Мавр: Я правильно понимаю, что конструкторы Меркавы "плясали" от боекомплекта? Взяли боеукладку и поместили ее в наиболее безопасное место - в корму танка, соответственно движок надо поставить либо в середину либо в перед танка. Т.к. есть еще и экипаж, то решение однозначно: движок - экипаж - боеукладка. Я правильно понимаю ход мысли конструкторов Меркавы?
Правильно.
Мавр: А обычные танки изначально не проектировались для перевозки пехоты внутри!
А у Меркавы дополнительная фича. Специфика АОИ в том, что ей нужна более универсальная машина, так как по численности она всегда уступает своим противникам.
Мавр: А не закувыркается ли БПС от множественных соударений? (И тем самым разрушит двигатель окончательно....)
Так именно это как раз и требуется. Пусть себе кувыркается и крошит МТО, коль скоро БПС уже там, но до экипажа добраться – ни-ни...
Уважаемый Сэр Кот:
Задал ваши вопросы одному танкисту и вот что он рассказал:
Ребята, а меня как зампотеха, вот что интересует на "Меркаве":
Если движок стоит спереди, то как осуществляется к нему доступ для ремонта/обслуживания?
Если верхняя броневая плита - крышка МТО, то лобовая броня получается ослабленной - ведь одно дело монолитный лоб, другое - своеобразный "капот"... Хотя может это и неважно, крепление там может быть хорошее...
Ремонт/тех-обслуживание двигателя всегда происходит с наличием лебедки. Лобовой бронелист очень тяжелый и только с помощью другой техники можно проводить такие работы . Этот бронелист зовется "Сипун" (палуба). Сипун крепится 5-ю болтами к корпусу танка и весит около тонны (это лист примерно 2х2х0.1м).
Выходит что да, броневой лист ослаблен в тех местах где крепятся болты, но как и сказанно выше – водитель также уязвим вследствие других факторов. Невозможно создать машину из монолитной брони по всей оболочке – всегда будут места креплений, подвижные части и Ахиллесовы пяты... а основная защита лобовой брони это пологий угол по отношению к прямолинейному обстрелу.
Далее, у нас крышка МТО завинчена болтами и подвешена на торсионе. Открывать рекомендуется вдвоем - одному тяжеловато. Про стопор тоже не рекомендуется забывать (гаечный ключ - главная причина смерти танкистов). А тут придется кантовать плиту лобовой брони... Как это выглядит в реальности?
Есть такое – опасное занятие. Я умудрился создать способ для открывания тех болтов самому, безопасным путем и лишь в "минимальный" ущерб спине. Упирался спиной в башню и просто толкал кляч ногами. Болты медленно поддавались. Правда спина тоже поддавалась , но для 5-ти болтов стерпеть можно.
Обычный же метод – это один стоит на Сипуне и страхует ключ ногой, а второй с помощью удлинителя ключа отворачивает болт.
Где расположены и насколько защищены горловины маслобаков и заправочные горловины?
Маслобак для движка находится совсем рядом с люком водилы (справа). Защищен не сильно, но расположен почти под "носом" башни, так что для того чтобы туда попасть, снаряд скорее поразит саму башню у крепления. Другой, тот что для трансмиссии, находится под крышкой трансмиссии (это другая крышка – самостоятельная. Ее можно открывать, не обнажая двигатель.)
Заправка - два люка сзади, у кормовых корзин (беззащитны), и один спереди , тоже под носом башни (вращать на 10-ый час для заправки).
Надо ли отворачивать хобот (т.е. разворачивать башню), чтобы добраться до движка?
Необходимо. Обычно отворачивают на 3-ий или 9-ый час. Так доступ к крышке МТО максимальный. В случае использования башенной Д4 брони – иногда приходится снимать и её, прежде чем принимаются за двигатель.
Читал о сферической противоминной форме днища. Есть ли люки в днище для доступа к агрегатам снизу или ими пожертвовали ради защиты?
Дно средне защищено. Нет люка водилы для эвакуации, но есть два (три) малых люка для слития масла , с доступом снаружи. Без этого сложно. Когда вешают дополнительное броне-днище эти люки недоступны, а также нет слития осадков (воды) из корпуса танка...
Как осуществляется запуск движка, есть ли, где расположены и как устанавливаются аккумуляторы? Сколько их и сколько они весят?
Есть ли вспомогательный силовой агрегат?
Аккумуляторов 10, делятся по парам на 24V с каждой пары. Тяжелая гадость – двоем таскали. По две пары с каждой стороны (позади инструментал компартментс на корпусе) и еще пара на башне сзади, за спиной заряжающего, за системой "химчистки".
Запускается стартером с вольтажа 24V , после которого происходит толчек альтернатора для начального движения коленвала. Потом всё происходит по обычному и аккумуляторы только заряжаются (при более высоких оборотах 1600 rpm). Есть еще пару дополнительных способов на запуск двигателя:
Передача Tow – со спуска, или на буксире другого танка гусеница вращает коленвал, что и придает нужный толчек альтернатору.
Аварийный запуск – мощный конденсатор заряжается постоянно при заведенном двигателе. В аварийном случае этот конд. отдает напряжение на толчек альтернатора.
