Дм. Журко, 08.06.2004 23:24:34:
Да мне понятно то, что Вы хотели написать с самого начала. Согласен что мои наблюдения неожиданны.
- Во избежание разночтений, было бы очень хорошо сформулировать их более чётко и определённо? С учётом того, что первоначальная идея могла всё же претерпеть некоторые подвижки...
Ничего бы этого не было если б… Если б в истории авиации многократно не происходили забавные превращения конкретного самолёта.
Возьмём пары:
F-4J (J79) — F-4K/M (RB168)
Смотрим:
http://home.att.net/~jbaugher1/f4_21.htmlhttp://home.att.net/~jbaugher1/f4_24.htmlSpecification of the F-4J/F-4M Phantom FGR.Mk.2:
Engines: Two General Electric J79-GE-8B/8C/10 turbojets/Two Rolls-Royce RB-168-25R Mk.202/203 Spey turbofans
11,870 lb.s.t dry, 17,900 lb.s.t. with afterburner/12,250 lb.s.t dry, 20,515 lb.s.t. with afterburner
Maximum speed 1584 mph at 48,000 feet (Mach 2.4), 875 mph at sea level (Mach 1.15)/1386 mph at 40,000 feet (Mach 2.07).
Inital climb rate 41,250 feet per minute/32,000 feet per minute
Service ceiling 70,000 feet/Service ceiling 60,000 feet
Combat ceiling 54,700 feet/
Combat range 596 miles/1000 miles
maximum range 1956 miles/1750 miles with maximum external fuel
Weights: 30,770 pounds empty[13957кг], 46,833[21243кг] pounds gross, 41,399 pounds[18779кг] combat weight, [кг]pounds maximum takeoff weight/31,000[14062кг] pounds empty, 52,400 [23769кг]pounds loaded, 56,000[25402кг] pounds maximum takeoff weight.
Wingspan 38 feet 5 inches/38 feet 5 inches
wing area 530 square feet/530 square feet
Fuel: Maximum internal fuel in the fuselage tanks was 1347 US gallons/1347 US gallons.
bringing total fuel load to 3317 US gallons/3317 US gallons
Armament: four AIM-7 Sparrow and two to four AIM-9 Sidewinder/four AIM-7 Sparrow and two to four AIM-9 Sidewinder
A total offensive load of up to 16,000 pounds could be carried on the centerline and four underwing hardpoints/16,000 pounds could be carried on the centerline and four underwing hardpoints.
F-4J - F-4K:
"As compared to the General Electric J79-powered Phantom, the use of the Spey produced a ten percent increase in the operational radius and a 15 percent increase in ferry range. Better take-off, initial climb, and low-level acceleration figures were obtained. However, the Spey-powered Phantom had a lower maximum speed, a lower ceiling, and a generally poorer altitude performance."
"По сравнению с "Фантомом", оснащённым J79, использование Spey дало 10%-ое увеличение радиуса действия и 15%-ое увеличение перегоночной дальности. Были получены лучшие взлётные характеристики, скороподъёмность, разгонные характеристики на малых высотах. Однако, оснащённый двигателями Spey "Фантом" имел меньшую максимальную скорость, меньший потолок, и вообще худшие высотные характеристики."
- Так что просили - то и получили. Выигрываем в одном, - проигрываем в другом. Исключения в этом случае возможны только при качественном переходе на новый технологический уровень двигателестроения, а это случается даже не каждые несколько лет...
F-4J (J79) — Super Phantom/Phantom 2000 (PW1120),
- В этом месте минусов и возражений вообще быть не может, по расматриваемой теме, только плюсы сплошные:
http://home.att.net/~jbaugher1/f4_34.html"The "Boeing Super Phantom" (as the project came to be known) was to have been powered by a pair of Pratt & Whitney PW1120 turbofans. This engine was based on the F-100 turbofan which powered both the F-15 and the F-16, and had about 70 percent commonality with the F-100. The PW1120 turbofan was 40 inches shorter than the J79 and 25 percent lighter in weight. However, it had 35 percent greater dry thrust and 30 percent greater afterburner thrust. It was anticipated that the use of the new powerplants would give a marked improvement in Phantom performance, with sustained turn rate being increased from 9 to 10.5 degrees per second and initial climb rate being increased from 42,300 to 51,000 feet per minute."
