Реклама Google — средство выживания форумов :)
Salter, 08.07.2004 16:21:20 :Неужели опыт экспедиций "Апполон" Вам не о чем не говорит?Неужели, каждый раз, для очередной вахты Вы будете с собой таскать с Земли многоразовую Лунную кабину? Весь мир над Вами будет смеяться и крутить пальцем у виска. Вы, кто? Американец? Вам деньги девать не куда?
А после этого, вам придется всему народу объяснять, зачем Вы к Луне таскаете каждый раз аппарат с парашютом для спуска на Землю, прожигая зря топливо на ускорениях и торможениях всей его массы, если этот аппарат можно оставлять на орбите Земли с его ракетной системой для спуска на Землю.
Salter, 08.07.2004 02:06:00 :.... А оставшуюся руду, как некондиционную, астронавт грузит лопатой на тачку и доставляет ее к ...
типом многоразового ракетного двигателя, видом топлива
Показывал я как будет заправляться топливом крупнотоннажная Лунная кабина на каждый свой очередной рейс?
Нет, не показывал.
Показывал я, как будет заправляться топливом межорбитальный челнок на каждый свой очередной рейс?
Нет, не показывал.
О том, что какое-то неведомое топливо для крупнотоннажной ЛК надо искать на Луне, я об этом даже слышать не хочу. Мне стыдно такое слышать от специалистов по космонавтике.
тормозиться НЕ СВОИМ КОРПУСОМ (перегревая и перегружая его) в атмосфере, а специальным парашютом уже в стратосфере (без перегрева корпуса и без виброаэродинамических нагрузок на него),
Он для того и заправляется топливом на орбите Земли, чтобы слетать на окололунную орбиту (по экономичной траектории для стыковки с ЛК) и вернуться на орбиту Земли обратно, сжигая топливо на торможение, которое он таскал к Луне с собой. Но тоже самое будет делать и ЛК. Она будет таскать с собой затормаживаясь на поверхность Луны то топливо, на котором она потом будет взлетать обратно на окололунную орбиту (для новой заправки).
[size=8]Татарин: ////Так Вы ответьте на простой вопрос: что за минерал-то такой, что окупает добычу и доставку с Луны? КОНКРЕТНО? Гелий-3 - готов поверить. А кроме, хоть один есть?////[/size]
Ваш вопрос не корректен. Сначала Вы должны определиться с выбором способа и всех затрат на доставку определенной массы лунных минералов с Луны на Землю с целью указания себестоимости и цены для их продажи для указания окупаемости и рентабельности.
Если Вы выберете тот способ доставки минералов с Луны на Землю, который был выбран для экспедиций "Апполон" или (что еще хуже) для полетов "Луна 16,20, 24", то и гелий-3 будет совершенно убыточен, равно как и любой другой минерал. Это, во-первых.
Во-вторых, на вопрос, какие конкретные полезные ископаемые есть на Луне, можно смело отвечать - огромное множество. Одних видов минералов из чистого алюминия есть там десятками, в то время как на Земле Вы не найдете ни одного. А о минералах, где алюминий представлен в сплавах различных металлов цветмета и говорить не приходится, их там сотни видов, в то время как на Земле минералы, содержащие алюминий, абсолютно иные, а как металла в чистом виде вообще нет.
Поэтому, в недрах Луны новых минералов по каждому элементу таблицы Менделеева будет встречаться невообразимо огромное множество в сравнении с теми минералами и горными породами, из которых слагается Земная кора.
....
Кроме того, говоря обо всем этом, я вполне даю себе отчет, с какой критикой могут обрушиться всевозможные сторонники вулканических, метеоритных и комбинированных гипотез происхождения Лунного рельефа на мою эту гипотезу.
Тут ничего не поделаешь, мне придется отбиваться от всех подобного рода специалистов, которые своими распрями между собою в итоге сформировали в общественном сознании у народов мира и у космонавтики (в том числе и у Вас, уважаемый) представления о том, что в недрах Луны ничего полезного для современной индустрии на Земле нет.
За такую "пустоту" в мозгах тем специалистам придется отвечать и поэтому я готов к сражению с ними, но только перед лицом специалистов по космонавтике, а не где-то в другом месте, потому что вопрос о наличии чего-либо полезного в недрах Луны, это самый больной вопрос данного форума, который "подрезает" космонавтике крылья и мешает ее развитию.
