А теперь давайте посмотрим на некоторые другие конструктивные элементы, характерные для Меркавы и специфичные для неё.
Одной из конструктивных особенностей Меркавы является использование в ней пружинной подвески, вышедшей из употребления на других танках. Сейчас повсеместное распространение в мировом танкостроении получили торсионная и гидропневматическая подвеска. А на Меркавах по старинке применяются пружины. Почему?
Можно начать с того, что пружинную подвеску имели такие наиболее распространенные танки ВМВ как Т-34, М4 Шерман и Панцер 4. Хотя уже тогда появилась торсионная подвеска на Панцер 3 и КВ.
Вот кое-какая инфа по пружинным подвескам тех времён.
На Т-34 стояла пружинная подвеска с вертикальными пружинами, на М4 Шерман - тоже (VSS), позже на нем появилась подвеска с горизонтальными пружинами (HVSS).
Подвеска танка Т-34 независимая с цилиндрическими винтовыми пружинами, причем подвеска переднего катка - двойная пружина - расположена вертикально внутри носовой части корпуса и ограждена щитками. Подвески остальных катков расположены наклонно внутри корпуса танка в специальных шахтах.
Подвеска танка М4 Шерман состояла из шести балансирных тележек, по три на сторону. Каждая имела два одинарных обрезиненных опорных катка, один поддерживающий и две вертикальные буферные пружины. Это была довольно надежная система. Но позднее, в конструкцию подвески Шермана были внесены значительные изменения: вместо двух катков в тележке было поставлено четыре (два сдвоенных), буферные пружины перемещены из вертикального положения в горизонтальное, и соответственно изменена конструкция балансиров. В каждой тележке установлен гидравлический амортизатор. Эта система работала очень эффективно.
А вот пара отрывков из следующей книги:
Быстров А.А. Танки 1916 – 1945. Красноярск: Бонус, 2002 г.
«В отчете 5-й гвардейской танковой бригады, подписанном 23 октября 1943 г, говорится: «Благодаря большей скорости танк М4А2 очень удобен для преследования, имеет большую маневренность. ...По сравнению с Т-34, М4А2 более легко управляемы, более выносливы при совершении длительных маршей, т.к. двигатели не требуют частой регулировки. В бою эти танки работают хорошо».
«Шерман был очень хорошо принят танкистами Красной Армии. Плавность хода танка позволяла использовать танк с пехотным десантом на броне для борьбы с фаустниками. Шесть-восемь красноармейцев, привязав себя брючными ремнями к броне, вели огонь по любой движущейся цели в радиусе 100-150 м от движущегося танка. На Т-34 из-за сильной ходовой тряски держаться на броне было практически невозможно».
А вот что пишут о подвеске Меркавы некоторые российские авторы:
"БОЖЕСТВЕННАЯ КОЛЕСНИЦА"
Юрий Спасибухов, Анатолий Бахметов
(Танкомастер №1 за 2000 г.)
В основу ходовой части танка Меркава была положена подвеска Центуриона. На каждом борту имеется по шесть опорных катков, которые попарно соединены с узлами подвески. Из-за перегруженной передней части танка (броня, двигатель) передний каток первой тележки был усилен ребрами жесткости, по типу танка Т-54. Так как израильтяне сделали выбор в пользу подвески танка «Центурион» (особенно благодаря ее противоминной стойкости), то вопрос об использовании торсионной подвески при проектировании танка не возникал. При анализе выбора подвески было обращено внимание на то, что торсион может быть поврежден в результате взрыва мины до такой степени, что замена его в полевых условиях сопряжена со значительными трудностями. Танк «Меркава» имеет подвеску со спиральными пружинами, которая избавлена от недостатков более старых подвесок типа «тележка» и обеспечивает ход опорных катков более 120 мм, что оказывает положительное влияние на условия вождения по пересеченной местности. Кроме того, одним из положительных моментов, определивший выбор именно на этот тип подвески, явилось то, что узел подвески крепится к корпусу четырьмя болтами и, следовательно, может быть легко заменен при повреждении.
