Реклама Google — средство выживания форумов :)
Коммерсант
21.02.2005
Военно-морской флот объявляет тендер
на постройку новых фрегатов
Константин Лантратов; Александра Грицкова
По сведениям "Ъ", до конца февраля управление кораблестроения военно-морского флота (ВМФ) России наконец объявит тендер на строительство новых фрегатов, неоднократно переносившийся в течение последних трех лет. Это первые надводные корабли дальней морской зоны, которые будут заложены для российского ВМФ после 15-летнего перерыва. За право строить фрегаты намерены бороться крупнейшие судостроительные заводы России.
Как недавно объявил главком ВМФ адмирал флота Владимир Куроедов, в рамках действующей кораблестроительной программы в ближайшие годы будут строиться лишь небольшие корабли ближней и дальней морской зоны — корветы и фрегаты. Приоритет на строительство малых по водоизмещению кораблей адмирал Куроедов объяснил их ограниченным сроком службы, быстрым старением, а также невозможностью бесконечного продления сроков службы старых кораблей и тратой денег на их частые ремонты.
По оценкам, потребность ВМФ в этих фрегатах составит 10-20 единиц к 2015 году. ВМФ предполагал объявить тендер на строительство первого фрегата проекта 22350 еще в начале 2002 года. Однако, лишь в конце прошлого года строительство первого фрегата, наконец, попало в гособоронзаказ. Тендер на его строительство, по данным источника, будет объявлен 28 февраля. О намерении участвовать в тендере неоднократно объявляли основные судостроительные заводы России: петербургские «Северная верфь» (сегодня в военной сфере здесь строятся корветы и корабли разведки и связи для ВМФ России, а также эсминцы для Китая), Балтийский завод (построил три фрегата проекта 11356 для Индии), «Адмиралтейские верфи» (подлодки для России, Китая и Индии) и калининградский судостроительный завод «Янтарь». По мнению источника в «Роспроме», основная борьба за право строить фрегаты развернется между Балтийским заводом и «Северной верфью».
Генеральный директор ОАО «Северная верфь» Александр Бузаков подтвердил "Ъ" намерение предприятия участвовать в тендере, отметив, что «завод к нему активно готовится». Ранее господин Бузаков в интервью "Ъ" сообщил, что специалисты завода «работают над обликом корабля и его техническими особенностями вместе с проектантом — Северным ПКБ». Однако разработчики проекта в свою очередь сообщили "Ъ", что проект готовится без участия заводов-исполнителей.
В свою очередь генеральный директор ОАО «Балтийский завод» Олег Шуляковский комментирует предстоящий тендер крайне осторожно. «Пока не знаю, будем ли мы участвовать в тендере,— заявил он "Ъ".— С государством как с заказчиком работать очень сложно — это постоянные проблемы с финансированием».
В петербургских промышленных кругах считают вероятным, что Балтийский завод в ближайшие полгода получит заказ на строительство еще трех фрегатов проекта 11356 для Индии, а российские фрегаты будет строить «Северная верфь». Вместе с тем в последнее время в Петербурге получила распространение и другая версия, что оба заказа — и на индийские фрегаты, и на российские — могут достаться одному предприятию. При этом тот, кто выиграет тендер на фрегаты для ВМФ России, получит и индийский контракт. «Некоторые федеральные органы действительно могут попытаться это связать, но официально никто еще не сказал, когда будет заключен индийский контракт»,— заметил Олег Шуляковский. Александр Бузаков заявил "Ъ", что «говорить об индийских фрегатах пока преждевременно».
Ожидается, что итоги тендера по строительству российских фрегатов будут подведены до конца текущего года, после чего состоится закладка головного корабля.
Заложники военного финансирования
21 декабря 1993 года в Северодвинске на Северном машиностроительном предприятии (СМП) заложена атомная подводная лодка "Северодвинск" – головная АПЛ проекта 885 "Ясень". Спуск на воду ожидается в 2005-2006 году.
2 ноября 1996 года на СМП заложен ракетный подводный крейсер стратегического назначения "Юрий Долгорукий" проекта 955 "Борей". РПКСН войдет в состав ВМФ в 2005-2006 годах, однако будет нести боевую службу без оружия – на доводку ракетного комплекса "Булава-30" потребуется еще три-четыре года.
27 июля 1997 года на калининградском заводе "Янтарь" заложен сторожевой корабль "Новик" проекта 12441 "Гром". В 2001 году строительство прекратили из-за нерешенности ряда технических проблем. "Новик" достроят как учебный корабль к 2008 году.
С 26 декабря 1997 года на "Адмиралтейских верфях" в Санкт-Петербурге строилась дизель-электрическая подводная лодка "Санкт-Петербург" проекта 677 "Лада". Спуск на воду состоялся 28 октября 2004 года, ПЛ войдет в состав ВМФ в 2005 году.
В 2000 году на Средне-Невском судостроительном заводе (Санкт-Петербург) заложен морской тральщик проекта 02668. Там же идет строительство рейдового тральщика проекта 10750 "Сапфир". Сроки сдачи обоих кораблей неизвестны.
21 декабря 2001 года на петербургской "Северной верфи" заложен корвет "Стерегущий" проекта 20380. Планируемый срок сдачи – конец 2005 года.
