Красная звезда
10.12.2004
Владимир Гундаров, "Красная звезда".
"Синева" от времени не блекнет
Наш симметричный ответ на ядерную угрозу
В последний месяц года в Белом море должна была состояться стрельба новой
ракетой "Булава". Но - теперь это стало окончательно ясно - экипаж "Дмитрия
Донского" будет стрелять только пробками от шампанского. И то - в новогоднюю
ночь...
Русский вопрос: "Кто виноват?"
На флоте стало аксиомой: кто хочет работать - ищет средства, кто не хочет - ищет
причины. В данном случае подводникам искать причины не надо. Они бы и рады
выполнить первый испытательный пуск новой ракеты, но обещанного, как говорится,
три года ждать. Вроде бы осталось недолго. "Булава" будет принята на вооружение
Россией не позднее 2006 года, говорили журналистам в военном ведомстве еще
недавно. Сообщалось, что "в 2005 году на вооружение Военно-морского флота
планируется принять две новые ракетные атомные подводные лодки - "Дмитрий
Донской" и "Юрий Долгорукий", которые относятся к проектам ""Акула" и "Борей",
поэтому новые морские ракеты "Булава" также обязаны быть приняты на вооружение
флота".
Но вся проблема в том, что новая ракета, которая должна была научиться летать
еще в этом году, существует пока только в виртуальной реальности, в связи с чем,
естественно, возникает вопрос: почему?
29 октября на пресс-конференции директор и генеральный конструктор Московского
института теплотехники Юрий Соломонов изложил свою версию. Он заявил о
неспособности выполнить государственный оборонный заказ на 2005 год по серийному
изготовлению стратегических ракет "Тополь-М" и проведение ОКР по комплексу
"Булава", если в ближайшие 2-3 месяца не будут приняты экстренные меры.
Если верить Юрию Соломонову, при условии финансирования в требуемом объеме,
значительная доля летных испытаний "Булавы" пройдет в 2005 году.
Но с такой оценкой ситуации не согласен начальник вооружения Вооруженных Сил -
заместитель министра обороны РФ генерал армии Алексей Московский: "Что касается
Московского института теплотехники, то финансирование проводимых им работ
осуществляется в соответствии с утвержденным гособоронзаказом, ритмично и на
приоритетной основе. Я думаю, что это отрицать или подвергать сомнению никто не
может".
Выходит, опытно-конструкторские работы по "Булаве" тормозятся все-таки не из-за
недофинансирования. Кстати, предположение о том, что начало летных испытаний
"Булавы" придется переносить на более поздний срок, "Красная звезда" сделала
задолго до тревожных заявлений Юрия Соломонова. В то время Московский институт
теплотехники, наоборот, уверял общественность, что ОКР идут по плану. Но, как
видно теперь из его же заявлений, это далеко не так.
Дело в конечном счете даже не в том, в полном объеме и ритмично или все же нет
финансируют работы по "Булаве". Речь идет о том, не была ли допущена ошибка,
когда решили поменять реально существовавший "Барк" на бумажную "Булаву". И все
потому, что сочли целесообразным идти путем американцев, обогнавших нас в
строительстве твердотопливных ракет. Хотя трагедии в этом не было. Ведь мы
опережаем американцев в строительстве жидкотопливных. У каждого свой
исторический путь, хотя все ракетостроители в мире "вышли из немецкой шинели".
Просто в Советском Союзе оказалась часть немецкого архива, касающаяся
жидкотопливных ракет, а в США - твердотопливных. Развивая эти направления, мы
создали новые, уникальные системы.
Но после того, как под надуманным предлогом "догнать и обогнать Америку" был
сделан крутой поворот в развитии ракетной техники морского базирования,
флотскому начальству, как предполагают специалисты, уже ничего не оставалось,
как идти на уступки разработчикам "Булавы" и корректировать тактико-техническое
задание. Несмотря на все усилия одних и уступки других, итог пока
неудовлетворительный.
Мы - в четверке лидеров
В целом для страны ослабление морских стратегических ядерных сил просто
недопустимо. Напомним: мы по-прежнему входим в четверку стран, которые активно
развивают свои стратегические ядерные силы морского базирования.
