Цена космоса

Теги:космос
 
1 2 3 4 5 6 7 8
RU Андрей Суворов #07.12.2003 01:55
+
-
edit
 

Андрей Суворов

координатор

Пардон, написав "цена", я ошибся, так как имел в виду стоимость. А цена за килограмм, или тонну, если хотите, как раз керосина одинакова и для Конкорда, и для Боинга, и для Атласа-5. А окислитель - жидкий кислород, - дешевле керосина в расчёте за единицу массы. Если не ошибаюсь, более чем в три раза. Так что в заправке Атласа жидкий кислород составляет меньше половины стоимости заправки.

А водорода я специально не касался, взяв девайсы, использующие керосин.

Так что затраты топлива пропорциональны его стоимости, это я и имел в виду, и считаю, что доказывать это не нужно.

Что же касается ответов на ваши вопросы в упоминаемом посте, я и пытаюсь на них ответить. Да, вы не утверждали, что стоимость заправки влияет на коммерческую стоимость пуска. Это я утверждаю, что это должно следовать из Вашей модели.

В условиях рынка (или, точнее, в условиях, когда мощность лоббирующих структур одинакова) коммерческая стоимость пуска рассчитывается, исходя из себестоимости и нормы прибыли, действующей в данной отрасли. Таким образом, появляется связь между себестоимостью и коммерческой ценой.

В авиации цена билета, действительно, связана не столько с расходом керосина, сколько с текущей ситуацией на рынке. Но, зато, все коммерческие самолеты летают на одинаковом керосине. Но, тем не менее, в долгосрочном плане между ценой билета и себестоимостью транспортной операции будет сильная корреляция, если брать средневзвешенные значения хотя бы за пятилетний период. Что касается отношения цен на билеты "Конкорда" и "Боинга", то оно было максимальным не тогда, когда снимали дотации, а тогда, когда особенно сильно возрастал интерес к "Конкорду".

Поскольку деятельностью любого коммерческого предприятия, в том числе, и транспортного, является получение прибыли, а словосочетание "норма прибыли" придумал не я, то связь между ценой любой транспортной операции и ее себестоимостью будет обязательно, а, значит, если бы количество энергии, необходимое для морской транспортировки, определяло ее стоимость, то стоимость транспортировки тысячи тонн груза из Нью-Йорка в Амстердам или Гонконг определялась бы ценами годичной давности на мазут, во всяком случае, нефтяные кризисы должны бы сильнее влиять на стоимость перевозок, чем профсоюзы.
 
Это сообщение редактировалось 07.12.2003 в 02:35
+
-
edit
 

avmich

координатор

Прошу прощения - вот Боинг отказался от проекта "быстрого" лайнера, кажется, 95% скорости звука, на том основании, что это экономически неоправданно. Что именно неоправданно? Самолёт получается слишком дорогим - т.е., двигатели, планер - если ему летать на 0,95М, или невыгодный расход топлива? Мне кажется, я где-то читал, что дело в топливе. С другой стороны, если стоимость керосина составляет небольшую долю стоимости полёта... Самолёты-то давно летают и на 2М, и на - могли бы, наверное, сделать "быстрый" гражданский лайнер...

Какая основная экономическая причина отсутствия гиперзвуковых пассажирских самолётов? Стоимость разработки (которую можно "размазать" по апаратам и полётам - для гражданской авиации это же довольно большие числа) - или расход топлива (который платится каждый раз)?
 
RU Streamflow #07.12.2003 12:05
+
-
edit
 

Streamflow

опытный

1. И от него тоже? И так быстро? А они прогрессируют, каждый следующий инновационный проект заваливают быстрее, чем предыдущий :)

2. Трансзвук - дело тонкое. Пропульсивный к.п.д. ТРДД, в принципе, там монотонно растет. Если очень постараться, то на используя надлежащие компоновки, опять же, в принципе, можно надеяться даже несколько увеличить максимальное аэродинамическое качество (прямого отношения к обсуждаемому вопросу это не имеет, тем не менее, обращаю внимание на рис. 5 из статьи "Интерференционная концепция аэродинамического проектирования гиперзвуковых компоновок" - SYNERJETICS GROUP Возможно ли создание нового поколения гиперзвуковых летательных аппаратов (ГЛА), совершающих скоростной крейсерский полет в атмосфере или разгон для выхода на низкую околоземную орбиту? В работе излагаются основные положения интерференцио - где там абсолютный максимум качества?). При росте скорости полета опять же, в принципе, растет оборачиваемость самолета. Так что надеяться было можно ;) Но что поделаешь, если руки кривые. А язык длинный.

