О состоянии и мерах по ускорению работ по утилизации атомных подводных лодок и надводных кораблей с ядерными энергетическими установками
(материал представлен Минатомом России)
В связи с истечением сроков службы, а также с выполнением Российской Федерацией международных обязательств по сокращению вооружений, со второй половины 80-х годов XX века начался интенсивный процесс снятия с эксплуатации и вывода из боевого состава ВМФ атомных подводных лодок (АПЛ), а также технических средств их обслуживания (суда атомного технологического обслуживания (АТО).
Темпы вывода из эксплуатации АПЛ существенно (в 3-5 раз) превосходили определяемые существующими возможностями промышленной инфраструктуры темпы их утилизации, что приводило к стремительному накоплению в пунктах отстоя АПЛ, подлежащих утилизации, в большинстве своем с не выгруженным отработавшим ядерным топливом (ОЯТ) на борту.
Высокая вероятность возникновения радиационных инцидентов на АПЛ, находящихся в отстое, из-за их постоянно возрастающего количества, физического износа и выхода из строя технических средств обслуживания, а также неудовлетворительное состояние береговых технических баз ВМФ приобрела масштаб угрозы национальной безопасности.
Выполняя постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 1998 г. № 518 Минатом России в качестве государственного заказчика - координатора работ в целях:
уменьшения вероятности и в пределе полного исключения ядерно-радиационно опасных инцидентов на выведенных из состава ВМФ АПЛ, надводных кораблях с ядерными энергетическими установками (
НК с ЯЭУ), судах АТО, а также на бывших береговых технических базах ВМФ;
выполнения Российской Федерации международных обязательств по нераспространению ядерных материалов и противодействия международному терроризму;
освобождения Минобороны России от несвойственных ему функций что обеспечивает:
комплексную утилизацию выведенных из эксплуатации АПЛ, НК с ЯЭУ и судов АТО;
экологическую реабилитацию бывших береговых технических баз ВМФ, связанных с временным хранением ОЯТ, твердых и жидких радиоактивных отходов (РАО).
Основными организационными документами, определяющими вопросы организации работ по комплексной утилизации АПЛ, являются:
поручение Президента Российской Федерации от 11.01.2002 № 1310с и Указ Президента Российской Федерации от 14.11.2002 № 1322с “О содержании экипажей атомных подводных лодок и надводных кораблей с ядерными энергетическими установками, исключенных из боевого состава Военно-Морского Флота и ожидающих утилизации”;
постановление Правительства Российской Федерации от 28.05.1998 № 518 “О мерах по ускорению утилизации атомных подводных лодок и надводных кораблей с ядерными энергетическими установками, выведенными из состава Военно-Морского Флота, и экологической реабилитации радиационно-опасных объектов Военно-морского Флота”;
концепция комплексной утилизации АПЛ, утвержденная Министром Российской Федерации по атомной энергии и принятая к руководству министерствами и ведомствами в соответствии с поручением Правительства от 17.02.2001 № ИК-П7-02738;
распоряжение Правительства Российской Федерации от 9.02. 2000 № 220-р (В соответствии с распоряжением на базе имущества береговых технических баз ВМФ созданы ФГУП “СевРАО” и ФГУП “ДальРАО” Минатома России);
графики приема-передачи АПЛ, судов АТО, утвержденные Министром обороны Российской Федерации, Министром Российской Федерации по атомной энергии и генеральным директором Российского агентства по судостроению;
порядок передачи атомных подводных лодок и надводных кораблей с ядерными энергетическими установками, дизельных подводных лодок, надводных кораблей и судов обеспечения, выведенных из состава Военно - Морского Флота, а также объектов Минобороны России, связанных с временным хранением отработавшего ядерного топлива, твердых и жидких радиоактивных отходов исполнителям работ, утвержденный распоряжением Министерством имущественных отношений Российских Федерации от 23.11.1998 №1493-р.
Решение проблем по комплексной утилизации АПЛ, ПК с ЯЭУ и реабилитации радиационно-опасных объектов находятся под постоянным контролем государственных контрольных и надзорных органов. По результатам проверок, проведенных Счетной палатой Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Главным контрольным управлением Президента Российской Федерации Минатомом России с участием заинтересованных органов федеральной исполнительной власти и непосредственными исполнителями работ принимаются оперативные и действенные меры по устранению выявленных недостатков. Однако, для решения ряда вопросов, поставленных контрольными и надзорными органами, необходимо принятие соответствующих решений на уровне Правительства Российской Федерации.