Танк оснащен гусеницами с открытым металлическим шарниром, заимствованными с танка «Центурион», так как они обладали более высокой надежностью, чем американские образцы. Гусеница состоит из 110 траков шириной 640 мм.
"Меркава" М.Никольский
(Техника и Вооружение № 1 за 2000 год)
Пружинно-балансирная подвеска танка “Центурион”, несмотря на ее критику, удовлетворяла требованиям специфического ближневосточного театра военных действий. Израильские специалисты особо отмечали ее стойкость при детонации мин, поэтому применение на “Меркаве” торсионной подвески не предусматрива-лось изначально. Отказ от торсионной подвески позволил выполнить днище корпуса гладким, V-образной формы, что наряду с разнесенным бронированием днища повышает защищенность корпуса при детонации мины. С каждого борта установлено по шесть обрезиненных опорных катков диаметром 790 мм и по пять поддерживающих роликов: два из них поддерживают верхнюю ветвь гусеницы за удаленную от корпуса часть, а три - за ближайшую. Элементы подвески расположены с внешней стороны корпуса. На двух передних и двух задних узлах подвески смонтированы гидравлические амортизаторы. Динамический ход опорных катков - 210 мм. Каждый узел подвески крепится к корпусу на четырех болтах и может быть быстро заменен при выходе из строя вследствие подрыва на мине. Ведущие колеса переднего расположения.
Модернизация ходовой части (по сравнению с Центурионом) заключалась в установке на два передних узла подвески гидравлических упоров.
Гусеницы цельнометаллические, с открытыми шарнирами. Ширина траков - 640 мм, количество траков в гусенице -110, длина опорной поверхности - 4,52 м.
Модернизация ходовой части Мк 2, по сравнению с Мк 1, заключалась в установке на два передних узла подвески гидравлических упоров.
Модернизирована ходовая часть Мк 3, по сравнению с Мк 2. В качестве упругого элемента подвески опорных катков используются сдвоенные цилиндрические пружины. На первом и шестом узлах подвески установлены гидравлические ограничители хода катков; на четырех средних узлах - гидравлические амортизаторы. Полный ход опорных катков - 604 мм - соизмерим с ходом опорных катков в случае применения наиболее современной гидропневматической подвески. Ширина траков гусеницы увеличена до 660 мм.
В ходовой части используется индивидуальная подвеска со сдвоенными цилиндрическими пружинами в качестве упругого элемента. На первых и шестых узлах подвески установлены гидравлические ограничители хода катков, а на четырех средних узлах - гидравлические амортизаторы. Полный ход опорных катков 604 мм. Ширина трака гусеницы увеличена до 660 мм.
ИЗРАИЛЬСКИЙ ТАНК "МЕРКАВА"
Полковник Е.Викторов
(Зарубежное военное обозрение №??)
На каждом борту танка "Меркава" Мк2 установлено шесть сдвоенных обрезиненных опорных катков (диаметр 790 мм, динамический ход 210 мм) и пять поддерживающих гусеницу роликов. Ведущие колеса переднего расположения. Подвеска независимая, пружинно-балансирного типа. На двух передних и двух задних узлах установлены амортизаторы. У двух передних катков амортизаторы гидравлические. Два передних ограничителя хода катков - гидравлические.
Подвеска быстро заменяется при подрыве на мине.
Гусеница состоит из 110 траков, шириной 640 мм и опорной поверхностью 4,52 м, с открытым металлическим шарниром.
Траки гусеницы (ширина 640 мм, длина опорной поверхности 4,52 м) цельнометаллические, с открытым шарниром.
Танк может преодолевать следующие препятствия: подъем под углом 30°, ров шириной 3 м, вертикальную стенку высотой 1 м, брод глубиной до 1,4 м (без подготовки).
ИЗРАИЛЬСКИЙ ТАНК "МЕРКАВА" Мк3
Полковник Е.Викторов
(Зарубежное военное обозрение №??)