Франция. Проводит плановую замену подводных лодок (общее количество лодок 4 -
5 единиц) и одновременно создает морские ракеты с расширенными боевыми
возможностями (увеличение стартовой массы, достижение межконтинентальной
дальности стрельбы, модернизация боеголовок с доведением их количества на ракете
до 6 единиц). В итоге к 2010 году предполагается иметь четыре новые подводные
лодки и три боекомплекта ракет для них. Почему три, а не четыре? В боевом
составе находятся три лодки, а одна - в заводском ремонте длительностью 2,5 года
(цикл ремонтов всех лодок - 10 лет).
Великобритания. Аналогичная картина, но собственные ракеты не создает.
Закупает американские "Трайдент-Д5".
США. Развертывание подводных лодок типа "Огайо" завершено в 2000 году.
Предполагаемые сокращения количества боезарядов проводятся путем
переоборудования четырех лодок в лодки другого назначения, разгрузки боезарядов
с ракет "Трайдент-Д5" и "Минитмен-3", а также переходом к зачету
оперативно-развернутых боезарядов. Срок службы подводных лодок типа "Огайо"
продлен до 44 лет. Есть программа продления жизненного цикла ракет "Трайдент-Д5"
до 42 лет. Первая из подводных лодок с ракетами "Трайдент-Д5" будет выведена из
боевого состава в 2029 году. К этому времени предполагается разработать новую
ракету "Трайдент-Е6" и новую подводную лодку.
Нельзя обойти вниманием тот факт, что предполагается снять с вооружения МБР "МХ"
и продлить срок эксплуатации МБР "Минитмен-3" до 2020 году путем выполнения
многочисленных программ поддержки (замена бортовой системы управления,
твердотопливных двигателей ракеты, устаревших компонентов системы разведения и
других узлов). Видимо, аналогичные программы поддержки будут реализованы и для
БРПЛ "Трайдент-Д5". Вопрос о МБР типа "Минитмен" следующего поколения
изучается. Ожидаемый срок принятия на вооружение - 2018 год. Поскольку уверенных
(бюджетных) сведений о разработке новой МБР США пока нет, можно предположить,
что вариант отказа от наземной составляющей в 2020 году не исключается. В
документах Пентагона постоянно подчеркивается, что разработка единой ракеты
наземного и морского базирования не планируется.
Россия. Согласно сведениям из открытой печати, развитие наших наземных
стратегических сил основывается на твердотопливных МБР "Тополь-М", развертывание
которых с моноблочным оснащением в стационарных шахтах началось в 1999 году. При
этом серьезное внимание уделяется продлению сроков службы существующих
жидкостных ракет РС-20 и РС-18. Сухохранимые ракеты типа РС-18 закуплены на
Украине. Сообщается о сроке службы жидкостных МБР до 2015 - 2020 гг.
Развертывание наших подводных лодок проектов "Дельфин" и "Акула" (по натовской
классификации "Тайфун") было завершено в 1990 году.
Морские стратегические силы развиваются в двух направлениях. Первое -
опытно-конструкторские работы "Синева" для обеспечения более длительных сроков
службы подводных лодок проекта "Дельфин" с жидкостными ракетами РСМ-54. ОКР
"Синева" завершена в 2004 году, и уже началось серийное изготовление новых
ракет. Причем их выпуску почему-то не мешают никакие проблемы, перечисленные
Юрием Соломоновым, - "отсутствие угольной ткани", "потеря 200-х технологий",
"нехватка органоволокон" и прочее. Второе направление - ОКР "Булава-30" - новая
твердотопливная ракета для новой подводной лодки четвертого поколения проекта
"Борей".
Особенности национального ракетостроения
Как видно из этого краткого сравнения, нет различия в главных направлениях
развития стратегических сил у нас и за рубежом. Но существенные отличия имеются.
Во-первых, при сопоставимых сроках эксплуатации существующих наземных
стационарных систем (40-45 лет) значительно различаются сроки эксплуатации
группировок подводных лодок: "Огайо" - 44 года, "Дельфин" - 28 лет, "Тайфун" -
менее 20 лет.
Во-вторых, размерность ракет. У нас ориентация на малогабаритные, следовательно,
маломощные ракеты. Например, у "Булавы-30" стартовая масса около 35 тонн. В США,
Великобритании и Франции стартовая масса морских ракет - около 60 тонн. Это
означает, что при одинаковом топливе и техническом уровне боевые возможности
ракет будут отличаться примерно в два раза, в частности по количеству боезарядов
сопоставимой мощности и массе средств противодействия противоракетной обороне.
