Продолжение...
Далее Прохожий зачем-то вновь переходит к прикидкам на коленке, хотя правильные цифры известны из насовского отчёта
http://klabs.org/history/history_docs/jsc_t/skylab_I_saturn_v.pdf . К тому же начинается мелкое воровство по пустякам, хотя никакой пользы от него уже нет: привычка, что ли?
Запасы топлива первой и второй ступени возьмем согласно вышеприведенным данным – соответственно 2080т и 438,3т. Учтем, что остаточный вес первой ступени нужно увеличить на 11,7тонн (обтекатель) и убрать САС (4т): 174,2+11,7- 4,0=181,9т. Сюда включена также масса переходника между ступенями S-1C и S-II. А вот в сухой вес второй ступени включать переходник третьей ступени пока не будем, так как это характерный элемент именно полетов кораблей Аполлон, и в других полетах может быть и не нужен. Так что ее вес определим как 46,6-3,7=42,9т.
Ну, зачем было красть переходник от 2-й ступени к "Скайлэбу"? И весил-то он меньше 3,5 тонн... Как теперь бедному "Скайлэбу" к станции крепиться? Он же сделан из той же 3-й ступени "Сатурна-5", значит, и крепиться должен примерно так же... Нет, надо было украсть.
Мелочь, а неприятно.
Окончательный результат Прохожего выгодно отличается от его прежней версии:
В итоге оглашаю результат – масса полезной нагрузки равна ≈105±2 тонн (в т.ч. вес адаптера полезной нагрузки).
...
Соответственно изменение на ±2 тонн полезной нагрузки меняет полную идеальную скорость примерно на ±50м/с
Ну и откуда тут адаптер полезной нагрузки, если его недавно украли и не вписали в расчёт?
И вообще цифры во всём расчёте, сделанном на коленке, отличаются от действительных (приведённых в пэдээфэшнике), на 5 - 7 процентов. Такова же и действительная ошибка окончательного результата...
Но важно не это. Важно, что раньше у него было 119 тонн. Порка пошла впрок: цифра уменьшилась на ~13 % и теперь уже почти соответствует официальной версии НАСА! Во всяком случае, уже лежат в пределах ошибок. Осталось только внести мелкие поправки:
Ню, на самом деле у нас украли маленький переходничок, так что масса незначительно уменьшается до 102 тонн, во-вторых, мы чуть недооценили (порядка 50 м/с) потери, так что в итоге имеем ок. 101 тонны. И ошибка будет - примерно по ~100*Exp(ΔV/9,8*425)~=100*[Exp(120/9,8*425)-1]~=3 тонны (эту цифру можно смело увеличить в полтора-два раза, учитывая, что в подсчётах использованы неточные цифры). В общем,
(101±5) тонны, в точном соответствии с версией НАСА.
На вопрос Прохожего - как это получается:
Вы спросите, ну и что тут такого? Правильно! Результат вполне закономерен - если во всех полетах масса объекта на орбите ожидания составляла грубо 135 тонн, то вывести чистых 105 тонн на указанную орбиту 450км ×50º труда не составит. Пикантность ситуации заключается в том, что 14 мая 1973г было выве6дено всего 74,7 тонн на орбиту ~ 430км ×50º . Или менее 75% от возможного. Именно столько весит станция «Скайлеб» в официальной версии. А где все остальное?
Я понимаю, что мои критики тут же разыщут мемуары о том, что сверху в ракету накидали кирпичей, либо поставили болванку из чугуна для балласта, в крайнем случае, сливали, доливали, выливали, переливали, разливали на троих, и все из одного штуцера, не выезжая из гаража.
- ответ простой и незамысловатый, следующий из уже указанного пэдээфэшника. Пациент взял для массы 2-й ступени (без переходника) 42,9 тонн, тогда как сухая она весила 36,7 тонн, плюс топлива в ней осталось ок. 13,5 тонн - всего ок. 50 тонн. Значит, 7 тонн долой. Ещё ок. 12 тонн весил обтекатель, да 5 тонн неотделившийся переходник к 1-й ступени. Остаётся 101-(7+12+5)=77 тонн. Можно сказать, тютелька в тютельку сходится, правда, ошибка оценки ±5 тонны.
Словом, Прохожий снова доказал, что официальная развесовка НАСА полностью соответствует формуле Циолковского, и что уличить на этом пути злобных насовцев никак не получается...
Труд Прохожего щедро вознаграждён правильным результатом, впрочем, заведомо известным.