Ходовая часть танка "Меркава" Мк3 включает по шесть опорных катков на сторону. Ведущие колеса переднего расположения. Подвеска независимая пружинного типа. На четырех опорных катках с каждого борта установлены мощные гидравлические амортизаторы роторного типа, а на передних и задних катках - гидравлические упоры. Динамический ход опорных катков достигает 600 мм, что сравнимо с показателями гидропневматических подвесок. Траки гусениц цельнометаллические, с открытым шарниром. Как считают израильские специалисты, танк "Меркава" Мк3 обладает хорошей подвижностью, в том числе в условиях горно-пустынной местности.
Обсуждение данного вопроса в инете:
Трижды рядовой:
А в чем прикол в пружинной подвеске, кстати? Во всем мире, или ставят торсионы, или извращаются с хай-теком, и только тут - пружины.
Майк:
А что плохого в пружинах? Уж наверное легче пружину поменять, чем лопнувший торсион, особенно ежели его хорошенько размолотило на мелкие кусочки или он банально застрял и не вылазит. Мы однажды в Ливане меняли торсион на танке в течении суток подряд (в полевых условиях). Пришлось разбирать всё до конца из-за всяких технических несуразностей...
Дм. Журко:
Пружины на не слишком быстроходном и большом танке весьма уместны. Дело в том, что почти всегда торсионы проложены поперёк днища, это увеличивает высо-ту корпуса на пару десятков сантиметров, что ведёт к ещё большему росту массы. Недостаток пружин — относительно небольшой динамический ход.
Похожие достоинства, без части недостатков имеет гидропневматическая подвеска. Вот британцы и перешли с пружин у Chieftain к гидропневматике у Challenger.
То есть для разных сочетаний свойств танков уместны разные решения подвески. Abrams, скажем, скоростной, ему нужны торсионы или ГП (гидропневматика). ГП дорога и требуют особого обслуживания. Чуть изменится направление совершенст-вования танка, изменятся и взгляды на подвеску. Редкость решений подвески Mer-kava и «британцев» объяснима тем, что это танки редкого типа. Кстати, минная стойкость/безопасность независимой вертикальной подвески выше.
Давид:
Основной причиной выбора пружин вместо торсионов была большая противоминная стойкость из-за изменения формы днища, и скорость замены катка при подрыве. Это было сделано после изучения боевого применения в Израиле торсионных Магахов и Тиранов и пружинных Центурионов. Для нашего театра и наших усло-вий лучше пружины. А динамический ход катков у Меркавы примерно такой же, как у гидропневматических подвесок.
Ирина:
Важнейшие, как я полагаю, недостатки торсионов:
- увеличение высоты танка,
- громоздкость, сложность снятия и установки,
- вероятность поражения миной сразу нескольких подвесок.
Жора:
5 копеек о торсионах и пружинах.
Во время "Защитной стены" нашей техслужбе, к коей и я отношусь, пришлось немало намучиться с торсионами МАГАХов (М60-е). После "допросов с пристрастием" танкисты признавались, что торсионы у них ломались, когда они на приличной скорости налетали на некие препятствия, вроде камней. Отсюда можно сделать вывод, что торсионы плохо переносят ударные нагрузки. ИМХО последствия подрыва мины можно напрямую приравнять к той самой ударной нагрузке, потому как мина, если это не стотонный фугас, напрямую не действует на торсион (он над днищем), а через гусеницу как бы резко подбрасывает каток, то есть то же самое как если на скорости каток наезжает на валун и подлетает вверх.
Теперь немного теории, как мне кажется, что есть ударная нагрузка и к чему она приводит.
Если например танк с минимальной скоростью лезет передним катком скажем на 30 см валун, то торсион этого катка равномерно закручивается (длина торсиона в МАГАХе по грубому 2.5 метра), каждая единица длины торсиона "жертвует" общей закрутке одинаковую величину угла, не превышающей критической.
При ударной нагрузке торсион вынужден закрутиться на тот же общий угол, но уже за нулевой отрезок времени. В этом случае торсион "не успевает" равномерно закрутиться по всей длине, то есть есть участки где он почти не закручен, а есть где закручен на величину больше критической. Там и происходит разрушение. Немедленный вывод: нет никакой связи между тем где расположен торсион - внизу, над днищем, или где-то ещё - разрушение приходит через каток.
Это сообщение редактировалось 19.12.2004 в 22:55