Ну что ж, перейдём теперь к Опусу № 3, "Лохотрон". Оригинал тут:
«Пепелацы» летят на Луну. Часть 3. «Лохотрон» , версия дополненная и переработанная тут:
«ПЕПЕЛАЦЫ» ЛЕТЯТ НА ЛУНУ. №3/1 . Краткое содержание: пациент анализирует старт "Аполлона-12" к Луне и обнаруживает, что противоречий с версией НАСА нет. После этого он применяет ту же методику расчёта к запуску "Скайлэба" и находит, что противоречия есть. Посмотрим, как Прохожий это делает.
Итак, анализ "Аполлона-12". Отличный пример того, как можно получить правильный результат неправильными методами - если ошибки взаимно компенсируются.
Цирк начинается тогда, когда пациент заговорил о потерях скорости при выводе. В своей первоначальной версии он не слишком подробно останавливается на этом:
Смысл метода заключается в том, что интеграл потерь скорости на всем отрезке от 0 до Т есть некое конкретное число, грубо говоря, постоянное для данного типа ракеты.
Пациента нисколько не тревожит то, что потери зависят не только от ракеты, но и от траектории вывода (а траектория "Аполлона-12" и "Скайлэба" существенно различны - последний выводился на высокую орбиту одноимпульсным манёвром). Но поскольку в ходе дискуссии Прохожего выпороли в отношении его подхода к потерям, переработанная версия уже детальнее рассматривает их:
Смысл метода заключается в том, что интеграл потерь скорости на всем отрезке от 0 до Т есть некое конкретное число, грубо говоря, постоянное для данного типа ракеты.
Для любителей математики уточню - суммарный интеграл потерь включает в себя четыре члена:
1)потери гравитационные, в т.ч. работа по выведению на высоту Н (учет средней «кривизны» траектории);
2)потери удельного импульса ЖРД на низких высотах от недорасширения в сопле;
3)потери на сопротивление воздуха;
4)потери на управление и ориентацию (неколлинеарность векторов скорости и тяги)
На деталях расчёта Прохожего по "Аполлону-12" останавливаться пока не будем, перейдём сразу ближе к его концу:
После этих операций оставшаяся масса комплекса 136,3 тонны является искусственным спутником Земли. Это удобно тем, что нам заранее известен конечный результат: Vк = 7790 м/с. Известно, что широта точки старта 28,5градус, а наклонение опорной орбиты примерно 31 градус. Значит, (грубо) прибавка за счет вращения Земли = 465*cos(28,5) *cos(31) = 352 м/с. Отсюда можем грубо прикинуть величину действительных потерь скорости на участке выведения ИСЗ: 3753,2+4656,6+811,6-Х+352=7790. Отсюда Х=1783,4 м/с.
Итак, что видим? Ведёт ли Прохожий последовательный расчёт и сравнивает ли его затем с потребным результатом? Нет. Он вычитает из известного результата V=7790 м/с для околоземной орбиты сумму своих расчётных цифр, а разность объявляет "грубой прикидкой величины действительных потерь". О как! Сиречь, всю невязку запихали в "потери", а результат объявили "расчётом". Разумеется, сама полученная величина "потерь" не обсуждается - априори принимается, что она соответствует действительности.
Но так ли это? Вообще говоря, сумму потерь можно найти в брошюре Шунейко (
http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/raketostr3/1-3.html , табл. 1), причём в ней, в отличие от расчёта Прохожего, не приняты во внимание потери УИ при работе первой ступени. Если принять их за 100 м/с (
To the IPAC HomePage берёт ок. 200 м/с, но это, видимо, завышенное значение) и прибавить к ним цифры Шунейко для 1-й, 2-й и частично 3-й ступени, получится итог порядка 1900 м/с - на сотню м/с больше, чем назвал Прохожий.
Ещё момент - поправку к скорости от вращения Земли Прохожий зачем-то считает, множа скорость вращения поверхности на широту космодрома (это правильно) и на наклонение опорной орбиты
. Хотя в нашем случае оно почти совпадает с широтой космодрома - азимут ок. 72 градусов (
Ascent Data ), и поправка будет ~410*sin(72)~=390 м/с. Ещё почти полсотни м/с куда-то "потерялось". В сумме потеряно ок. 150 м/с.