К сожалению, получив сей достойный результат, пациент не сумел им воспользоваться и не нашёл ничего лучшего, как искать порок в самой весовой раскладке "Скайлэба"... И тут опять не обошлось без проблем:
Скажу больше – после первого выхода в свет этой статьи были обнаружены «отчеты» НАСА о запуске «Скайлеб» на орбиту ИСЗ. Это PDF-файл с ксерокопией отчета. В конце там есть ксерокопии подписей членов комиссии. С учетом того, что копия скверная, почти факсовая, многие цифры размыты, все это выглядит очень смешно. Особенно факсимиле подписей.
Ну, что тут смешного? Отчёт как отчёт, ничем не хуже других, которыми Прохожий активно пользовался... И если раньше у него были причины для натуженных смешков, ибо официальные цифры не сходились с его мазнёй, то теперь, после работы над ошибками, всё наоборот: отчёт лучшим образом подтверждает правильность исправленных расчётов пациента. Казалось бы, живи и радуйся.
Ан нет:
Однако дальше началось самое интересное. А что собственно входит в эти 147т? Оказалось, что кроме самой станции, НАСА якобы тащила на орбиту всякий разный хлам.
Судите сами: был выведен на орбиту обтекатель весом почти 12т. Этот факт воистину не имеет аналогов в природе. Зачем обтекатель тащить на высоту 450км? Обычно этот элемент конструкции опадает на высотах 90÷130км. Дальше просто воздуха уже нет.
Ну как же это не имеет аналогов? На орбиту за прошедшие десятилетия была вытащена целая куча головных обтекателей. Первейший из них - это обтекатель, под которым был упрятан самый первый спутник - ну, 4-е октября 1957-го, бип-бип, всё такое... Тащили ведь? Или действительно "не имеет аналогов"? Тады и 1-го спутника не было, да...
...Излишним будет писать, зачем этот обтекатель отправился на орбиту: он служил опорной фермой для астрономического блока АТМ, каковой крепился перед стыковочным узлом на довольно хлипкой раскладной ферменной конструкции, и после вывода на орбиту переводился в рабочее положение. Сама ферма не могла выдержать веса блока, увеличенного перегрузкой, и этот вес воспринимался переходником - вплоть до прекращения перегрузки, т. е. до выхода на орбиту. 4 лепестка оного обтекателя задокументированы в COSPAR под номерами 1973-027D, 1973-027E, 1973-027F, 1973-027G (
Space Launch 1973-027 ), каковые и наблюдались вплоть до входа их в атмосферу.
Остаток топлива тонн двенадцать.
Часть этого топлива (ок. 6 тонн) Прохожий уже включил в свою массу 2-й ступени. Осталось ещё 7.
Еще там сказано, что не отделился переходник первой ступени весом 5 тонн. И его тоже взяли с собой на орбиту. Видимо так было запланировано, иначе баланс не сойдется. Я молчу о том, что конец этого переходника-юбки расположен дальше среза сопел ЖРД второй ступени. А значит, работающие двигатели будут раскалять газами стенки переходника до высоких температур. Проще говоря, в жизни это должно было закончится аналогично полету «Челленджера».
На самом деле этот переходник летел, при включённых движках 2-й ступени, на
КАЖДОМ "Сатурне-5". Только по плану он летит около полуминуты, а тут пролетел до самой орбиты. Прошлые "Сатурны" у Прохожего с этой точки зрения претензий не вызвали - возможно, в каких-то скрытых от нас расчётах он продемонстрировал, что за 30 секунд несчастный 5-тонный переходник не успеет "раскалиться до высоких температур", а за 6 минут успеет... Но эти расчёты он сохранил в тайне и доказательств своим выводам, увы, не представил...
Затем следют претензии к самой станции:
Элемент Длина, м Диаметр, м Объем, м3 Масса, т
Причальная конструкция 5,2 3,0 30 6,3т
Астрокомплект АТМ 4,5 3,4 5,05т
Шлюзовая камера 5,2 3,2 17 22,2т
Отсек оборудования 0,9 6,6 2,05т
Орбитальный блок 14,6 6,6 275 35,4т
Итак, все это барахло в сумме тянет на 71т всего-навсего. А по официальным данным должна быть 77т. Уже нестыковка.
И это с двумя солнечными батареями. Но Скайлебу не повезло - в полете потеряли одно "крыло" - солнечную панель по одному из бортов. Улетела, унесенная ветром. Так что из 71т вычтем 3,3т на ветер. И нам останется реально 67,7т...
Говорят, еще тонн пять-шесть - это харчи, вода, и т.д. Ну-ну, это ж сколько лет можно кормить трех астронавтов?
Увы, куда делись несколько тонн, понять легко. АТМ весил не 5,05 тонн, а более 11 тонн, т. е. на 6 тонн больше (
table2.48 ,
Space Stations - Skylab ,
Skylab ATM ). Так что вот оно 71+6=77 тонн и получается.