В целях урегулирования проблемных вопросов, возникающих при проведении работ по утилизации АПЛ необходимы разработка Положения о разграничении полномочий между органами федеральной исполнительной власти, участвующих в проведении работ по комплексной утилизации атомных подводных лодок и надводных кораблей с ядерными энергетическими установками, обращению с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами, а также выпуск распоряжения Правительства Российской Федерации о введении его в действие.
Необходимо ускорить работу по введению в действие Федеральной целевой программы “Промышленная утилизация вооружений и военной техники (2004-2010годы)”.
Требуется доработка и введение в действие Порядка передачи АПЛ и ПК с ЯЭУ (данный порядок не зарегистрирован в Минюсте России и практически не работает), а также разработка Порядка использования снятого с утилизируемых судов оборудования и технических средств для целей дальнейшей эксплуатации или при строительстве.
Целесообразно ускорить работу по внесению изменений в Федеральный закон от 6 мая 1999 г. № 97-ФЗ “О конкурсах на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд” в части особенности размещения заказов для государственных федеральных нужд на оборонных предприятиях.
В период 1999-2003 гг. удалось существенно увеличить темпы выгрузки ОЯТ и утилизации АЛЛ, для чего восстановлена и создана дополнительная инфраструктура по обеспечению выгрузки, временного хранения и вывоза ОЯТ на переработку, а также для разделки корпусов АПЛ и обращению с РАО.
Береговые комплексы выгрузки ОЯТ, созданные на предприятиях Россудостроения за счет финансовой помощи
США, загружены не на полную расчетную мощность из-за высокой стоимости их эксплуатации и ограничения лимитов финансирования, выделяемых по государственному оборонному заказу, а также незавершенности работ по обслуживающей инфраструктуре (ремонт железной дороги). Планируется их более интенсивное использование при утилизации АПЛ за счет средств международной финансовой помощи.
По состоянию на 01.12.2003:
выведено из состава ВМФ 193 АПЛ и 2НК с ЯЭУ;
утилизированы с формированием реакторных блоков 94 АПЛ;
в ожидании утилизации на акваториях заводов и в базах ВМФ находятся 99АПЛ, из них 70 АПЛ с ядерным топливом в реакторах;
содержатся на плаву экипажами ВМФ 73 АПЛ, персоналом заводов -26 АПЛ;
2 АПЛ отстоя имеют ядерные энергетические установки в аварийном состоянии. Их утилизация по существующей схеме невозможна;
подлежит утилизации 41 ед. судов атомного технологического обслуживания (АТО) (плавучие базы перезарядки реакторов, специальные танкеры и плавучие емкости, плавучие контрольно-дозиметрических суда). Многие суда представляют опасность радиоактивного загрязнения окружающей среды.
Существующая промышленная инфраструктура позволяет обеспечить утилизацию 20 - 22 АПЛ в год. Реальные темпы утилизации АПЛ определяются производственными мощностями промышленной инфраструктуры, выделяемыми лимитами бюджетных ассигнований на указанные цели (2001 г. - 1864,3 млн. руб., 2002 г. - 2048,8 млн. руб., 2003 г. - 1910,6 млн. руб.) и необходимостью одновременного выполнения работ по реабилитации бывших береговых технических баз ВМФ. Выгрузка ОЯТ и утилизация по 12-15 АПЛ в год позволяет завершить работы по утилизации АПЛ и ПК с ЯЭУ к 2010 году.
Графиком передачи АПЛ, НК с ЯЭУ определен ежегодный объем передачи АПЛ на предприятия промышленности в количестве АПЛ - 20 единиц и рубежом - 2006 год. В настоящее время выполнение графиков приема передачи АПЛ напрямую связано с темпами их утилизации предприятиями промышленности. С учетом сложившегося уровня финансирования (до 2 млрд. рублей) и ранее переданных предприятиям АПЛ, возможно обеспечить прием от ВМФ до 10 АПЛ ежегодно. С учетом планируемой международной помощи данный показатель может составить до 15 АПЛ в год.
Для решения проблем с хранением реакторных отсеков, обращением с ОЯТ и РАО необходимо создание дополнительной инфраструктуры (пунктов хранения реакторных отсеков, региональных центров по кондиционированию и хранению РАО, площадок временного хранения ОЯТ, пункта изоляции аварийных АПЛ, реконструкции железнодорожных коммуникаций и т.д.)
Особую опасность представляют объекты 4-х бывших береговых технических баз ВМФ, а ныне предприятий Минатома России, расположенных в Мурманской области (губа Андреева и пункт Гремиха), Приморском крае (бухта Сысоева), Камчатской области (бухта Крашенинникова).