3. При прочих равных условиях все определяет общая производительность, отнесенная к общей стоимости, в которую входит все :D
Делай что должен, и будь что будет. Томас Мэлори Jedem das Seine. Cicero  

au

   
★★☆
avmich, 07.12.2003 11:05:27:
Какая основная экономическая причина отсутствия гиперзвуковых пассажирских самолётов? Стоимость разработки (которую можно "размазать" по апаратам и полётам - для гражданской авиации это же довольно большие числа) - или расход топлива (который платится каждый раз)?
 

Это совершенно неважно. Важно лишь то, что при нынешнем состоянии рынка авиаперевозок более быстрые варианты не выгодны или не интересны клиентам. И я их очень понимаю — мой билет стоит за полторы тысячи баксов, и я не думаю что это МАЛО. И лично мне, как пассажиру, всё равно гипер или не гипер звуковой тот самолёт, если билет мне будет стоить в 2 раза дороже, или даже на 10%.
 
RU Streamflow #07.12.2003 12:59
+
-
edit
 

Streamflow

опытный

1. Так я не понял, у меня в статье 400 $/кг - это стоимость керосина, кислорода, водорода или мазута? Если бы за унцию, тогда было бы ясно - это стоимость золота :)

2. Умоляю, но в последний раз, откройте страшную тайну, каким боком в предложенные формулы входит стоимость жидкого кислорода, а также его доля в стоимости заправки морского контейнеровоза?

3. А стоило бы.

4. Конечно не нужно, потому что это доказать нельзя. Если бы было сказано "затраты НА топливо...", то тогда еще о чем-то можно было бы говорить. Но, опять же этот разговор не имел бы никакого отношения к предложенной мной модели.

5. Разве? А нельзя ли на прямые и вполне конкретные вопросы ответить также прямо и чисто конкретно? Ну, например, вопрос: "Где и когда мной говорилось о том, что коммерческая стоимость запуска определятся стоимостью заправки?", ответ: Streamflow или г - н Лобановский писал это в строке N раздела NN статьи "Цена космоса". И так далее по всем вопросам.

6. Ну, так это Вы утверждаете. Так докажите, формулами. А пока это не сделано прошу ко мне по этим вопросам не обращаться :)

7. Вот именно.

8. И хорошо.

9. Прекрасно, но, скажите пожалуйста, где в модели я использовал такое понятие как "цена билета"?

10. Что касается отношения цен на билеты "Конкорда" и "Боинга", то не могли бы Вы вместо общих слов привести какие-либо проверяемые данные? Только заранее предупреждаю, как только они появятся, Вас будет ждать небольшой сюрприз :)

11. Опять борьба нанайских мальчиков, даже скучно. Поэтому последний вопрос, без ответа на который я не буду продолжать обсуждение: "Вы читали статью "Цена космоса: сколько стоит выход на орбиту?"

И последнее, общее замечание. Я не призываю, чтобы менеджеры компании "Панама - МММ" по морским перевозкам из Гонконга в Улан-Батор рассчитывали свои тарифы по предложенным мной формулам. Я полагаю, что они (формулы, а не менеджеры или Гонконг с Улан-Батором) с разумным допуском выявляют основные тенденции рыночного формирования общественно необходимых затрат на некоторые виды грузовых перевозок. А всякие случайные факторы типа политических или профсоюзных (прикиньте хотя бы долю зарплаты экипажа в себестоимости перевозок и влияния ее повышения на 5% в результате забастовки) накладывают на эти осредненные зависимости различные возмущения. Но, чем эти возмущения сильнее, тем, в принципе, они более кратковременны.