Выше был приведен полный расклад, и все цифры, как говорится, сошлись до копейки.
Ещё бы не сошлись!
Далее пациент тужится доказать, что "Скайлэб" слишком лёгок, что при заявленных характеристиках "Сатурн-5" был бы способен вывести на орбиту "Скайлэба" намного больше:
Далее я решил задаться посторонней задачей: сколько груза может вывести двухступенчатый вариант РН Сатурн-5 на низкую опорную орбиту ИСЗ? Считаем. Прибавка вращения земли на широте Флориды и наклонение орбиты 50 градусов равно 264,1 м/сек. Запасы топлива первой и второй ступени взял согласно эталону – соответственно 2080 тонн и 438 тонн. Учел, что конструкция второй ступени полегчала на 3,65 тонн из-за отсутствия переходника 3-й ступени, зато вес конструкции 1-й ступени я увеличил на 11,7тонн (обтекатель) минус 4 тонны САС. В итоге, чтобы не мучить публику повторением всех расчетов заново, у меня получился результат – масса полезной нагрузки равна 119 тонн.
Это цитата из оригинала. Поскольку на слово Прохожему верить на форуме IraqWar не захотели, в переработке статьи он счёл нужным привести "доказательство":
В итоге оглашаю результат – масса полезной нагрузки на LEO равна 119 тонн (в т.ч. вес адаптера полезной нагрузки).
Проверочный расчет:
Масса в момент отрыва от стола М0=2080,0+181,9+438+43,75+119=2862,65т; Z1=2862,65/(2862,65-2080)=3,658;
Масса после разделения ступеней S-1C и S-IIВ равна: М2=438+43,75+119=600,75т; Z2=600,75/(600,75-438)=3,691;
Vк=2982*Ln(3,658)+4168*Ln(3,691)-1783,4+264,1=7791м/с – что и требовалось доказать!
Для любителей статистики - предпусковой расход топлива ДУ первой ступени 38,7т; начальная масса комплекса = 2901,35т.
Вот оно как! Что видим? Пациент по-прежнему считает потери равными 1783,4 (5 знаков!), хотя на самом деле они, если сложить цифры у Шунейко (
http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/raketostr3/1-3.html ), составляют более 1900 м/с для первых двух ступеней
при работе в трёхступенчатом режиме, т. е. когда 2-я ступень лишь выводит связку на баллистическую траекторию. В старте же "Скайлэба" режим работы 2-й ступени был совсем иной - она выводила его на высокую (~430 км) неоптимальным одноимпульсным манёвром. Потери 2-й ступени при этом должны были быть значительно больше - навскидку, дополнительных более 300 м/с (200 м/с нужно только для подъёма станции на более высокую орбиту, а если учесть неоптимальность траектории...). И опять же проблемы с вычислением прибавки от вращения: Прохожий вновь множит 410 не на угол азимута пуска к востоку, а на наклонение орбиты. В результате он получает прибавку 264 м/с. Но азимут запуска был в данном случае ок. 41 градуса, поэтому прибавка будет ~410*sin(41). Впрочем, прибавка случайно практически совпадает с рассчитанной им. Однако, похоже, тут нужно прибавить украденные у "Аполлона-12" ранее 40 м/с, они ж в "потери" ушли.
В итоге получаем, что пациент "украл" порядка ~150+300~450 м/с. Ни много, ни мало. Эти 450 м/с должны уйти в потери 2-й ступени от неоптимального вывода, в работу по подъёму станции, в корректный учёт прибавки от вращения и потерь от УИ. А наш горе-опровергатель решил эти 450 м/с потратить на подъём дополнительного груза.
...Можно оценить грубо, насколько же завышенные цифры ПН получил Прохожий. УИ 2-й ступени ок. 420 с,. поэтому отношение масс, соответствующее скорости 350 м/с, будет ~exp(-450/(425*9,8))~=0,9. Следовательно, вместо своих 119 тонн выводимую массу можно оценить в ~119*0,92~=107 тонн...