В сооружениях и на площадках береговых технических баз накоплено значительное количество ОЯТ, твердых и жидких радиоактивных отходов.
На сооружениях БТБ отсутствуют технические барьеры безопасности, которые есть в АПЛ (корпус корабля, корпус реактора), указные объекты наиболее уязвимы к потенциальным угрозам техногенного, природного и террористического характера. Требуется принятие неотложных мер по извлечению ОЯТ из хранилищ баз и отправка его на переработку с соблюдением необходимых мер безопасности для персонала. В связи с этим, в период 2004 -2006 гг. работы по удалению ОЯТ из хранилищ бывших береговых баз ВМФ, а также ликвидации потенциально опасных участков хранения РАО должны быть интенсифицированы. При этом темпы утилизации АПЛ должны остаться в существующих пределах.
Результаты проведенных предварительных оценок показывают, что сумма затрат на решение проблем комплексной утилизации АПЛ и реабилитации радиационно-опасных объектов составляет около 4 млрд. долларов США.
В целях ускорения решения задач по промышленной утилизации АПЛ и НК с ЯЭУ принимаются меры по привлечению средств международной финансовой помощи в рамках программы “Глобального партнерства”, а также других программ и двухсторонних межправительственных соглашений. Продолжаются совместные работы с США по утилизации стратегических АПЛ (утилизировано 25 АПЛ). В 2003 году подписаны межправительственные и межведомственные соглашения с Великобританией, Германией, Японией, Италией. На очереди -заключение рамочного межправительственного Соглашения с Канадой. Заключены контракты с Норвегией на утилизацию двух АПЛ, подготовлен к подписанию контракт с Японией на утилизацию одной АПЛ. Активная работа по переводу политических договоренностей лидеров “Группы восьми” о Глобальном партнерстве на практические рельсы будет продолжена.
Требуется обеспечение действенного контроля со стороны государства за целевым использованием средств международной помощи при решении стоящих задач.
С учетом изложенного предлагается поручить федеральным органам исполнительной власти:
Минобороны России (С.Б. Иванову) совместно с заинтересованными органами федеральной исполнительной власти в соответствии с поручениями Правительства Российской Федерации (от 15 сентября 2003 г. № МК-П4-11138, от 9 июля 2003 г. № МК-П9-8012) завершить разработку проекта федеральной целевой программы “Промышленная утилизация вооружений и военной техники” и внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации до 1 мая 2004г.;
Минатому России (А.Ю. Румянцеву), Минобороны России (С.Б.Иванову), Россудостроению (В.Я. Поспелову), по согласованию с заинтересованными органами федеральной исполнительной власти до 30 апреля 2004г. разработать проект Положения о разграничении полномочий между органами федеральной исполнительной власти, участвующих в проведении работ по комплексной утилизации атомных подводных лодок и надводных кораблей с ядерными энергетическими установками, обращению с отработавшим ядерным топливом и радиоактивными отходами, а также проект распоряжения Правительства Российской Федерации о введении его в действие.
Согласиться с предложением Минатома России о принятии неотложных мер по разгрузке и вывозу для временного хранения и переработки отработавшего ядерного топлива, накопленного в хранилищах бывших береговых технических баз Военно-Морского Флота в бухтах Андреева, Сысоева, и поселке Гремиха.
Минатому России (А.Ю. Румянцеву), Минобороны России (С.Б.Иванову) до 1 марта 2004 г. разработать и утвердить мероприятия по учету и контролю отработавшего ядерного топлива, накопленного в хранилищах бывших береговых баз Военно-Морского Флота, а также выгружаемого из реакторов утилизируемых атомных подводных лодок и надводных кораблей с ядерными энергетическим установками.
Минатому России (А.Ю. Румянцеву), Минимуществу России (Ф.Р. Газизуллину), Минобороны России (С.Б.Иванову), Россудостроению (В.Я. Поспелову), по согласованию с заинтересованными органами федеральной исполнительной власти до 30 апреля 2004г. разработать и внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения о порядке использования снятого с утилизируемых АПЛ и НК с ЯЭУ оборудования и технических средств для целей эксплуатации, ремонта и строительства АПЛ и НК с ЯЭУ.
