В отношении второй по объему экспортной статьи — водного спецтранспорта специального назначения — картина похожая. Во втором полугодии 2010 года российские компании продали за рубеж барж, буксиров, танкеров, паромов, тралов на $2,34 млрд. Основные объемы опять-таки сделали не судостроители, а непрофильные компании. В тройку лидеров вошли нефтепроводчики и буровики — итальянская "Сайпем", румынская "Груп Сервичий Петролиере" и консорциум "Сахалин энерджи", которые в совокупности продали судов-трубоукладчиков, барж и ледоколов на $1,3 млрд. Этот флот стал им не нужен после окончания проектов, а обратно с собой везти дорого.
Впечатляющую экспортную активность развили в прошлом году судоремонтные заводы и пароходства, которые сбывали грузовой флот. Например, калининградский завод "Преголь" продал на Мальту, в Бельгию и Панаму грузовых судов на $62,5 млн, судоходная компания "Орион" — на $24,6 млн в Турцию и Испанию. Обычно, объясняет Корольков, продаются годные к эксплуатации суда, которые затем регистрируются под панамским или мальтийским флагом, хотя команда российская и владеют этим судном через офшорную компанию-перевозчика тоже выходцы из России. Сегодня львиная доля отечественного торгового флота перерегистрирована на маленькие страны вроде Либерии, а кадровый состав из Морфлота сидит в Панаме и руководит перевозками. Часто также наши пароходства продают суда на переплавку китайским металлургическим компаниям.
Подробнее:
Ъ-Секрет фирмы - Экспорт навыворот