И вместо того, что считать по предложенным формулам стоимость морского трафика между Гонконгом и Улан-Батором (или уже Ургой?), я хотел бы их использовать для предварительной оценки стоимости выведения полезных нагрузок на орбиту теми аппаратами, которое еще не созданы. А также для перевозок грузов из пояса астероидов к Земле (конечно, если "профсоюз экипажей астероидных перевозчиков" не будет слишком часто бастовать) :D
Делай что должен, и будь что будет. Томас Мэлори Jedem das Seine. Cicero  
RU Streamflow #07.12.2003 13:04
+
-
edit
 

Streamflow

опытный

au, 07.12.2003 12:05:59:
Это совершенно неважно. Важно лишь то, что при нынешнем состоянии рынка авиаперевозок более быстрые варианты не выгодны или не интересны клиентам. И я их очень понимаю — мой билет стоит за полторы тысячи баксов, и я не думаю что это МАЛО. И лично мне, как пассажиру, всё равно гипер или не гипер звуковой тот самолёт, если билет мне будет стоить в 2 раза дороже, или даже на 10%.
 

В своем высказывании Вы, au, близки к истине.

Однако, мало кто из господ-обывателей понимает, что самолет - это такая скотинка, стоимость езды на которой, в принципе, может не зависеть от скорости. Правда, реализовать этот принцип не всегда просто
Делай что должен, и будь что будет. Томас Мэлори Jedem das Seine. Cicero  
RU Бродяга #07.12.2003 15:59
+
-
edit
 
 Как видите, Streamflow, разбирался-то в вашей статье один я.
 Остальные даже идею не поняли. Это то, на что, собственно вы можете рассчитывать.
 Однако вам оппоненты не нужны, вам нужны тупые солашатели.
"Кроме того, чтобы что-то делать, надо ещё иногда и Думать!" М. Сандлер ( Один мой знакомый мудрый программер по поводу случайного уничтожения мной системной библиотеки...)  
+
-
edit
 

avmich

координатор

Бродяга, не преувеличивайте собственную гениальность, Вы уже надоели.

>Важно лишь то, что при нынешнем состоянии рынка авиаперевозок более быстрые варианты не выгодны или не интересны клиентам.

Вот я и спрашиваю - почему? Почему более быстрые перевозки не получается сделать настолько не сильно дороже более медленных, чтобы пассажирам было интересно?

Пока что конкретное высказывание только у Streamflow - "самолет - это такая скотинка, стоимость езды на которой, в принципе, может не зависеть от скорости.". Да и то - высказывание-то это я уже встречал, то есть мнение это как-то распространено; однако странно видеть что вся конница и королевская рать Боинга не может реализовать эту идею... может, какие принципиальные технические сложности?
 
RU Streamflow #08.12.2003 10:27
+
-
edit
 

Streamflow

опытный

1. Боже упаси, я здесь и не претендую на оригинальность. Это мнение возникло у квалифицированных аэродинамиков еще до моего рождения :) Аргументированно и последовательно оно проводится в последней книге последнего выдающегося аэродинамика - Дитриха Кюхемана. Она вышла четверть века назад, и ссылка на ее русскоязычный вариант есть в статье "Интерференционная концепция аэродинамического проектирования гиперзвуковых компоновок".

При желании я мог бы это высказывание сильно развить. Однако, я думаю, это легко сделать многим, чуть подумав и применив формулы 3 и 7 из "Цены космоса". Собственно говоря, на анализе формулы 7 и делал свои выводы Кюхеман, да и все его предшественники.

2. Так что конкретизировать все это очень легко. Вот реализовать - гораздо сложнее :(

3. Ну, Боинг, - это отдельная песня. Они, насколько я помню, за последние лет 20 завалили все инновационные проекты. Филологи, блин... А технических сложностей в любом современном инновационном аэрокосмическом проекте хватает.
Делай что должен, и будь что будет. Томас Мэлори Jedem das Seine. Cicero  
RU Бродяга #08.12.2003 11:58
+
-
edit
 
avmich, 08.12.2003 09:21:47:
Бродяга, не преувеличивайте собственную гениальность, Вы уже надоели.
 