[size=8]Татарин: "Мне кажется самоочевидным, что выбирать мы можем только из технически возможных способов. А сейчас это, по большому счету, для доставки оборудования на Луну - только химические ракеты".[/size]
Вот и давайте, уважаемый Тат, выбирать из технически возможных способов по созданию каждого из трех видов челноков, а не из тех фактических ракет которые есть на сегодня.
Здесь надо ставить вопрос так: "Какая есть техническая возможность спроектировать такую ЛК, которая могла бы совершить 60 рейсов (заправляясь на каждый цикл на окололунной орбите), поднимая с Луны на орбиту 100 тн полезного груза вместе с вахтой (2 чел.)"? Что тут технически есть неосуществимого?
Второй вопрос: "Какая есть техническая возможность спроектировать межорбитальный челнок, который мог бы совершить 60 рейсов (заправляясь на каждый цикл на околоземной орбите), для доставки с окололунной орбиты 100 тн полезного груза вместе с вахтой (2 чел.) на околоземную орбиту"? Что тут технически есть неосуществимого?
Третий вопрос: "Какая есть техническая возможность спроектировать челнок Земля-"околоземная орбита", который мог бы совершить 60 рейсов, для доставки с околоземной орбиты 100 тн полезного груза вместе с вахтой (2 чел.) на аэродром Земли (так, как это делали "Буран" и "Колумбия"? Что тут технически есть неосуществимого?
Для ответа на эти вопросы НЕ СЛЕДУЕТ ПОКА смотреть на деньги.
На денежки мы будем смотреть, когда начнем сравнивать варианты мощности грузопотока с Луны на Землю за 1 рейс челноков 100 тн, 80 тн, 60 тн, 40 тн, 20 тн, 10 тн, 7 тн, 5 тн, 3 тн, 2 тн, 1 тн и т.д. для того, чтобы выбрать на каком из вариантов доставка 1 гр. минерала с Луны начнет приближаться из заоблачных высот к цене 1 гр. золота.
Назовите, уважаемый Тат, нынешнюю коммерческую цену 300 кг лунных камней доставленных "Апполонами" на Мировом Рынке и Вы убедитесь, что их цена в десятки раз выше цены золота. И коммерческая цена этих камней, конечно, начнет падать на Мировом рынке, но в зависимости от того, в каком количестве за год начнется поставка на Землю Лунных минералов.
Лично я убежден, что даже при поставке на Землю 100 тн в год Лунных минералов от проходки Первой горной выработки на Луне (см. 20 тн/рейс и за 5-6 рейсов), цена на 1 гр. этих минералов вряд ли упадет ниже цены золота.
А теперь считайте, средняя цена 1 гр. золота приблизительно равна 10 $.
100 тн = 10 000 000 000 гр. Реализация которых по цене золота составит выручку за год
100 000 000 000 $ = 100 млрд. $ = 3 000 млрд. руб.
Вот о каком масштабе цен идет речь в этом проекте (1).
Безусловно не следует скидывать со счетов и коммерческую стоимость той научной информации о минеральном составе горных пород, которой будет торговать агенство.
[size=8]Татарин: "Кстати, способ возврата (с торможением об атмосферу) ставит естественные ограничения и на объем трафика с Луны".[/size]
Наоборот, я считаю, торможение в атмосфере парашютом вместо корпуса челнока, снимает любые ограничения с объема трафика и позволяет спускать полезного груза во много раз большего по сравнению с массой полезного груза, выводимого с Земли на околоземную орбиту.
Гибель экипажа "Колумбии" в прошлом году состояла, на мой взгляд в том, что космонавтика решила тормозить корпусом вместо парашюта при спуске многоразовых челноков с околоземной орбиты. Для меня глупость с выбранным способом торможения (включая плиточную высокотемпературную обшивку) очевидна. И к вопросам о конструкциях парашютов для земного челнока я еще вернусь специально.
[size=8]Татарин: "Добрейший ФИЛАС привел прикидку: 90 кг топлива на 1 кг груза, не считая стоимость транспорта вообще".[/size]
Ничего пока добрейшего в ФИЛАСЕ я пока не обнаружил. А расход топлива на 1 кг груза, надо приводить из технических характеристик конкретной ЛК из ряда (в контексте) их всевозможных модификаций по разным странам.
Он сначала пусть скажет, сколько кг груза вместе с вахтой спускала на Луну и поднимала ЛК у "Апполонов" Если ему верить, то получится, что на посадку и старт с Луны у американцев ЛК съедала около 100 тонн топлива.
