Много разговоров ведется вокруг разных конструкций заряжающего устройства на различных танках. Вот я кое-что выбрал тут:
"Меркава" М.Никольский
(Техника и Вооружение № 1 за 2000 год)
Рассматривалась возможность установки на танке Меркава автомата заряжания и сокращения числа членов экипажа до трех человек, однако это предложение вызвало резкие возражения военных, считавших, что применение автомата усложнит конструкцию танка, а для эффективного управления, обслуживания и охраны машины необходим экипаж из, как минимум, четырех человек.
Пять готовых к выстрелу снарядов из пятидесяти находятся в специальном магазине барабанного типа, установленном на вращающемся полике башни. Уровень защиты первых выстрелов аналогичен уровню защиты выстрелов, хранимых в индивидуальных контейнерах. Магазин и полуавтоматическая система подачи боеприпасов к орудию являются частью разрабатываемого автомата заряжания. Заряжающий загружает магазин боеприпасами из индивидуальных контейнеров, с помощью ножного привода выстрел поднимается, после чего вручную досылается в казенник пушки. Считается, что подобная схема позволяет достичь компромисса между относительно простым механизмом заряжания, значительно облегчающим работу заряжающего и увеличивающим скорострельность и требованием военных сохранить экипаж из четырех человек.
На Меркаве 4 установлен электрический полуавтомат заряжания на 10 снарядов вместо механического барабана-ускорителя заряжания на 5 снарядов, как на "Меркава-3".
10P Revolving Magazine of the Merkava Mk. 4
A microprocessor controlled, fully automated, electrically driven, 120-mm-rounds maga-zine. The system is located in an isolated space of the turret and is designed to protect the crew in case of ammunition explosion. The system is easy to operate from the crew com-partment. The loader can select proper ammunition out of four different types and 10 ro-unds total.
(Полностью автоматический, компьютеризованный магазин на электроприводе. Находится в отдельном отсеке в башне и спроектирован так чтобы защитить команду от детонации боекомплекта.
Заряжающий может выбирать из четырех разных типов снарядов, вместительность всего - 10 снарядов.)
Беседа о заряжающих устройствах:
На каком принципе работает автомат заряжания Меркавы-4?
Нет автомата заряжания. Есть полуавтомат. Т.е. есть агрегат, способный по запросу заряжающего выдать ему в руки снаряд нужного типа (до 4 разных типов, ёмкость - 10 снарядов). Как он конкретно устроен - не знаю.
У "Меркавы-3" более простой агрегат: на полу боевого отделения стоит ускоритель заряжания - барабан на 5 снарядов. Заряжающий нажимает педальку, барабан проворачивается и открывается. Заряжающий берёт снаряд и заряжает его в пушку.
Cлышал, что были попытки создать танк с автоматом , но достаточно быстро поняли, что ручное заряжение предпочтительней. Хорошо выдрессированный заряжающий, ловко и точно подаст нужный снаряд. Заряжающий занимается и другими делами - все , что связано с боеприпасами, связь и множество других мелочей. При отсутствии заряжающего, все эти обязаноости падают на других бойцов, занятых и без того.
И вокруг танка есть много работы. Вчетвером легче. Это тоже немаловажный фактор.
Автомат уменьшает надежность и не имеет явных преимуществ в скорости перед обученным заряжающим. Кроме того, заряжающий может сменить раненного члена экипажа в бою. Автомату это сделать затруднительно. Тем не менее, на автоматах никто не ставит крест, просто нужно довести их характеристики до таких, чтобы плюсы стали важнее минусов. Французы вон на Леклерк поставили. И американцы думают, и немцы, и англичане, и мы. Все думают
Русские поставили автомат заряжания главным образом для уменьшения габаритов, так как заряжаюший занимает больше всего места. Это позволило добиться очень сильного бронирования при относительно небольшом весе. Более тяжелый танк не прошел бы через мосты и слабый грунт на европейском ТВД. Кстати, и нам не мешало бы похудеть чтобы можно было ездить в дождь не по шоссе. Но установка AЗ (автомата заряжания) на Меркаву габаритов не уменьшит так как башня там и так не очень большая , зато большой корпус.
А что, в дождь Меркава только по шоссе может передвигаться? Надо же. Век живи, век учись. А я-то видел учения на Голанах, причем не раз, где Меркавы - двойки - перемалывали грязь глубиной по пояс, и хоть бы что им. Да и в Ливане ездили по грязи, и на холмики взбирались совсем неплохо. Наверное, они не знали что у них проходимость плохая.
С проходимостью Меркавы по грязи проблемы есть тогда, когда у нее накладные броневые листы на днище.
А, ну когда под брюхом плита, то конечно. С бронелистами проходимость по грязи заметно ниже, чем без них. На это ещё десять лет назад жаловались, ничего нового. И не любили эти листы, хоть и подорваться можно.
Танк не любит грязь и дождь, танкисты это ненавидят, по моему опыту поломок и трудностей больше, но со всем этим можно справиться, ежели голова соображает.