Зарядка аккумуляторов посредством другого танка... – после некоторого времени свои аккумуляторы вполне способны выполнять работу.
На вопрос "а что нам ставить спереди в качестве брони" при конструировании танка, я бы не ответил "О! А давайте там движок замуруем!" -
Но вообще то, возможно они правы. Любое предоставленное препятствие понижает смертоносность снаряда. Как для куммулятивного так и для бронебойного. Хотя и стенка водилы и задний бронелист МТО нельзя назвать "толщей", но тем не менее... Просто очень сложно предвидеть ВСЕ случаи, и на мой взгляд, уменьшить вероятность (угол + площадь) доступа в кабину водилы это то что они и добились. – в танках где мехвод сидит спереди а движок сзади, он уязвим с ОБЕИХ сторон и спереди (сверху).
Спереди корпуса танка есть корыто, куда помещаются двигатель + трансмиссия. Движок и Транс. это один блок, когда Транс. крепится спереди первого и цепляется к ведущим каткам. Ты прав, что крышка МТО несколько возвышается над основанием башни (есть такое углубление - желоб вращения ) – ноги туда лучше не совать. От Сипуна до углубления все 40 см , и засчет скрытого основания башни туда тяжелее попасть. Насчет стенок МТО –есть две: со стороны водилы и сзади (в боевое отделение). Обе стенки не толстые, но при случае прорыва боеголовки внутрь способны защитить от осколков. Но ПЕРЕД мехводом стенок нет. Там крепится штурвал со штангами, которые ведут в трансмиссию.
Дальше лучше. Та откидная панель (на пружинах) – это и есть крышка трансмиссии о которой я говорил. Её можно открыть независимо от Сипуна для проверки масла, смазки штанг и узлов, проверки колодок итд.. Она также снимается при смене двигателя , дабы позволить полный доступ для вынимаемого МТО.
Моторная тяга – мне почему то всегда казалось, что "тянуть" легче чем "толкать". Отсюда и ведущие катки установленные спереди работают эффективнее (хотя бы на стартовом рывке), абы преодолевая статическое-трение. Но возможно я кое что забыл по данному вопросу.
Справа от водителя есть крышечка для проверки масла. Называется Гриллер – оттого что похожа на решетку как на барбикью.
Всего доступов к МТО это –
Снаружи: Гриллер, Сипун, откидная панель и нижние платы для смены масла.
Снутри – только Киттенплейт (две створки – наверно то, что ты назвал "подпружиненными дверцами". Доступ туда из башни, при положении 6-ти часов). Из помещения водилы прямого доступа к МТО нет
Мне нужно пояснить – в подпружиненных створках мы имеем ввиду разные вещи. Есть два примера :
1. Киттенплейт. Две пластины на задней части помещения МТО. Их крепления слегка пружинят. Открываются ключем на (кажется) 14. Доступ из башни, под стволом, когда в положении 6-ти часов.
2. Крышка трансмиссии. Целая плита. Открывается снаружи, стоя на Сипуне пинками по задвижке. После этого пружинит в полу-открытое положение чтобы дать доступ для тех-проверок и мелких работ.
Крышка трансмиссии не легкая. Такой же толщи как и Сипун (крышка МТО). Изнутри обычно красится в белый цвет чтобы предоставить возможность следить за (брызгами) утечкой масла. Лебедка здесь не нужна, так как эта плита лишь приподнимается с одной стороны (петли с другой стороны). Панель почти горизонтальна , как и Сипун – выглядит продолжением оного.
Лебедка есть у комманды тех.поддержки. При случае вывода движка из строя все равно надо к ним обращаться за новым движком. А во время боя они ждут в готовности на задних позициях...
Вообще-то неплохо было бы держать снимок Меркавы , вид сверху. Так на передней части корпуса можно точно определить все крышки МТО, их засовы и даже решетки для подачи воздуха в двигатель.
Ок, дальше. Итак,
Кабинка водителя невелика. Я, будучи довольно небольшим хлопцем, еще сидел там кое как, но мой друг еле помещался – примерно 60см шириной, т.к. жертвовали помещением в пользу двигателя. Зато вдоль кабинка довольно просторная. Можно ездить со стулом (около 4-х положений), откидывать спинку, вытянуть ноги... за тормозной педалью есть еще место, но туда мало что засунешь. Увы – да, бронелист там негде ставить. Все занято приборами и разнообразными рычагами и креплениями. А наружняя броня пологая по отношению к мехводу, создается типа конуса если углубляться вперед, пока не упрешься в стенку разделяющую с трансмиссией.
Перед тормозной педалью находится полость, дающая возможность хода педали при нажатии. Далее находятся некоторые приборы. Как я уже упомянул раньше о конической форме кабины – носовая часть танка образует форму ножа – угол для рикошетирования снаряда при попадании. В принципе, у нас есть пол (более-менее параллельный земле) и слегка наклоненный верхний бронелист с крышкой трансмиссии. Поэтому невозможно применить кубическую форму для кабины
Да, верхний бронелист очевидно является единственной защитой водителей. Но это если мы не будем учитывать трансмиссию, в качестве защиты членов экипажа.