Тем не менее, вариант с многоразовым челноком ЛК, остается самым экономичным для подъема высокого тоннажа (до 100 тн) на орбиту, так как он не исключает беспилотной доставки топлива ракетами с одноразовыми стартами с Земли.
[size=8]Татарин: "Гелий-3, кстати, таскать с Луны могло быть выгодно и нынешней техникой, люди считали".[/size]
Еще раз говорю, пока забудьте про гелий-3. Мы сейчас говорим о другом, в сотни раз более реальном проекте. Постарайтесь уловить его новизну.
Уважаемые дамы и господа!
Судя по реакции оппонентов на Проект технологии освоения Луны не вольно напрашивается вывод, что современная космонавтика совершенно сегодня оказалась не готовой к решению данной проблемы.
Похоже, что космонавтика до сих пор не поняла, что обитаемая станция на Луне есть прежде всего ГОРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ, на котором должен "командовать парадом" горняк-технолог, а не "ЖРДисты", "ТРДисты" и т.п. специалисты МКС-ники, и даже не геологи, как бы это обидно для кого-то не звучало. Это абсолютно не означает, что специалист горного дела на своем современном предприятии может обойтись без геологов, геодезистов (маркшейдеров), механиков, энергетиков, транспортников и прочего обслуживающего персонала горного предприятия, как сплава самой разнообразной науки и техники. И конечно, такому горному предприятию, как Лунная станция, никак не обойтись без надежной работы космического транспортного моста между Землей и Луной.
...монолог о стиле обсуждения пропущен...
Странно все это.
Но еще более странно то, что откровенно признавая себя неспециалистами по минералам и шахтам, мои уважаемые оппоненты берутся судить о том, какие руды и минералы находятся в недрах Луны (окись железа и титана), какие ценятся, а какие нет. И даже берутся утверждать, что есть общепризнанная теория строения Луны. И даже договорились до того, что будто нет никакой коммерческой ценности в тех Лунных камнях на Мировом рынке, которые привезли на Землю экспедиции "Апполон".
Всеми своими высказываниями мои оппоненты пытаются мне доказать, что их совершенно не интересует, как будут изменяться горные породы и их минералогический состав, через каждый метр проходки горной выработки, когда будет пересекаться СТРАТИГРАФИЧЕСКАЯ колонка, которая будет характеризовать те процессы образования руд, которые происходили миллиарды лет назад, в какой последовательности и в результате каких процессов в истории формирования нашей Солнечной системы.
Их не интересует, каков будет обнаружен характер залегания рудных тел: пластовый, яйцеобразный или кавернообразный, на какой глубине начнут исчезать хондриты и окислы, как быстро начнет проявлять себя наличие влаги и различных газов.
Похоже, их вообще не удивляет даже наличие чистого алюминия и его сплавов в виде минералов.
Нет. Так дело не пойдет, уважаемые оппоненты.
Давайте начнем прямо отвечать на поставленный вопросы:
- Нужно или нет начинать при строительстве Лунной базы делать проходку горной выработки для того, чтобы разместить вахты будущей Лунной станции в недрах?
- Могут или нет при проходке первой горной выработки в недрах Луны встретиться новые ценные МИНЕРАЛЫ, которые Земля может затребовать в максимальном количестве, в отсортированном от пустой породы виде?
- Потребует ли Земля все пластинки для шлифов вдоль стенки выработки, чтобы получить картинку стратиграфической колонки со структурой минеральных зерен и соответствующих образцов горных пород для химанализов?
- Как цивилизация на Земле будет реагировать на все изменения горных пород и минерального состава, на всю их неземную новизну, обнаруживаемую через каждый метр проходки горной выработки?
- Какая из 100 развитых стран не захочет для себя приобрести шлифы стратиграфической колонки Лунных недр (те самые пластинки)?
Я могу перечень подобного рода вопросов ставить перед космонавтикой и продолжать очень долго, а суть их одна - процесс освоения Луны сегодня может быть очень рентабельным и коммерчески выгодным, если будет выбрана правильная технология этого процесса, учитывающая мнение широкого круга специалистов и прежде всего мнение, горняков-технологов.
Весь вопрос сейчас в том, готовы ли мои уважаемые оппоненты принять свое посильное участие в совершенствовании такой технологии, вместо по сути облыжной критики, не понятно - во имя чего?