Для защиты от больших зарядов (которые, кстати, не применяются во время войны), необходима плита, хотя танкисты должны помнить страдания, связанные с присобачиванием оной, снятием и чисткой. Из-за плиты также проблемы с проходимостью по песку. В Ливане проблем было меньше даже зимой.
У нас театр другой, нам на европейские мосты смотреть не надо.
У русских важными критериями были возможность перевозки танка по ж.д., размеры стандартных ж.д. платформ, грузоподъёмность ж.д. мостов.
Что касается европейского ТВД - так как быть с Леопардом, Челленджером и Абрамсом? Вес некоторых их модификаций зашкаливает за 60 тонн.
Никольский в статье о Челленджере, когда речь идет о том, как конструкторы обосновали необходимое повышение массы Челленджера с 54.8 до 60-62 тонн, пишет следующее: "Англичане провели анализ распределения на европейском ТВД инженерных сооружений, ограничивающих подвижность танков. Оказалось, что большинство мостов рассчитано на нагрузку в 20 т, то есть они с одинаковым успехом провалятся и под 50-тонным танком, и под танком массой 60 тонн, а мосты грузоподъемностью 50 и 60 тонн "размазаны" по Европе примерно равномерно". Русские хотели использовать максимальное количество мостов, но в принципе и тяжелые танки в Европе будут действовать нормально, большинство западных ОБТ сейчас зашкаливают за 60 тонн, а рссчитывали их на Европу. Леклерк - 54.5 тонн, а русские стараются держаться в пределах 50-ти, как они есть злобные агрессоры. То есть к услугам русских мостов больше, но не на порядок.
Дело не только в мостах. При увеличении габаритов вес растет нелинейно так как требуется более мошный и соответственно крупный двигатель, а к нему больше топлива, и длиннее гусеницы чтобы обеспечить то же давление на грунт. К тому же растет цена танка так что вместо 1 Челленджера можно сделать 1.5 или 2 Т-90, и размеры танка так что в него легче попасть.
Если на Меркаву задумают поставить автомат заряжания, это потребует полного изменения дизайна башни и части корпуса. Вспомните, как выглядит автомат в Т-72! В Меркаве нужно будет полностью пересмотреть компоновку укладки снарядов, размещение "карусели" в башне и разработать новую систему затвора для орудия! Скорее всего - новый тип снарядов. Это приведет к полному дисбалансу электросистемы и бронезащиты башни. Легче разработать новый танк.
Насчет автомата заряжания - необязательно его делать по той же схеме, что русские сделали. Башню, конечно, переделать придется, но АЗ (авт-т.заряж.) ведь кроме скорострельности для того и ставится, что бы башню переделать, в смысле - уменьшить.
Ну, во-первых, я считаю, что башня в Меркаве достаточно низкая.
В смысле скорострельности - оно конечно... Впрочем вспоминается мне мой заряжающий - здоровенный медведина.. Снаряды одной практически рукой в воздухе вращал. Вот с ним мы и ставили рекорды - лучше всякого автомата (только устает немного быстрее)..
Кроме того, должен заметить, что я слабо себе представляю, где и как можно разместить в этой башне автомат, да еще и снарядов 20 к нему, так чтобы в танке осталось достаточно много места для экипажа, а безопасность детонации БЗ в башне осталась на прежнем уровне.
В этой башне не разместишь, это ясно. Вокруг АЗ надо другую башню проектировать. А то, что я лично вполне поддерживаю принятое решение не ставить АЗ на Меркаву, я уже писал. С заряжающим оно лучше, и веселее.
Техническая необходимость в автомате заряжания (АЗ) возникнет скорее всего с переходом на 140-мм калибр. Снаряды этого калибра будут слишком тяжёлые и без автомата заряжания скорострельность резко упадёт.
В 120-125-мм пушках решение ставить или не ставить АЗ скорее тактическое, чем техническое. Объяснения, что Т-64/72/80/84/90 весят менее 50 тонн гл. образом благодаря применению АЗ неуместно. Так, Т-54/55/62 весили менее 40 тонн, т.е. гораздо меньше Центуриона и М48 и без АЗ и при 4 членах экипажа. А Леклерк весит 53 тонны с АЗ.
Просто в советских танках до предела сократили объём боевого отделения.
Конечно, в маленький танк попасть труднее, чем в большой. Только разница в размерах не так велика, чтобы это играло слишком большое значение.
А вот пробыть не вылазя несколько дней в танке с малым объёмом боевого отделения куда тяжелее. Экипаж сильнее изматывается, боеспособность снижается больше.
Переход на 140-мм обсасывается уже давно. Тут кроме явного плюса есть не менее явный минус: уменьшение возимого боезапаса. Именно до предела уменьшали боевое отделение, в отличие от западных, которым была важна обитаемость. Но для уменьшения боевого отделения установка АЗ подходит как нельзя лучше, двух зайцев одним ударом. Потому русские первыми (и очень задолго до других) и поставили АЗ на ОБТ.