Однако главное не только в боевых возможностях. Малогабаритные ракеты ведут к
неотвратимому росту затрат на содержание стратегических ядерных сил. Чтобы иметь
в морских силах 800 оперативно развернутых боезарядов, надо построить и ввести в
строй лодки, способные нести 1.000 боезарядов. При этом, как предполагается, до
20 процентов подводных лодок будут находиться в ремонте. Если на лодке будет
размещено 16 ракет, то потребуется построить 8 подводных лодок, их ракеты будут
нести 8 боезарядов и средства противодействия ПРО, как "Трайдент-Д5", или 16
лодок, если ракеты будут малогабаритными и маломощными с 4 боезарядами и со
средствами противодействия противоракетной обороне. Это означает, что затраты
на развертывание и содержание морских СЯС будут увеличены примерно тоже в 2
раза.
И последнее. Малогабаритность МБР до мая 2002 года была допустимой, поскольку
стратегические ракеты наземного базирования по Договору СНВ-2 должны были
оснащаться только моноблочной головной частью. В современных условиях после
подписания и ратификации Договора о стратегических наступательных потенциалах
(СНП), отменившего Договор СНВ-2, и, что весьма важно, после одностороннего
выхода США из Договоров по противоракетной обороне (ПРО) к вопросу о
малогабаритности МБР можно вернуться, исходя уже из экономических соображений.
Комментарий кандидата технических наук, лауреата Государственной премии СССР,
действительного члена Академии космонавтики им. К.Э. Циолковского Павла Бузаева:
- Во-первых, возможности "Синевы" еще не используются. Нужно просто разрешить
изготовлять ее в том виде, в каком первоначально создавалась РСМ-54 с
многоблочным оснащением.
Во-вторых, целесообразно реализовать идею второго заводского ремонта пяти
подводных лодок проекта "Дельфин", срок эксплуатации которых будет доведен до 34
- 36 лет. При этом даже не потребуется дополнительного изготовления ракет РСМ-54
"Синева".
В-третьих, необходимо осознать, что серийное производство РСМ-54 обеспечивает
возможность применения составляющих этой ракеты - двигателей всех ступеней,
боевых блоков, бортовой системы управления, арматуры, корпусных технологий - в
других разработках. А это дает дополнительные возможности для создания новых МБР
и БРПЛ, способных нести увеличенное количество боезарядов, а также больше
средств противодействия противоракетной обороне. В этом случае ракеты будут
унифицированными по главным составляющим, что определит сокращенные затраты на
разработку, их повышенную надежность и уверенность в сроках создания.
Следует непредвзято просчитать альтернативные варианты. Например, реализация
вариантов дальнейшего развития ракетостроения на основе БРПЛ РСМ-54 "Синева"
позволит в итоге при минимальных затратах получить 40-процентное повышение
эффективности (количество развернутых боезарядов в стратегических силах) при
одинаковых затратах либо 30-процентное снижение затрат при одинаковой
эффективности. И не только это. В жидкостных ракетах возможности улучшения
эксплуатационных свойств не исчерпаны.
При работах над МБР и БРПЛ третьего поколения уже были созданы и испытаны
системы, позволяющие придать жидкостной ракете все эксплуатационные свойства
твердотопливной. То есть вполне реален переход на старт жидкостной ракеты из
незатопленной, "сухой" ракетной шахты. В итоге жидкостная ракета практически
сравняется с твердотопливной по эксплуатационным свойствам, столь значимым для
подводной лодки.
Вместо послесловия
Есть у нас оружие, не уступающее, а в чем-то и превосходящее западные образцы. И
будет создаваться новое, еще более мощное. Соответствующие предложения
рассматриваются сейчас в Правительстве РФ. Называют как минимум три новых
проекта. Так что у Президента РФ Владимира Путина были все основания объявить о
том, что у нас ведутся разработки ракет, которых "в ближайшие годы не будет у
других ядерных государств".
Дружище, когда вы принимаете чью-то помощь, довольствуйтесь тем, что вам дают, а не тем, что вы хотели бы взять. У меня, как и у всех, возможности ограниченные, но с вашей стороны попрекать меня их ограниченностью - черная неблагодарность.
Роберт Шекли, "Обмен разумов"