(Еда и вода весили, кстати, ок. 3,6 тонн, как это известно из статьи Маркова "Скайлэб" в одном из номеров "Земли и Вселенной" за 2004-й год. Плюс кислород, плюс зубной порошок.
) Ну а откуда убогий взял солнечную батарею массой аж в 3,3 тонны - малопонятно. Согласно насовскому отчёту, станция на орбите весила на 1 тонну меньше предусмотренного - это и масса унесённой батареи, и метеорного щита... Так что без с обтекателем получается - ~76+12~=88 тонн. А может, и 89 тонн, если оторванные детали уже входят в отчётные цифры. Почти в точности равно официальной цифре (88,6 тонн), даже жаль, что ошибка плюс-минус 5 тонн.
...Впрочем, кажется, ясно, где Прохожий нашёл солнечную батарею в 3,3 тонны:
На фото слева: "Скайлеб" с одним "крылом".
Дело в том, что масса станции планировалась 77т. Однако в полете левое "крыло" потеряли. Осталось от комплекса всего 74,7т.
Цифры в 77 т и 74,8 т встречаются в разных источниках. Очевидно, опровергатель отнёс эту разницу на счёт потерянной солнечной батареи.
Источник этой фантазии - та же дурная голова...
Вероятнее всего, разница проистекает из учёта/неучёта запасов на борту - той самой еды-воды-кислорода: если добавить к распространённой цифре по массе "Скайлэба" в 74,8 тонн ещё 3,6 тонн запасов, получится как раз чуть больше 77 тонн (последняя цифра - округлённая, не удалось найти в сети более точное её значение).
Потом пациент оценивает бедную шлюзовую камеру и даже говорит, сколько она должна весить:
Или взять неведомую "шлюзовую" камеру весом 22т - это больше советской станции Салют! Смотрите - средняя плотность пространства камеры 22/17≈1,3т/м3 Но ведь внутри нет ни топлива, ни чего-то тяжелого. Такое впечатление, что отсек заполнен даже не водой, а песком... А ведь советская станция была в три раза длиннее - 15м; и шире в диаметре - 4,15м. Из чего же они делали эту камеру - из свинца!? Такой отсек должен весить втрое меньше ~7т.
Зачем он делит массу на ПОЛЕЗНЫЙ объём - непонятно. Полный объём отсека ок. 42 м3, так что его средняя плотность порядка 0,5 т/куб.
...Впрочем, почему этот отсек так тяжёл, хорошо известно: в нём хранились все запасы и находилась куча оборудования: "Шлюзовая камера ... обеспечивала выход астронавтов в открытый космос. В ней свободно размещались два астронавта в скафандрах, а на внешней поверхности - бОльшая часть запасов расходуемых материалов, оборудование систем энергопитания, жизнеобеспечения, связи, обработки и регистрации данных" (Марков). Словом, эта самая камера и была как пол-"Салюта", да ещё и с запасами...
Жалко, прохожевским оценкам, сколько "должен" весить этот отсек, нету обоснований... 7 тонн? Да там только запасы весили больше половины этой цифры.
Очевидно, достаточно полную информацию об этом модуле можно получить, заказав в НАСА следующий документ:
TITLE: MSFC Skylab airlock module, volume 1
Document ID: 19740018208 N (74N26321) File Series: NASA Technical Reports
Report Number: NASA-TM-X-64810-VOL-1
Sales Agency & Price: CASI Hardcopy A99 CASI Microfiche A06
Authors: (Author(s) Not Available)
Published: Apr 01, 1974
Corporate Source: NASA Marshall Space Flight Center (Huntsville, AL, United States)
Pages: 631
Contract Number: None
NASA Subject Category: SPACE VEHICLES
Abstract: The history and development of the Skylab Airlock Module and Payload Shroud is presented from initial concept through final design. A summary is given of the Airlock features and systems. System design and performance are presented for the Spent Stage Experiment Support Module, structure and mechanical systems, mass properties, thermal and environmental control systems, EVA/IVA suite system, electrical power system, sequential system, and instrumentation system
Прохожему удалось найти даже опечатку в БСЭ:
Зато Советский ежегодник БСЭ (3) за 1974г. поместил такую информацию:
"Запуск станции «Скайлэб». Станция «Скайлэб» (без космонавтов) была запущена двухступенчатой ракетой-носителем «Сатурн-5» 14 мая 1973 г. и выведена на орбиту с высотой перигея 434 км, высотой апогея 437 км и наклонением 50°. Период обращения 93,2 мин. Масса объекта, выведенного на орбиту (станция и вторая ступень ракеты-носителя с остатками топлива), 112 т."
Ну вот мы с вами и ответили - полезная нагрузка была на 147-112=35 тонн меньше, чем объявляли в НАСА.