Плюсы автомата заряжания: скорость заряжания (хотя мы к этому вернемся) и как следствие сокращение цикла подготовки к выстрелу, уменьшение объема башни, а следовательно силуэта и веса танка, сокращение экипажа (меньше танкистов на те же танки, к минусам вернемся), возможность использовать снаряды большого калибра (и следовательно веса), ну и как писал Фофанов, при атомном ударе заряжающий от радиации падает первым из-за физических нагрузок.
Минусы: при выходе АЗ из строя ручное заряжание гораздо медленнее, чем в танке без АЗ, невозможность заряжания в произвольном положении пушки, заряжающий может сменить другого члена экипажа, а также нужен для обслуживания, ремонта, охраны, стрельбы из дополнительного пулемета (где он есть) и прочего. Учитывая, что натренированный заряжающий мало уступает автомату по скорости заряжания, а имеющиеся калибры всё еще в пределах человеческих сил, плюс вспомогательные приспособления, как этот полуавтомат, или просто рычаг-подъемник, было решено, что минусы АЗ в нашем случае перевешивают плюсы, и решили его не ставить. Пока. В будущем все может быть.
Ещё один минус автомата заряжания это то что намного труднее обеспечить защиту танка от детонации его собственной боеукладки, см. Т-72 с сорванной башней.
Это не минус АЗ вообще, это минус конкретной конструкции на Т-72. Боеукладку можно защитить как автоматизированную, так и обычную. Надо просто заранее продумать.
А где делать вышибные панели на карусели? Цитируя Фофанова, Т-72 оснащён вышибной панелью. Срабатывает безотказно при любом попадании в карусель. Плюс карусель накладывает серьёзные ограничения на длину снаряда, что очень даже критично для ОБПС. Правда, есть вроде какие-то наработки по конвейерному АЗ устанавливаему в в башенную полку (или как там turret bustle на русском), но на деле это так никогда не было испробовано.
На Леклерке АЗ в нише башни. Американцы и немцы тоже экспериментируют. Если основной БК в нише, так можно просто броневую заслонку, чтоб экипаж отгородить. А панели можно ставить, можно не ставить.
На Т-72 автомат как раз медленный, и целью его установки было убрать заряжаюшего для того, чтобы уменьшить габариты. Правда, некоторые пишут о каком-то таинственном способе достигать сколь угодно высокого темпа стрельбы - "через твою мать".
Танкист, а поподробнее об устройстве АЗ можно? И почему пушку с АЗ надо ставить в какое-то особое положение?
Так живой заряжающий может и пригнуться, если что, и шаг в сторону сделать, и снаряд под углом вставить, руки не отсохнут повыше поднять, а автомат он и есть автомат, робот с ограниченной степенью свободы. Вот по этой линии он снаряд заряжает, только под этим градусом, и всё. Не может он правее-левее, выше-ниже. Поэтому пушка выводится на линию заряжания. Что карусель, что кассеты, все ра-вно же робот. С заряжающим тоже полной свободы нет, разумеется, тем более что для того чтоб снаряд достать, надо иногда башню повернуть (смотря какой танк, какой снаряд, где лежит и прочее), но в общем он свободнее в действиях, чем автомат. Он, если что, и со снарядом может минутку постоять, прислонившись. Если не треснется чем-нибудь на ходу. А почему ручное заряжание при сломанном АЗ медленнее: дык в первую очередь потому, что заряжающего нету, и объем башни резко ограничен. Если даже наводчик со своего места вылезет, и начнет вручную пихать, так запарится гораздо быстрее, чем заряжающий с ручной боеукладкой. Тут неудобство в самой конструкции заложено, как неотъемлимая часть. Опять же: пока он заряжает, наводчика нет. Или командира, смотря кто полезет заряжать. Да и сам АЗ мешать будет. Мне снаряд достать надо, а тут досылатель, может, посередине застрял, или сам цилиндр, который снаряд поднимает, торчит как коряга, а повернуться и так негде. А так: простор, ходи, заряжай, даже стульчик тебе откидной, чтоб от-дыхать в перерывах. Или стоя на нем, из пулемета палить.
Это еще на Т-64 поставили АЗ, "чтоб уменьшить габариты". А на Т-72 уже как следствие. А сравнение АЗ Т-64 и Т-72, и чем на Т-72 хуже, и почему так, есть тут, то, что я уже давал:
Yahoo! GeoCities: Get a web site with easy-to-use site building tools.
Василий Фофанов:
Насчет повышенной уязвимости АЗ - я тоже считаю, что это дефект конкретной конструкции, а не системы в целом. В принципе, защитить автомат заряжания можно лучше, а не хуже, чем ручную боеукладку. Но что и говорить, конкретное решение на танках Т-64 и Т-72 не самое удачное, и еще усугубляется тем, что дополнительные снаряды распиханы по всему боевому отделению. Российские танкисты обложены взрывчаткой пожалуй даже лучше арабских террористов. Собственно основной источник взрывов боекомплекта именно эта дополнительная укладка, детонация конвейера это скорее финальный росчерк.