Тут, разумеется, уместен вопрос: всё-таки 107 тонн - не 74, и если даже Прохожий оказался мошенником, то масса всё равно ведь больше массы "Скайлэба"?
Ответ прост: Прохожий оказался не просто мошенником, но ещё и вором.
На самом деле, помимо "Скайлэба", на орбиту были выведены: головной обтекатель массой 11 тонн (он служил опорной фермой для астрономического модуля и был отделён после выхода на орбиту); неотделившийся из-за повреждения переходник между 1-й и 2-й ступенью массой 5 тонн; переходник между 2-й ступенью и станцией - ок. 3,5 тонн; в баках 2-й ступени перед её отделением оставалось ещё ок. 12 тонн невыработанного топлива; а в состав "Скайлэба" входил ещё инструментальный массой более 2 тонн. Всё вместе это даёт цифру порядка более 105 тонн, с точностью до процентов совпадающую с тем, что показывает грубая прикидка "на коленке". (Впрочем, как анализ показывает, это скорее удачное совпадение: суммарные погрешности расчёта Прохожего очень велики, достигая 0,5 км/с...
)
Столь подробные сведения о конкретной ракете, выводившей "Сатурн-5", и об истории её масс (плюс подробное описание всех этапов выведения и их обсуждение) можно найти в документе
http://klabs.org/history/history_docs/jsc_t/skylab_I_saturn_v.pdf (более 30 Мб). При желании не составит проблемы провести более точный расчёт, опираясь на цифры этого документа.
Разумеется, при написании первой версии своего опуса Прохожий ничего о нём не знал - он вообще не заботится о поиске достоверной информации, предпочитая опираться на свои домыслы и интуицию. Хотя, похоже, он чувствовал, что его ждёт разочарование:
Я понимаю, что мои критики тут же разыщут мемуары о том, что сверху в ракету накидали кирпичей, либо поставили болванку из чугуна для балласта, в крайнем случае, сливали, доливали, выливали, переливали и все из одного штуцера, не выезжая из гаража.
Разочарование пришло: при обсуждении Прохожему сей документ был указан. Сделал ли пациент выводы? Как мы знаем, нет. Вторая версия его опуса содержит всё тот же мифический "Скайлэб" - без обтекателя, без резерва топлива, без переходников и инструментального отсека, с выдуманными массами и скоростями. Пациенту, по его обыкновению, осталось лишь отбрехиваться:
Скажу больше – после первого выхода в свет этой статьи были обнаружены «отчеты» НАСА о запуске «Скайлеб» на орбиту ИСЗ. Это PDF-файл с ксерокопией отчета. В конце там есть ксерокопии подписей членов комиссии. С учетом того, что копия скверная, почти факсовая, многие цифры размыты, все это выглядит очень смешно. Особенно факсимиле подписей.
Вот оно что. Циферки нечётко пропечатаны. Все смеются.
Внешне там все строго и научно. Но есть маленький прокол – сказано, что на орбиту была доставлена масса 147т. Причем – головной обтекатель тащили прямо на конечную орбиту (для веса). Еще там сказано, что не отделился переходник первой ступени весом 5 тонн. И его тоже взяли с собой на орбиту. Я молчу о том, что конец этого переходника-юбки расположен дальше среза сопел ЖРД второй ступени. А значит, работающие двигатели будут раскалять газами стенки переходника до высоких температур. Проще говоря, в жизни это должно было закончится аналогично полету «Челленджера»
Разумеется, от Прохожего мы не услышим никаких "строгих и научных" доказательств того, что 5-тонный переходник успел бы "раскалиться до высоких температур" за несколько минут работы 2-й ступени, струя газов от которой, возможно, вообще не касалась нижнего края переходника. Во всяком случае, "Скайлэб" оказался на орбите, и остаётся выбрать одно из двух: либо переходник не создавал никаких проблем, либо злобные насовцы выдумали его специально назло Прохожему.
Ну а зачем выводился обтекатель - мы знаем. Он служил опорной фермой для астрономического модуля, принимая на себя его от вес при стартовых перегрузках.