Ну что ж, находка ценная, но ошибки в БСЭ были всегда. Например, согласно ей же, Гагарин взлетал с космодрома в Западной Сибири: "12 апреля 1961 г. мощная многоступенчатая ракета стартовала с космодрома Байконур (Западная Сибирь)" -
http://epizodsspace.testpilot.ru/bibl/ejeg/1962/62.html . Верный способ доказать, что Гагарин в космос не летал!
...В случай "Скайлэба", очевидно, авторы БСЭ перепутали и указали полную массу объекта, в которую забыли включить сухую массу 2-й ступени. Интересно только, откуда, по мнению Прохожего, могли черпать автобы БСЭ информацию о массе "Скайлэба"? Сами взвешивали его на орбите?!
И под финал - самый смешной "аргумент":
Но это все пустяки. Смешно другое – книга рекордов Гиннеса этот рекорд весом 147т. не признает, и считает самым тяжелым грузом на орбите ИСЗ в истории человечества комплекс ступень №3 - Аполлон-15 весом 140т. Зная тягу американцев фиксировать все свои подвиги и рекорды, ситуация вполне комичная. Так что что-то не срослось в цифрах у поклонников НАСА.
СтОит ли говорить, что 2-я ступень не может рассматриваться как полезная нагрузка, что "Скайлэб" и эта третья ступень ни секунды не летели по орбите вместе, т. к. ступень была отделена от него через 0,2 секунды после отсечки двигателей, когда те ещё тягу не потеряли полностью... Так что деятели из Книги рекордов были правы, хоть и недооценили массу "Аполлона-15" на тройку тонн... Хотя, конечно, изобличать космонавтику на основании Книги рекордов дело неблагодарное... Вряд ли представители Книги рекордов лично присутствовали на орбите вблизи "Скайлэба" и замеряли массу связки в момент разделения, так что сведения у них, пожалуй, всё-таки могли быть только от НАСА.
Все дальнейшие изыскания в Опусе № 3 основываются на допусках "а что было бы, если бы". А что было бы, если бы всего того, из чего состоял "Скайлэб", не было бы? Ну вот так:
Мы хотим вывести только станцию, которая весит 71т по версии НАСА (одно "крыло" отрывать не будем) плюс адаптер груза (тот самый переходник третьей ступени) ~3,7т. Всего 74,7т. А всякий хлам нам не нужен.
Ну конечно, если нужно 75 тонн, то тогда савсэм другое дело получается! Тогда мы сможем сочинить на замену "Сатурну-5" ракету с подходящим керосиновым двигателем вместо водородного. Что? Концы с концами сходятся с трудом? Ну так мы возьмём с запасом:
Да и не факт, что "Скайлеб" действительно весил 74,7т. Мы выше показали: 56т + 3,7т тары ~60т реальная оценка.
В качестве упражнения можно предложить доказать тем же способом, что "Сатурн-5" работал на сыром торфе: достаточно предположить, что "реальной оценкой" его массы будет не 60 т, а, скажем, 6 тонн. Или какая-нибудь отрицательная масса - почему нет?
Кто проверял, был ли вообще "Скайлэб"? Может, он надувной был? Или из пенопласта? В самом деле:
Если вы скажете, что пускать в полет полупустой бак это грех – заполните сверху над керосином пространство твердой пеной. И все! Нельзя? Кто сказал? Дешево и сердито!
О как!
...Я долго спрашивал у Прохожего, как же это насовцы оказались такими идиотами, что даже не знали, когда полагается сбрасывать переходник. Как это они, располагая бюджетом в два с хвостом миллиарда баксов и годами времени, так сильно лоханулись, что даже Прохожий сумел их уличить? И, главное, почему за 30 лет их так никто и не уличил в столь явном абсурде, очевидном даже Прохожему? Похоже, надоел я ему своими вопросами так, что даже удостоился в его опусе такого ответа:
Действительно, а почему? На это можно дать как минимум три ответа:
1. Не придумали ничего лучше.
2. Им казалось, что такая версия вполне релевантная.
3. Они все же надеялись, что водородный J-2 доведут до ума, и все цифры считали исходя из «правильной» версии Сатурн-5. Так как надежды не оправдались, пришлось подгонять под возможности эрзац-Сатурн-5
Такой вот ответ.
Нам остаётся только выбрать, кого считать клиническими идиотами: а) насовцев, которые ничего лучше идиотской версии не придумали, которым эта идиотская версия казалась "вполне релевантной", и, купно с ними, всё мировое "космическое" сообщество, не замечающее этого идиотизма в течение 35 лет; б) или, наоборот, считать клиническим идиотом самого Прохожего, которому, вследствие безграмотности, мнится абсурд в совершенно нормальной насовская версии, ни у одного специалиста не вызывающей подозрений... Бум выбирать из двух альтернатив!