 Я изволил прочитать, что вы там понаписали и всё.
 А с "гениальностью" надоели вы.
"Кроме того, чтобы что-то делать, надо ещё иногда и Думать!" М. Сандлер ( Один мой знакомый мудрый программер по поводу случайного уничтожения мной системной библиотеки...)  
RU Андрей Суворов #08.12.2003 22:27
+
-
edit
 

Андрей Суворов

координатор

И все же, использовать для подтверждения теоретических выкладок ссылки на проекты нереализованных аппаратов некорректно.
 
RU Streamflow #08.12.2003 23:28
+
-
edit
 

Streamflow

опытный

Андрей Суворов, 08.12.2003 22:27:07:
И все же, использовать для подтверждения теоретических выкладок ссылки на проекты нереализованных аппаратов некорректно.
 

Согласен, что это - серьезное возражение. Однако, статью можно прочитать и несколько в ином порядке - при выведении формул сначала рассмотреть Союз и Протон и из их сравнения получить степень при параметре L. После этого все аргументы во всех формулах, кроме эмпирического инварианта Ks для многоразовых транспортных средств будут определены. Его же дважды получим из рассмотрения Боинга, а также контейнеровоза.

После этого, считая, что АКС имеют то же его значение, что и морские контейнеровозы или грузовые самолеты, дважды с удивлением убедимся, что расчетные данные удельной стоимости трафика, как Зенгера, так и Дельта Клиппера, совпадают с этой оценкой. Можно еще посчитать грузовой аналог Конкорда и убедиться, что он должен быть дороже Боинга 747-200F ровно в 10 раз при 16 эксплуатируемых экземплярах. Именно такое же соотношение цен на билеты, насколько я могу судить и было, когда дотации на Конкорды были сняты, и они находились в примерно равных с Боингами условиях.

Таким образом, возникает ряд: суда-контейнеровозы, дозвуковые самолеты, сверхзвуковые самолеты и тщательно проработанные проекты АКС. Все они с точностью не менее 10 - 15 % при изменении расчетной величины в 30 тысяч раз попадают в одну и ту же точку.

На основании этого совпадения используем этот метод для получения расчетной величины удельной стоимости для Стар Лайнера, который, некоторым образом, представляет собой нечто вроде интерполяции между вышеупомянутыми многоразовыми носителями. А еще делаем предположение, что и другие перспективные космические транспортные объекты в первом приближении можно так оценивать.

На мой взгляд, все корректно.
Делай что должен, и будь что будет. Томас Мэлори Jedem das Seine. Cicero  
RU Streamflow #08.12.2003 23:33
+
-
edit
 

Streamflow

опытный

P.S. Ну, что, стоит привести статью "Цена космоса" к такому виду?
Делай что должен, и будь что будет. Томас Мэлори Jedem das Seine. Cicero  

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Streamflow, я тут мельком (уж извините - времени не нашлось пока) полистал вашу статью "О гравитационных потерях при полетах с малой тягой", так в этой связи хотелось бы добавить пару слов о литературе по полётам с малой тягой. Во-первых, расчёты для двух направлении вектора тяги относительно направления на притягивающий центр есть еще у Штулингера в "Ионных двигателях" (это где-то 61-65 год), кроме того, есть цельная толстая книжка, которая так и называется - "Динамика космического полёта с малой тягой" (авторов с ходу не вспомню). Так что область проработана прилично, и методы оценки существуют достаточно неэлементарные.
 
RU Бродяга #09.12.2003 06:13
+
-
edit
 
Streamflow, 08.12.2003 23:33:30:
P.S. Ну, что, стоит привести статью "Цена космоса" к такому виду?
 