20 мая 2003 года на "Северной верфи" заложен второй корабль проекта 20380 – "Сообразительный". Его планируется спустить на воду в 2006 году и передать ВМФ в 2007 году.
В январе 2004 года в Санкт-Петербурге на заводе "Алмаз" заложен малый артиллерийский корабль "Астрахань" проекта 21603 "Буян". Он будет передан ВМФ в конце 2005 года.
19 марта 2004 года на СМП заложена вторая лодка проекта 955 – "Александр Невский"; срок сдачи – 2008 год.
27 мая 2004 года судостроительный завод "Вымпел" заложил большой гидрографический катер проекта 19920. Его сдача ВМФ запланирована на третий квартал 2005 года.
3 сентября 2004 года на кораблестроительном заводе "Звездочка" (Северодвинск) заложено транспортно-поисковое судно "Звездочка" проекта 20180. Окончание строительства планируется в конце 2006 года.
23 декабря 2004 года на заводе "Янтарь" заложен большой десантный корабль "Иван Грен" проекта 11711. На его строительство отведено четыре года.
27 декабря 2004 года на "Северной верфи" заложен корабль разведки и связи "Адмирал Юрий Иванов" проекта 18280.
Как сообщил корреспонденту «Красной звезды» командующий Северным флотом вице-адмирал Михаил Абрамов, североморцы готовятся к большому командно-штабному учению, которое состоится в апреле. В связи с этим в середине марта на рейд Североморска и дальше – в Баренцево море выйдет тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», находящийся в данный момент в Мурманске у причала 35-го судоремонтного завода Минобороны РФ. Также к предстоящему выходу в море авианосца готовятся и летчики из состава 279-го корабельного истребительного авиационного полка ВВС СФ, которым командует полковник Сергей Рассказов. А летом «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», как сказал командующий Северным флотом, вновь пойдет в океан.
Вице-адмирал Михаил Абрамов подчеркнул, что Северный флот обеспечивает заданную ему боевую готовность. «Нам сложно, трудно, - сказал комфлотом, - но все, что предписано руководящими документами Северному флоту, мы выполняем».
На вопрос, полетят ли в этом году в крымские Саки, где находится единственный тренажер, имитирующий трамплин авианосца, летчики палубной авиации, командующий СФ ответил, что нет.
- Это заграница, значит – дорого. И мы должны относиться к этому вопросу по-государственному, - сказал вице-адмирал Абрамов. – Летчики летали в Саки в годы, когда был перерыв в их подготовке в силу технических причин, организационных и так далее. Сейчас этих обстоятельств уже нет. Постоянно поддерживается натренированность «палубников», и нынешнему составу полка летать в Саки не нужно. Другой вопрос, что есть контингент молодых летчиков, которые прибудут в полк. Но они – это еще не боевой состав авиагруппы, которая уже подготовлена к полетам с авианосца. Однако для молодежи есть свой курс подготовки. А «ядру» палубной авиации «НИТКА» не нужна. В прошлом году основной состав полка выполнил на тренажере курс подготовки и сейчас будет летать только с корабля.
В целом боевая подготовка флота в этом году, отметил командующий СФ, будет мало чем отличаться от прошлого учебного года. Единственное, нужно больше денег на топливо. За 2004 год цены на дизельное топливо выросли на 48 процентов. Но лимитов по топливу североморцам хватит, чтобы выполнить все поставленные перед ними задачи.
Что касается дальнейшей реорганизации СФ, то, по словам вице-адмирала Михаила Абрамова, Северному флоту для приведения собственной численности в соответствие с задачами, поставленными Генеральным штабом ВС РФ, нужно будет сократить порядка четырех тысяч военнослужащих.
"Адмиралтейские верфи" в 2005 году приступят к постройке второй НАПЛ проекта 677 "Лада", сообщает ИТАР-ТАСС
Первую лодку этого проекта - "Санкт-Петербург" спустили на воду конце октября. Ее также построили на судостроительном предприятии "Адмиралтейские верфи" в Санкт-Петербурге, заложив 26 декабря 1997 года.
ДПЛ проекта 677 "Лада" была разработана ЦКБ МТ "Рубин". Однокорпусные подлодки этого проекта оснащены новыми образцами торпед и противокорабельных торпед, который запускаются из торпедных аппаратов. Кроме того, для этих лодок были разработаны совершенные средства обнаружения целей, целеуказания торпедам и ракетам на полную дальность.
На этих кораблях внедрено системное комплексно-автоматизированное управление всеми механизмами и системами, которое позволило значительно сократить численность экипажа по сравнению со старыми ДПЛ этого класса - проекта 877. Корабли проекта 677 обладают большой автономностью и дальностью плавания, высокой боевой мощью, акустической скрытностью и надежностью.
Между тем, в настоящее время руководство "Адмиралтейских верфей" проводит переговоры о продаже за границу однотипной по отношению к "Ладе" субмарине проекта "Амур-1650". С какой именно страной может быть заключен контракт, "Российский судостроительный портал", который распространил эту информацию, не сообщает.
По словам представителя верфей, до сих пор "Амур" было сложно продавать именно потому, что подобные подлодки не стояли на вооружении ВМФ России, однако с вводом в строй "Санкт-Петербурга" сделать это стало намного легче. По данным на начало ноября готовность подводной лодки проекта "Амур" составляла 30 процентов.