Смешно другое – книга рекордов Гиннеса этот рекорд весом 147т. не признает, и считает самым тяжелым грузом на орбите ИСЗ в истории человечества комплекс ступень №3 - Аполлон-15 весом 140т. Зная тягу американцев фиксировать все свои подвиги и рекорды, ситуация вполне комичная. Так что что-то не срослось в цифрах у поклонников НАСА.
Ну, во-первых не все из 147 тонн были полезной нагрузкой при выводе "Скайлэба" - 2-я ступень отделялась после вывода; тогда как при выводе "Аполлона" вся доставленная масса использовалась в дальнейшем полёте. А во-вторых, конечно, мы должны верить Прохожему: представители книги Гиннеса намного лучше самих насовцев осведомлены о том, что и в каком количестве было доставлено насовцами на орбиту. Надо думать, эти представители независимо от НАСА отправились на орбиту и взвесили там каждую из доставленных "Сатурном-5" связок.
Дальше - откровенный цирк:
У нас известно Мт1=2080,0т; Мк1=181,9т; Мт2=438,0т; Мк2=43,75т. I1=2982м/с; I2=4168м/с. Вопрос – если уменьшить полезную нагрузку до 74,7 тонны (вес "Скайлеб"), то насколько нужно уменьшить отдельный импульс второй ступени I2, чтобы конечный результат остался тем же – 7790 м/с. Интеграл потерь характеристической скорости прежний – 1783,4м/с. Прибавка на вращение Земли 264,1м/с.
Проще говоря – мы хотим запустить спутник весом 74,7т.+3,65т=78,35т. Вторая цифра - вес "тары" или переходника полезной нагрузки. Рассчитайте нам параметры ракеты-носителя. Для поклонников математики немного поумничаю:
М0=2862,65-119+78,35=2822,0; Z1=2822,0/(2822,0-2080,0)=3,803;
М2=600,75-119+78,35=560,1т; Z2=560,1/(560,1-438,0)=4,587;
Имеем уравнение:
2982*Ln(3,803)+I2*Ln(4,587)=7790+1783,4-264,1=9309.3;
или 2982*1,336+ I2*1,523=9309,3; отсюда I2=(9309,3-3983,95)/1,523=3496,6м/с или 356,8сек.
А теперь медленно выдохните воздух и оцените смысл результата – вторая ступень РН Сатурн-5 получается была кислородно-керосиновая!? Ну явно не водородная!
Итак, идефикс Прохожего: доказать, что "Сатурн-5" (а заодно и "Дельта-4"
) работают на керосине. Для этого берётся мифические массы и скорости, получается УИ в 356,8 с (4 знака, точно!). Конечно, даже в таких предположениях УИ получается очень велик, на грани теоретического предела для керосина. Керосиновые двигатели с такими УИ (но гораздо меньшей тяги, нежели сатурновские J-2) появились лишь спустя несколько лет после "Сатурнов". Но это не смущает бравого опровергателя... Впрочем, обсуждать детали того, как керосиновый "Сатурн-5" замаскировали под водородный, можно бесконечно. Прохожий рулит, однозначно.
Еще раз смысл наших выводов: залив керосин вместо водорода в несколько большем количестве, и имея на второй ступени ЖРД с удельным импульсом всего 351,5сек, мы смогли "запустить" на орбиту ИСЗ высотой ~400км груз весом 74,7т+3,65т или "Скайлеб" с подставкой. Это значит, что для запуска станции "Скайлеб" совсем не обязательно было иметь "водородные" технологии. Керосина, как видите, вполне достаточно... Да и не факт, что "Скайлеб" действительно весил 74,7т. Отбросьте тонн двадцать - и будет как раз.
Если вы скажете, что пускать в полет полупустой бак это грех – заполните сверху над керосином пространство твердой пеной. И все! Нельзя? Кто сказал? Дешево и сердито!
Правильно! Если цифры не клеются - мы их уменьшим по своему произволу. Массу "Скайлэба", скажем, тонн на 20. Ну или на 70, если совсем уж невмоготу будет. А пустое место заполним пенопластом - не грех, да...