходования драгоценных металлов в
военной технике и вооружении и их возврата в Гохран после переработки
металлолома на финажных заводах с 1980 по 1990 год показал, что государство
получает из министерств и ведомствах, в которых есть воинские формирования,
примерно 11 процентов от расчетных объемов. В Государственной пробирной палате
Министерства финансов РФ полагают, что данный показатель можно было бы довести
до 20 процентов, если бы в этот период сохранялся госконтроль в силовых
структурах.
Хищение титановых шпангоутов с подводных лодок на фоне других краж особенно
выделяется размахом и высокой технологичностью.
Сайда-губа расположена в пограничной зоне, проезд в этот район возможен только
через пограничные контрольно-пропускные пункты. Бывший жилой поселок Сайда
входит в состав закрытого административно-территориального образования (ЗАТО)
Гаджиево федерального подчинения, на территории которого правопорядок
обеспечивает спецмилиция. Сам пункт отстоя субмарин также находится под охраной.
Он делится на "опасную" и "безопасную" зоны.
"Мы были удивлены тем, что воры проникли в "безопасную" зону. Правда, раньше там
поста охраны не было, но мы считали, что заборы достаточно хороши", - признался
корреспонденту NEWSru.com помощник директора судоремонтного завода "Нерпа" по
безопасности Владимир Панев, на попечении которого находятся лодки отстоя в
Сайде-губе.
Действительно, более тридцати тонн титановых конструкций в кармане не вынесешь.
Вывозили грузовиками, значит, были оформлены соответствующие накладные,
материальные пропуска и другие документы для проезда через пункты погранконтроля
и далее на таможенном пункте под Мурманском, который организован на единственной
дороге, ведущей с побережья Баренцева моря в соседнюю Карелию. Да и в самом
пункте отстоя сторожа, наверное, не спали, когда воры грузили на машины свои
трофеи. По крайней мере, когда наш буксир, на котором находился и автор этих
строк, в 6 часов утра позапрошлым летом попытался приблизиться на несколько
кабельтовых к лодкам отстоя в Сайде-губе, на плавпричале тут же появилась фигура
вооруженного сторожа. Думаю, что и грузовики трудно было не заметить.
Удивляет и технологичность самого вырезания титановых шпангоутов. Здесь без
профессионалов явно не обошлось. Толщина листов из стали и титана может
достигать 100 мм. Ножовка по металлу в данном случае бесполезна. Для резки
требуется специальное оборудование. Кстати, далеко не во всех странах освоена
обработка титана. На наших заводах, например, сварку титана производят
вольфрамовыми электродами в инертном газе и методом электронно-лучевой сварки.
Значит, у похитителей непременно было специальное оборудование.
По факту хищения возбуждено уголовное дело. Пока задержан только один человек -
скупщик краденого. В отдельное производство выделено еще одно дело - в отношении
нескольких сотрудников отдела спецмилиции ЗАТО Гаджиево, подозреваемых в
соучастии. Как едко сказал Михаил Жванецкий, сам пострадавший от автоугонщиков:
что охраняем, то и имеем.
У нас, конечно, крадут все, что плохо лежит. Крадут и то, что хорошо охраняется.
Нет замка или электронной системы, которую не взломал бы профессионал. По
экспертным оценкам страховых компаний, для угона автомобиля, оборудованного
самыми совершенными противоугонными системами, опытному вору требуется не более
10 минут.
Украсть можно все - не только шпангоуты, но даже целый корабль. Например,
Московский окружной военный суд оставил в силе приговор, вынесенный гарнизонным
военным судом бывшему начальнику вспомогательного флота ВМФ контр-адмиралу Юрию
Кличугину: четыре с половиной года лишения свободы. В 1994 году он без
разрешения Госкомимущества РФ продал компании "Анадырь ЛТД" судно-док "Анадырь",
которое предназначается для транспортировки подводных лодок. На момент продажи
его рыночная стоимость составляла 26 млн. долларов, а судно было продано за 21,3
млн. долларов.
Значит дело не в том, что замки на военных объектах плохие. И не в людях,
которые не могут спокойно пройти мимо чужого добра. А дело в тех, кто спокойно
смотрит, как воруют другие. За годы перестройки и приватизации бывшей
социалистической собственности сформировалось целое поколение людей, уверовавших
в безнаказанность воровства, даже оправдывающих его тем, что происхождение
первичного капитала всегда криминально: кто не ворует, тот не пьет шампанского.
А совесть у нас осталась?
Дружище, когда вы принимаете чью-то помощь, довольствуйтесь тем, что вам дают, а не тем, что вы хотели бы взять. У меня, как и у всех, возможности ограниченные, но с вашей стороны попрекать меня их ограниченностью - черная неблагодарность.
Роберт Шекли, "Обмен разумов"