 Вы "не имеете права" брать Союз и Протон. У вас нет стоимости затрат на начальную разработку. Собственно, есть только одна ракета, на которую есть такие данные - Ариан-5.
 Не забывайте, у вас в начале сказано - оценка стоимости всей программы создания и эксплуатации.

 Если брать в качестве примера суда и самолёты - возьмите суда и самолёты различных стран и различных авиакомпаний. Я уверен, разность стоимости вылезет за ваши 15% просто за счёт рыночных факторов.

 А что касается Союза и Протона - подумайте над таким обстоятельством - Союз выводит ПН примерно в 3 раза меньше протона, во столько раз меньше, примерно он и стоит. Дельта и Атлас с одинаковой ПН "стоят" примерно одинаково, хотя в энергетическом плане Дельта - гораздо хуже.
 Я не спорю, что вы можете найти некую зависимость для массовых видов транспорта, но если брать ракеты - это чисто произвольная цена.
"Кроме того, чтобы что-то делать, надо ещё иногда и Думать!" М. Сандлер ( Один мой знакомый мудрый программер по поводу случайного уничтожения мной системной библиотеки...)  
RU Streamflow #09.12.2003 07:33
+
-
edit
 

Streamflow

опытный

Fakir, 08.12.2003 23:55:51:
Streamflow, я тут мельком (уж извините - времени не нашлось пока) полистал вашу статью "О гравитационных потерях при полетах с малой тягой", так в этой связи хотелось бы добавить пару слов о литературе по полётам с малой тягой. Во-первых, расчёты для двух направлении вектора тяги относительно направления на притягивающий центр есть еще у Штулингера в "Ионных двигателях" (это где-то 61-65 год), кроме того, есть цельная толстая книжка, которая так и называется - "Динамика космического полёта с малой тягой" (авторов с ходу не вспомню). Так что область проработана прилично, и методы оценки существуют достаточно неэлементарные.
 

Спасибо, но у нас с Левиным не было цели составить антологию методов расчета полетов с малой тягой, тем более неэлементарных. Просто хотели получить способ оценки характеристической скорости "на пальцах" для быстрых прикидок, а также для прояснения физического смысла всего этого дела. А ссылка на "Electric Propulsion" Штулингера есть в цитируемой в статьей под пунктом 4 книги Левантовского. Кроме того, в сравнительно свежей презентации доклада по неэлементарным методам расчета (ссылка 6) также упоминается с десяток предшествующих работ.
Делай что должен, и будь что будет. Томас Мэлори Jedem das Seine. Cicero  
RU Streamflow #09.12.2003 10:04
+
-
edit
 

Streamflow

опытный

Бродяга, 09.12.2003 06:13:48:
Вы "не имеете права" брать Союз и Протон. У вас нет стоимости затрат на начальную разработку. Собственно, есть только одна ракета, на которую есть такие данные - Ариан-5.
 Не забывайте, у вас в начале сказано - оценка стоимости всей программы создания и эксплуатации.

 Если брать в качестве примера суда и самолёты - возьмите суда и самолёты различных стран и различных авиакомпаний. Я уверен, разность стоимости вылезет за ваши 15% просто за счёт рыночных факторов.

 А что касается Союза и Протона - подумайте над таким обстоятельством - Союз выводит ПН примерно в 3 раза меньше протона, во столько раз меньше, примерно он и стоит. Дельта и Атлас с одинаковой ПН "стоят" примерно одинаково, хотя в энергетическом плане Дельта - гораздо хуже.
 Я не спорю, что вы можете найти некую зависимость для массовых видов транспорта, но если брать ракеты - это чисто произвольная цена.
 