Минимуществу России (Ф.Р. Газизуллину) до 1 мая 2004 г.обеспечить доработку “Порядка передачи атомных подводных лодок и надводных кораблей с ядерными энергетическими установками, дизельных подводных лодок, надводных кораблей и судов обеспечения, выведенных из состава Военно-морского Флота, а также объектов Минобороны России, связанных с временным хранением отработавшего ядерного топлива, твердых и жидких радиоактивных отходов исполнителям работ” и принять меры по регистрации указанного порядка в Минюсте России.
Минатому России (А.Ю. Румянцеву) совместно с МИД России (И.С. Иванову) и другими заинтересованными органами федеральной исполнительной власти ускорить работу по привлечению средств международной помощи, по согласованию и началу осуществления конкретных проектов сотрудничества по международным договорам, заключенным в рамках программы Глобального партнерства “Группы восьми” против распространения оружия и материалов массового уничтожения, а также другим программам и соглашениям по зарубежному содействию Российской Федерации в решении задач промышленной утилизации атомных подводных лодок и надводных кораблей с ядерными энергетическими установками.
Основные результаты работы Минатома России в период 1999-2003 годов.
Начиная с 1999 года, когда Минатом России приступил к практическому выполнению функций государственного заказчика-координатора работ, для ускорения утилизации АПЛ выполнен большой комплекс работ.
Утилизация АПЛ и НК с ЯЭУ.
Ускорение выгрузки ОЯТ из реакторов АПЛ.
Основной фактор, сдерживающий утилизацию АПЛ, - недостаточная мощность промышленной инфраструктуры по выгрузке ОЯТ из реакторов АПЛ, его временному хранению и транспортированию.
К началу 1998 года в России выгрузку ОЯТ из реакторов АПЛ могли проводить три плавучие технические базы ВМФ предназначенные для перезарядки реакторов, других средств выгрузки не было. На фотографии (рисунок 8) действующая плавучая база ВМФ проекта 2020.
Сооружения для временного хранения ОЯТ, выгружаемого из реакторов АПЛ были полностью заполнены и/или находились в аварийном состоянии.
Вывоз ОЯТ на переработку осуществлялся одним эшелоном из 4-х специальных вагонов. За год возможно выполнение не более 7 рейсов и вывезти ОЯТ, выгружаемое из реакторов 8 АПЛ.
Учитывая то, что АПЛ с не выгруженным из их реакторов ОЯТ представляли собой наибольшую радиационную опасность, а также принимая во внимание то, что около 25% выведенных из состава ВМФ АПЛ с ядерным топливом на борту потеряли большую часть запаса плавучести из-за коррозии корпусных конструкций и потери герметичности цистерн главного балласта, Минатом России основные усилия сосредоточил на обеспечении скорейшей выгрузки ОЯТ из реакторов утилизируемых АПЛ и на обеспечении безопасного обращения с этим топливом.
Для обеспечения ускорения темпов выгрузки ОЯТ:
проведен восстановительный ремонт и оформлены разрешения на продление работы трех плавучих технических баз проекта 326М, выслуживших установленные сроки эксплуатации;
проведены текущие ремонты трех действующих плавучих баз проекта 2020, ремонты имеющихся комплектов перегрузочного оборудования типа ОК-ЗООПБ и дооснащение их вновь изготовленными узлами для обеспечения выгрузки ОЯТ из реакторов АПЛ 1 и 2 поколений;
изготовлены два новых комплекта перегрузочного оборудования типа ОК-ЗООПБУ;
реализованы схемы выгрузки ОЯТ из реакторов АПЛ с привлечением судов технологического обслуживания ОАО “Мурманское морское пароходство”;
построены и введены в эксплуатацию за счет средств программы США “Совместное уменьшение угрозы” (CTR) два береговых комплекса выгрузки ОЯТ из реакторов АПЛ на заводах ФГУП МП “Звездочка” и ФГУП ДВЗ “
Звезда”.
Здесь необходимо отметить, что береговые комплексы выгрузки ОЯТ, созданные за счет финансовой помощи США, в настоящее время загружены не полностью из-за высокой стоимости их эксплуатации, ограничения лимитов финансирования, выделяемого по Государственному оборонному заказу, а также незавершенности работ по сопутствующей инфраструктуре (в первую очередь реконструкция железнодорожных путей). В основном эти сейчас комплексы используются при утилизации АПЛ, выполняемой за счет международной помощи.