Mirage 5 (Atar 9K) — Kfir C2 (J79)
http://www.aerospaceweb.org/aircraft/attack/mirage5/http://www.fas.org/man/dod-101/sys/ac/row/mirage-5.htmhttp://www.fas.org/man/dod-101/sys/ac/row/kfir.htm DIMENSIONS:
Length 51.04 ft (15.55 m)
Wingspan 26.96 ft (8.22 m)
Height 14.75 ft (4.50 m)
Wing Area 375 ft2 (34.85 m2)
WEIGHTS:
Empty (5A) 14,550 lb (6,600 kg)
(Kfir) 16,060 lb (7,285 kg)
Typical Load (Kfir) 20,700 lb (9,390 kg)
Max Takeoff (5A,50) 30,203 lb (13,700 kg)
(Kfir) 32,340 lb (14,670 kg)
Fuel Capacity internal: 3,811 L
external: unknown
Max Payload (Mirage 5) 8,820 lb (4,000 kg)
(Kfir) 13,415 lb (6,085 kg)
PROPULSION:
(5-50) one SNECMA Atar 9K-50 afterburning turbojet
(Kfir) one General Electric J79-J1E afterburning turbojet
Thrust (5A) 13,670 lb (60.8 kN) with afterburner
(5-50) 15,870 lb (70.3 kN) with afterburner
(Kfir) 17,900 lb (79.3 kN) with afterburner
PERFORMANCE:
Max Level Speed at altitude: 1,460 mph (2,350 km/h) at 36,090 ft (11,000 m), Mach 2.2
at sea level: 865 mph (1,390 km/h), Mach 1.13
Initial Climb Rate 45,950 ft (14,000 m) / min
Service Ceiling 55,755 ft (17,000 m)
Range typical: 700 nm (1,300 km)
ferry: 1,400 nm (2,600 km)
(Kfir): 1,744 nm,(3,231 km)
The Kfir-C7, the definitive single-seat version introduced in 1983, is based on the Kfir-C2 with a specially adapted version of the J79-GEJ1E with some 1,000 lb (454 kg) more afterburning thrust... Maximum take-off weight is increased by 3,395 lb (1,540 kg), but combat radius and (more importantly) thrust-to-weight ratio are improved to a marked degree.
Никаких чудес, всё прямо пропорционально.
F-16A (F100) — F-16X (J79).
про этот самолёт что-то маловато данных:
http://home.att.net/~jbaugher4/f16_40.htmlhttp://www.f-16.net/...
Или речь шла об этом:
http://home.att.net/~jbaugher4/f16_29.html Примеров много больше, но об этих парах было писано немало, есть повод для внимательного разбора, это относительно современные самолёты для воздушного боя. Очень любопытно! И достижения разных стран сопоставить можно — момент истины, многосторонняя оценка.
Но для нашего спора важнее теперь, что тактическая ценность не прямо зависела от тяговооружённости. Профессионалы принимали разные решения. Чётко свести причины к одной, двум не удаётся. Как и везде, здесь участвует политика, меркантильные соображения корпораций… но однозначные выводы за профессионалов сделать трудно.
- И всё же, всё же...
Если на одном и том же типе самолёта, не меня даже ничего принципиального, заменить двигатель на более совершенный, имеющий при тех же или меньших массово-габаритных характеристиках лучшие ТТХ, то получаем вполне банальный но приятный выигрыш во множестве характеристик самолёта. (Супер Фантом, Фантом 2000).
Даже не понятно, в каком месте тут может быть предмет для спора?
То, что касается сопоставления английской версии "Фантома" с американским прототипом - там свои заморочки, и так же вполне ожидаемый в их свете результат, - как с плюсами, так и с минусами. "За что боролись..."
Вот, скажем, F-16 добавили тяги — GE F110, — а F-15 и F-14 погодили. Что это значит?
- А значит это, ИМХО, то, что F-16 как истребитель ближнего боя, да ещё и отягощаемый всё новыми и новыми модерновыми прибамбасами (имеющими вес, разумеется) должен и прибавку к тяге пропорциональную получать, для сохранения того же комплекса параметров, прямо, или слегка опосредованно вытекающих из тяговооружённости. Иначе он истребителем перестанет быть.
А F-14 со своим дальнобойным комплексом и предстоявшей отправкой на пенсию, мог в этом плане и погодить - бюджет не резиновый и чем-то приходится жертвовать.
А F-15, особливо E(или I) вооружённый до зубов, с мощным радаром и
двумя движками - он тоже может малость погодить в плане дальнейшего совершенствования (сравните его тяговооружённость с F-16, он ведь не взлетает в истребительном варианте с максимальным весом).
Так что - всё логично и закономерно.
Британцы на F-4M явно не экономили, Spey — британский, ко времени появления M уже, видимо, было ясно, что авианосцев для них не будет, нужен сухопутный боевой самолёт — перехватчик. Что означает выбор британцев?
- Им нужен был
хороший истребитель.
Ничего альтернативного на тот период лучше (и за эти деньги, что стоят "Фантомы") не светило. Плюс - занятие для своей авиационной промышленности, чтобы поддержать отрасль на плаву. И всё. Что хотели, то и получили.
МиГ-29/31 хороши, а им явно предпочитают Су-27. В чём именно дело?
- Ну-у, эту тему изжевали до предела... "Если к носу Иван Иваныча приставить глаза Иван Петровича..."
Если МиГ-29 и МиГ-31 смешать в одной кастрюле, а потом слепить новый пирожок, то что-то вроде Су-27 (и его семейства) получится как раз... Разумеется, политика, крупные инженеры именно ею занимаются. Разумеется, круто это хорошо,.. но только даром, деньги платить хочется за нужное, необходимое.
- Так, по-моему, развитие мировой авиационной мысли уже дало ответ "что такое хорошо и что такое плохо", что бы надо иметь и чего бы - не очень надо.
У меня, почему-то, тут вопросов практически нет...