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!
Русская народная поговорка

Сегодня Юрьев день, однако. В связи с этим народным праздником еще раз предлагаю Вам, Бродяга, извиниться передо мной за неоправданные наезды и прекратить применять подобную практику впредь. После извинения я возобновлю обсуждение с Вами смысловых проблем.
Делай что должен, и будь что будет. Томас Мэлори Jedem das Seine. Cicero  
RU Бродяга #09.12.2003 11:00
+
-
edit
 
 А вы, Streamflow, сперва извинитесь за все ваши наезды - за каджый в отдельности, тогда я подумаю, если не лень будет.
"Кроме того, чтобы что-то делать, надо ещё иногда и Думать!" М. Сандлер ( Один мой знакомый мудрый программер по поводу случайного уничтожения мной системной библиотеки...)  
RU Streamflow #09.12.2003 11:15
+
-
edit
 

Streamflow

опытный

Ну-ну.
Делай что должен, и будь что будет. Томас Мэлори Jedem das Seine. Cicero  
RU Бродяга #14.12.2003 01:52
+
-
edit
 
 Поманипулирую и я цифрами.

 Берём два изделия - РН Союз и автомобиль ВАЗ.
 Автомобиль весит тонну и стоит 5000 долларов - условно, на самом деле побольше.
 РН Союз весит 23.6 тонны и стоит 20 миллионов долларов - условно, опять же, на форуме НК называлась близкая цифра.

 Автомобилей ВАЗ выпускается миллион в год - условно, на самом деле 760 тысяч, но цена нового современного автомобиля ВАЗ выше 5000 долларов.

 РН Союз выпускается 10 штук в год условно, сейчас вроде меньше, точно не знаю.

 Получаем 1 миллион тонн автомобилей и 236 тонн ракет. Выпускаются примерно одинаковым промышленным агрегатом бывшего СССР.

 Отношение "массы железа" - 4237.
 Отношение цены - 4000.

 Итак, имеем - два промышленных агрегата, на содержание которых необходимы какие-то деньги - источник не имеет значение.
 Они выпускают некое количество "железа" - не важно какого и зачем.
 Отношение стоимости единицы "железа" прямо пропорционально общей массе выпускаемого.

 Вот такой вариант "синергоэкономических рассуждений".
"Кроме того, чтобы что-то делать, надо ещё иногда и Думать!" М. Сандлер ( Один мой знакомый мудрый программер по поводу случайного уничтожения мной системной библиотеки...)  
RU Streamflow #14.12.2003 10:35
+
-
edit
 

Streamflow

опытный

А теперь, включите в рассмотрение велосипеды, и повторите все рассуждения снова и, пожалуйста, поточнее

Хотя, я полагаю, что в каких-то предельных случаях и в особых условиях, скажем, мобилизационной экономики, подходы такого типа также могут иметь место. Иногда.
Делай что должен, и будь что будет. Томас Мэлори Jedem das Seine. Cicero  
RU Streamflow #14.12.2003 11:19
+
-
edit
 

Streamflow

опытный

1. Имею право. У меня нет стоимости разработки, но есть стоимость запуска. Стоимость всей программы "в постоянных деньгах" легко вычисляется по стоимости запуска и их числу.

2. Вполне возможно. И что? Все эти цены - материя довольно скользкая, однако оценки иметь и определять на их основании тенденции очень полезно.

3. Да, очень грубо это примерно так - объекты больно схожи. Однако модель делает сходимость во много раз лучше (отклонение уменьшается на порядки) и для объектов не только этого типа.

4. То, что "в энергетическом плане Дельта - гораздо хуже" - не факт.

5. "Я не спорю...". Уже хорошо.

6. Такое согласование результатов по предлагаемой модели для Союза и Протона было для меня несколько неожиданным. Это, все-таки, подрывает тезис о произвольности цены. Однако, возможно, вследствие некоторых особенностей производства таких объектов, там имеются и некоторые особенности ценообразования. Ну, так исследуйте, используя имеющиеся данные.
Делай что должен, и будь что будет. Томас Мэлори Jedem das Seine. Cicero  
RU Streamflow #01.01.2004 11:02
+
-
edit
 

Streamflow

опытный

Переношу эти сообщения по теме на соответствующий топик

Streamflow, Программа освоения космоса, 29.12.2003 09:51:00:
Интересно, из скольких пусков они исходят при расчете цен для окупаемости? Никто не может сказать?
 


Agent, Программа освоения космоса, 30.12.2003 01:02:13:
Я где-то читал, что ОЧЕНЬ хорошей цифрой считается окупаемость за 6 лет при 10 запусках в год.
 