С целью обеспечения временного безопасного хранения ОЯТ:
Внедрена технология “сухого” временного контейнерного хранения ОЯТ. Для этого:
разработаны, изготовлены и подготовлены к эксплуатации 48 двухцелевых металлобетонных контейнеров типа ТУК-108/1 для хранения и транспортирования ОЯТ;
в стадии изготовления партия из 25 контейнеров ТУК-108/1 за счет средств программы CTR;
на ДВЗ “Звезда” и ФГУП МП “Звездочка” (рисунок 10) завершено строительство площадок временного хранения контейнеров с ОЯТ (по 60 контейнеров) за счет средств программы CTR ;
на РТП “Атомфлот” сдана в эксплуатацию площадка перевалки контейнеров с ОЯТ созданная за счет средств Программы АМЕС (США, Норвегия,
Россия);
разработан проект реконструкции здания №301 на ФГУП ПО “Маяк” с целью создания буферного хранилища на 154 контейнера с ОЯТ за счет средств программы CTR;
расширена площадка временного хранения контейнеров с ОЯТ на ФГУП “ДальРАО” (до 35 мест хранения).
Для обеспечения ускорения темпов вывоза ОЯТ на ФГУП ПО “Маяк” за счет средств Норвегии и США построены и введены в эксплуатацию два эшелона из специальных вагонов для перевозки контейнеров с ОЯТ.
Мероприятия, выполненные в 1999-2002 годах, обеспечиваю возможность выгрузки ОЯТ из реакторов 20-22 АПЛ в год и обеспечивать безопасное обращение с этим топливом.
Однако, с учетом необходимости проведения плановых профилактических и ремонтно-восстановительных работ на всех объектах и элементах инфраструктуры, задействованной в обращении с ОЯТ утилизируемых АПЛ, а также наиболее целесообразного распределения финансирования различных задач программы комплексной утилизации АПЛ, ПК с ЯЭУ, судов АТО и экологической реабилитации радиационно-опасных объектов наиболее оптимальным представляется темп выгрузки ОЯТ из реакторов 15 АПЛ в год.
Динамика выгрузки ОЯТ из реакторов АПЛ, подлежащих утилизации, иллюстрируется данными таблицы.
Год 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003
АПЛ, единиц 4 3 5 3 1 8 18 18 14 12
Комплекс предпринятых Минатомом России мер создал условия для завершения выгрузки и переработки ОЯТ из реакторов всех АПЛ, выведенных из боевого состава ВМФ, к 2009 году.
Формирование реакторных блоков.
Темпы выгрузки ОЯТ из реакторов выведенных из боевого состава ВМФ АПЛ должны быть увязаны с возможностями реализации последующих этапов их утилизации.
По результатам проведенных технико-экономических исследований “Концепцией комплексной утилизации АПЛ” предусматривается “отсроченная” утилизация оборудования реакторных установок и собственно реакторных отсеков. Несмотря на то, что при выгрузке ОЯТ из АПЛ удаляется около 90% накопленных радионуклидов, остаточная активность оборудования реакторных установок и корпусных конструкций реакторных отсеков представляет весьма серьезную радиационную опасность. Данные обстоятельства требуют проведения операций по подготовке реакторных отсеков утилизируемых АПЛ к длительному хранению до их окончательной разборки.
Вырезка реакторного отсека из корпуса АПЛ позволяет провести безопасную утилизацию ее носовых и кормовых оконечностей и освободить причальный фронт заводов для утилизации очередных АПЛ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.1998 №518 определены 8 судоремонтных и судостроительных заводов, на которых производится разделка подлежащих утилизации АПЛ и формирование реакторных отсеков.
- В Северо-западном регионе РФ:
ФГУП СРЗ “Нерпа” (Россудостроение). ФГУП 10СРЗ МО РФ и ФГУП 35СРЗ МО РФ (ВМФ) - в Мурманской области;
ФГУП МП “Звездочка” и ФГУП ПО “Севмашпредприятие” (Россудостроение) - в Архангельской области.
- В Дальневосточном регионе РФ:
ФГУП ДВЗ “Звезда” (Россудостроение) и ФГУП ЗОСРЗ МО РФ (ВМФ) - в Приморском крае;
ФГУП “Северо-восточный региональный центр по ремонту и утилизации ВиВТ ВСРФ” - г. Вилючинск Камчатской области.
Применяемая до настоящего времени на заводах временная технология утилизации АПЛ состоит в вырезке реакторной установки в составе трехотсечного блока - реакторных отсек и два смежных отсека для обеспечения плавучести и его герметизации для последующего временного хранения на плаву. В настоящее время реакторные блоки из трех и более отсеков хранятся на плаву в губе Сайда Мурманской области и в бухте Разбойник Приморского края. Данная технология утилизации АПЛ с формированием трехотсечного блока не является оптимальной, так как:
формирование трехотсечного блока дороже работ по формированию одноотсечного блока, при этом в оборот не поступает значительное количество металлолома (корпусные конструкции смежных с реакторным отсеком АПЛ);
требуются дополнительные затраты на содержание пунктов временного хранения реакторных блоков на плаву, на периодическое докование и поддерживающий ремонт;
остается необходимость в последующем формировании из трехотсечных блоков одноотсечных для обеспечения их длительного безопасного хранения.
За истекший период времени, в основном за счет международной помощи, выполнен ряд мероприятий по усовершенствованию промышленной инфраструктуры заводов, производящих утилизацию АПЛ (оснащение высокопроизводительным режущим оборудованием, создание участков по разделке кабельной продукции и т.п.), что позволило увеличить темпы формирования реакторных блоков и разделки оконечностей АПЛ.
Динамика формирования трехотсечных (многоотсечных) реакторных блоков из утилизируемых АПЛ показана в таблице.
Год 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003
Сформировано блоков РО 5 5 7 5 2 6 12 7 17 13
Анализ результатов работы за 1999-2003 it. показывает, что все АПЛ, выведенные из эксплуатации, при соответствующем финансировании могут быть утилизированы к 2010 году.
Прогрессивная технология утилизации АПЛ предусматривает формирование одноотсечного реакторного блока и его длительное безопасное хранение на береговых площадках.
Переход на формирование одноотсечных реакторных блоков с последующим их хранением на берегу сдерживается отсутствием технических и транспортных средств для транспортирования блоков, а также береговых пунктов их хранения.
В настоящее время выполнены ТЭО создания береговых комплексов долговременного хранения одноотсечных реакторных блоков для Северного региона в губе Сайда Мурманской области и для Тихоокеанского региона в бухте Разбойник Приморского края. Стоимость создания этих объектов оценивается в 4 миллиарда рублей.
В рамках программы глобального партнерства подписано соглашение с Федеративной Республикой Германия об оказании помощи в строительстве берегового хранилища реакторных отсеков в губе Сайда, В Приморье объект создается пока за счет средств федерального бюджета.
Обращение с аварийными АПЛ.
При решении вопросов утилизации АПЛ, выведенных из боевого состава ВМФ, особого внимания требуют две АПЛ, находящиеся в отстое и имеющие на борту ядерные энергетические установки в аварийном состоянии с невыгруженным из реакторов ядерным топливом. Их утилизация по стандартной схеме невозможна и требует реализации специальных технологий. По результатам проведенных исследований наиболее целесообразным путем решения данной проблемы является постановка этих кораблей на “твердое основание” с последующей их изоляцией от окружающей среды специальным укрытием, конструкция которого обеспечивает нормальную радиационную обстановку в месте его расположения и исключает выход радионуклидов в окружающую среду. Выгрузка ОЯТ и утилизация этих АПЛ возможна после длительной (100-200 лет) выдержки в укрытии для распада долгоживущих радионуклидов до уровня, при котором могут быть проведены необходимые работы по их утилизации с приемлемыми дозами облучения и без экологического ущерба для окружающей среды и риска для населения.
Надводные корабли с ЯЭУ.
Планируется вывести из боевого состава ВМФ и передать на утилизацию 4 НК с ЯЭУ. Первый из этих кораблей - атомный ракетный крейсер “Адмирал Ушаков” выведен из боевого состава ВМФ в 2002 году.
Для подготовки к утилизации НК с ЯЭУ Минатом России, начиная с 1999 года, обеспечил разработку:
концепции утилизации ПК с ЯЭУ;
принципиальной технологии утилизации НК с ЯЭУ и обращения с их реакторными отсеками;
технических решений по обращению с твердыми РАО, образующимися при выгрузке ОЯТ из реакторов;
транспортно-технологических схем обращения с ОЯТ;
технико-экономического обоснования процесса утилизации.
При условии выделения соответствующего финансирования в ближайшее время может быть начата разработка конструкторско-технологической документации на утилизацию ТАРКР “Адмирал Ушаков” и практические работы по выгрузке топлива из реакторов.
Состояние утилизации АПЛ на текущий момент и перспективы.
Современное состояние всей производственной и транспортной инфраструктуры позволяет обеспечить комплексную утилизацию (обращение с ОЯТ, формирование и хранение реакторных блоков, разделку оконечностей) 20-22 АПЛ в год. Однако, оптимальные темпы утилизации АПЛ, определяемые выделяемыми лимитами бюджетных ассигнований на решение всей программы комплексной утилизации АПЛ, судов АТО и экологической реабилитации бывших БТБ ВМФ, могут составить не более 14-15 АПЛ в год. Такой темп позволяет завершить основной объем работ по утилизации АПЛ в 2010 году.
Графиком, утвержденным руководством Минобороны России, Минатомом России и Россудостроения предусмотрена передача 20 АПЛ в год предприятиям-исполнителям работ. Завершение передачи в 2006 году. В настоящее время количество АПЛ передаваемых от ВМФ исполнителям работ по утилизации определяется объемами финансирования.
Для ускорения темпов утилизации АПЛ и, как следствие этого, сокращения сроков передачи всех кораблей от ВМФ предприятиям промышленности необходимо:
активизировать привлечение средств международной помощи непосредственно на работы по утилизации АПЛ и ПК с ЯЭУ;
ускорить завершение создания наземных пунктов длительного хранения реакторных отсеков и переход на схему утилизации АПЛ с формированием одноотсечных реакторных блоков;
провести реконструкцию железнодорожных путей в обеспечение бесперебойного функционирования береговых комплексов выгрузки ОЯТ;
создать контейнерное хранилище ОЯТ на ФГУП ПО “Маяк”.
Реализация указанных мероприятий позволит на имеющихся сегодня производственных мощностях предприятий, производящих работы по утилизации АПЛ, довести темпы утилизации до 19-20 АПЛ в год с завершением всех работ, в том числе и передачи АПЛ от ВМФ предприятиям промышленности в согласованные сроки.
Обращение с радиоактивными отходами. Состояние вопроса.
Утилизация АПЛ и НК с ЯЭУ приводит к образованию значительного количества твердых (ТРО) и жидких радиоактивных отходов (ЖРО). На судоремонтных заводах Минобороны России и Россудостроения, выполняющих работы по утилизации АПЛ, к концу 1998 года было накоплено около 22500 м3 ЖРО суммарной активностью до 270 Кюри и около 31250 м3 ТРО суммарной активностью 1,0х106 Кюри. Существенное увеличение с 1999 года темпов утилизации АПЛ потребовало проведения неотложных мероприятий, направленных на обращение с РАО.
Основные мероприятия, направленные на обращение с РАО.
Для обращения с жидкими РАО:
введены в эксплуатацию стационарные комплексы переработки ЖРО на заводах ФГУП ДВЗ "Звезда" и ФГУП МП "Звездочка" за счет средств программы CTR;
завершается модернизация установки для переработки ЖРО на РТП "Атомфлот" за счет средств России, Норвегии и США;
изготовлены и эксплуатируются 3 мобильных установки переработки ЖРО в Мурманской, Камчатской областях и в Приморском крае;
на ФГУП ДВЗ "Звезда" введен в эксплуатацию плавучий комплекс переработки жидких РАО сложного состава (ПЗО "Ландыш"), построенный за счет средств Японии.
С введением в эксплуатацию перечисленных комплексов и установок все ЖРО, образующиеся при утилизации атомных кораблей и судов, перерабатываются и кондиционируются, общее количество ранее накопленных отходов постепенно уменьшается.
Всего в Северном и Тихоокеанском регионах в 2001-2003 годах переработано 6000 м3 жидких РАО. Достигнутые темпы позволяют перерабатывать все ЖРО образующиеся при утилизации АПЛ и уменьшать объемы накопленных отходов на 2500 - 3000 м3 в год.
Для обращения с твердыми РАО :
построены и введены в эксплуатацию на ФГУП ДВЗ "Звезда" и ФГУП МП "Звездочка" комплексы по переработке и хранению ТРО за счет средств программы CTR (СП ТА);
разработан проект и начаты поставки оборудования для создания центра по кондиционированию ТРО на ФГУП “10СРЗ” МО РФ за счет средств программы АМЕС (США, Норвегия);
разработана необходимая нормативно-техническая документация и реализована схема упаковки ТРО, образующихся в процессе утилизации АПЛ в формируемые реакторные блоки.
Хотя реализация указанных мероприятий и позволяет исключить дальнейшее накопление ТРО, образующихся при утилизации АПЛ, вопросы обращения с этими отходами не потеряли свою остроту. Для перевода в безопасное состояние ТРО низкой и средней активности, накопленных на судоремонтных заводах, а также на БТБ необходимо создать региональные центры по переработке и длительному хранению кондиционированных отходов.
Реабилитация объектов хранения РАО и ОЯТ.
Состояние береговых технических баз.
В настоящее время четыре береговые технические базы (в бухте Андреева и в пункте Гремиха Мурманской области, в бухте Сысоева Приморского края и в бухте Крашенинникова Камчатской области) выведены из состава ВМФ.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации Минатом России в 2000 году создал государственные унитарные предприятия ФГУП "СевРАО" (г. Мурманск) и ФГУП "ДальРАО" (г. Владивосток), которые приняли от Северного и Тихоокеанского флотов береговые технические базы для реабилитации объектов хранения РАО и ОЯТ и очистки территории.
При разработке планов по экологической реабилитации объектов ФГУП “СевРАО” и ФГУП “ДальРАО” (бывшие БТБ ВМФ) были приняты во внимание следующие обстоятельства:
Объекты в губе Андреева и в бухте Крашенинникова к использованию по прямому назначению не планируются. На них должны выполняться только работы, связанные с удалением с их территорий ОЯТ, ТРО и ЖРО, реабилитацией зданий и сооружений, рекультивацией (дезактивацией) территорий;
На объекте в пункте Гремиха, кроме работ по его экологической реабилитации, необходимо восстановление и реконструкция инфраструктуры в обеспечение выгрузки и последующего временного хранения активных зон из реакторов АПЛ с жидкометаллическим теплоносителем;
Объект в бухте Сысоева предполагается использовать для приема и переработки ТРО, а также для временного хранения и перевалки ОЯТ, выгружаемого из утилизируемых АПЛ.
Первоочередные работы на БТБ.
В настоящее время на ФГУП “СевРАО” и ФГУП “ДальРАО” проводятся работы по реабилитации радиационно-опасных объектов. Учитывая реальное состояние их зданий и сооружений, в первоочередном порядке выполняются работы по восстановлению коммуникаций и созданию инфраструктуры в обеспечение безопасных условий работы персонала. В 2001 году разработаны проекты физической защиты ядерно- и радиационно опасных объектов ФГУП “СевРАО” и ФГУП “ДальРАО” и начаты работы по их реализации.
Наряду с этим выполняются и отдельные практические работы по снижению экологической опасности этих объектов, в частности в 2003 году:
проведено детальное радиационное обследование территории;
В губе Андреева и в бухте Сысоева введены в эксплуатацию площадки контейнерного хранения ТРО низкого уровня активности объемом по 4500 м3;
произведена фрагментация 180 м3 крупногабаритных ТРО;
собрано с открытых площадок, упаковано и помещено в хранилища 200 м3 ТРО.
В результате выполнения этих практических мероприятий удалось несколько улучшить радиационно-экологическую обстановку на указанных объектах.
Однако этого явно недостаточно для коренного улучшения ситуации. Более того, необходимо отметить, что к настоящему времени количество ОЯТ, находящегося в аварийных хранилищах бывших БТБ, соизмеримо с количеством ОЯТ, которое необходимо выгрузить из реакторов АПЛ, выведенных из боевого состава ВМФ. Это требует ускорения работ по вывозу ОЯТ из их хранилищ бывших БТБ, переработки ТРО и ЖРО.
Необходимость этих шагов обусловливается также следующими обстоятельствами. На сооружениях БТБ, особенно предназначенных для хранения ОЯТ и ТРО, практически отсутствуют барьеры безопасности, которые есть в АПЛ (корпусные конструкции реактора, прочный корпус корабля или реакторного отсека). Объекты хранения ОЯТ и РАО на бывших БТБ наиболее уязвимы к потенциальным угрозам техногенного, природного или террористического характера.
Планы дальнейших работ.
В ближайших планах реабилитации бывших БТБ ВМФ кроме вышеперечисленных первоочередных работ по восстановлению инфраструктуры, обеспечивающей безопасные условия работы персонала, предусмотрено проведение:
комплексного инженерно-радиационного обследования зданий, сооружений и территории с целью последующего выбора оптимального и безопасного варианта их реабилитации;
разработки и реализации транспортно-технологической схемы обращения с ОЯТ, хранящимся на объектах, и обеспечивающей безопасный вывоз;
создание необходимых технических средств и проведение практических работ по кондиционированию и подготовке к длительному хранению ТРО;
работ по экологической реабилитации зданий и сооружений и рекультивации территорий. Однако проведение масштабных работ по экологической реабилитации бывших БТБ сдерживается в настоя
Дружище, когда вы принимаете чью-то помощь, довольствуйтесь тем, что вам дают, а не тем, что вы хотели бы взять. У меня, как и у всех, возможности ограниченные, но с вашей стороны попрекать меня их ограниченностью - черная неблагодарность.
Роберт Шекли, "Обмен разумов"