Agent, Программа освоения космоса, 30.12.2003 17:49:07:
Ссылок я не помню - пару месяцев назад читал где-то.
 


Не помните ли, на каком языке читали?
Делай что должен, и будь что будет. Томас Мэлори Jedem das Seine. Cicero  
Это сообщение редактировалось 01.01.2004 в 11:10
RU Streamflow #01.01.2004 12:09
+
-
edit
 

Streamflow

опытный

Бродяга, 09.12.2003 06:13:48 :
Вы "не имеете права" брать Союз и Протон. У вас нет стоимости затрат на начальную разработку. Собственно, есть только одна ракета, на которую есть такие данные - Ариан-5...
 
...Дельта и Атлас с одинаковой ПН "стоят" примерно одинаково, хотя в энергетическом плане Дельта - гораздо хуже.

Я не спорю, что вы можете найти некую зависимость для массовых видов транспорта, но если брать ракеты - это чисто произвольная цена.
 


Вчера под Новый год я посчитал коэффициенты энергетической эффективности ( см. www.synerjetics.ru/article/cost.htm ) и для Атласа-5, Дельты IV и Ариана V.

Не все используемые параметры точно известны, но, пожалуй, с точностью 2 - 3% можно сказать, что получилось следующее:
Протон К - 0.149
Atlas-5-552 - 0.135
Delta IV Heavy - 0.103
Союз-У - 0.093
Ariane V - 0.088

Обратная к этому коэффициенту величина, умноженная на масштабный фактор, то есть, величина ( см. формулу 4, http://www.synerjetics.ru/article/cost.htm ), которая за вычетом числа пусков и эмпирического инварианта, определяет удельную стоимость выведения полезной нагрузки имеет следующие значения:
Протон К - 5.7
Atlas-5-552 - 6.8
Delta IV Heavy - 8.4
Ariane V - 9.9
Союз-У - 11.1

Таким образом, Ариан V - наименее эффективный носитель из рассмотренных по энергетическому критерию. Он уступает даже Союзу разработки пятидесятилетней давности. Только за счет размеров он в итоге обошел Союз. Самым эффективным носителем остается до сих пор Протон.

Число пусков для окупаемости западных носителей мне неизвестно. Если принять, что это число - 60, а также, что эмпирический инвариант для одноразовых западных носителей составляет 2700 $/кг, то стоимость выведения килограмма полезной нагрузки (в тысячах долларов) и стоимость запуска (в миллионах долларов) таковы:
Atlas-5-552 - 5.5 - 110
Delta IV Heavy - 6.6 - 170
Ariane V - 7.8 - 140

Насколько я знаю, цифры получились очень похожими на заявляемые в прессе. Отмечу, что эмпирический инвариант для новых западных носителей оказался только в 1.35 раза больше, чем для советско-российских старой постройки в нынешних ценах (2700 против 2000).
Делай что должен, и будь что будет. Томас Мэлори Jedem das Seine. Cicero  
Это сообщение редактировалось 02.01.2004 в 10:02
AD Реклама Google — средство выживания форумов :)
RU Бродяга #01.01.2004 17:20
+
-
edit
 
 Это понятно - Коптев согласовал цену на российские РН с НАСА, чтобы они не ввели запреты протекционистского характера.

 Streamflow вы знаете историю про Де Бирс и алмазы? В своё время цены на алмазы "дрыгались" в разы из-за выбросов на рынок мелкими производителями "залповых партий" и затоваривания рынка.
 Де Бирс "всех скушали" и установили Единые Цены - и теперь уже длительное время "всем замечательно".

 В космической отрасли это произшло сразу - потому что очевидно, "дураков с ракетами много", а "идиотов с деньгами и ПН" - мало.
"Кроме того, чтобы что-то делать, надо ещё иногда и Думать!" М. Сандлер ( Один мой знакомый мудрый программер по поводу случайного уничтожения мной системной библиотеки...)  
1 2 3 4 5 6 7 8

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru