[image]

Опять о Клипере...

Теги:космос
 
1 2 3 4 5 6 7 11

TEvg

аксакал

админ. бан
И потом всякие курсовые системы есть только в КК, а в РН нет? Ну про простоту РН Союз мы конечно знаем, а вот РН Ариан вся начинена электроникой. Чего ее не спасают?
   
+
-
edit
 

avmich

координатор

Вроде бы неоднократно разбирали этот вопрос, нет? Имеется в виду, зачем нужен Клипер, каковы его преимущества - и недостатки - по сравнению с Союзом и т.п.?

Или какие вопросы остались? :) Или просто оценки сильно разнятся?
   

TEvg

аксакал

админ. бан
Если разбирали - ссылки дайте.
   

OlM

втянувшийся

>>электронные блоки автоматической системы сближения и стыковки «Курс».
TEvg> Что представляет собой эта система и сколько она стоит?

Система стоит очень дорого.
...
для экономии средств российским космонавтам приходится снимать систему «Курс» с кораблей «Союз» и «Прогресс» и отправлять его на Землю на американских шаттлах
 


За 2.5 года моратория на полеты шаттлов на станции скопилось много крупногабаритного оборудования
...
Только одних российских систем автоматической стыковки "Курс" на станции скопилось около 10...
 


Кроме того на Союзе масса возвращаемой ПН - 50 кг, а на Клипере в 10 раз больше.
   

TEvg

аксакал

админ. бан
А почему дорого? Сколько там транзисторов? Что нахаляву можно и вернуть - это понятно, на Шаттле-то огромный грузовой отсек зря пропадает.
   

TEvg

аксакал

админ. бан
Я еще согласен что отдельные блоки можно спускать, раз дорогие. А сам корпус корабля можно каждый раз с нуля делать. А нужные блоки в том же отсеке что и космонавты размещать и все.
   

OlM

втянувшийся

TEvg> Я еще согласен что отдельные блоки можно спускать, раз дорогие. А сам корпус корабля можно каждый раз с нуля делать. А нужные блоки в том же отсеке что и космонавты размещать и все. [»]

Практика показывает, что и корпус делать с нуля вовсе не обязательно. ;)
ВА ТКС, МКК "Заря", CRV (X-38) и т.д. Будущее за многоразовыми ПКК. Это объективная реальность спорить с которой, что в "новый забор упираться"...
:D
   

TEvg

аксакал

админ. бан
>ВА ТКС, МКК "Заря", CRV (X-38) и т.д.

И где это все? На бумаге? А КК Союз - летает.

>Будущее за многоразовыми ПКК. Это объективная реальность спорить с которой, что в "новый забор упираться"...

Это чисто субъективное мнение. Может когда освоим трампампацию, тогда будет выгодня многоразовость, а пока летаем на ЖРД..
   

OlM

втянувшийся

TEvg> И где это все? На бумаге? А КК Союз - летает.
Шаттл тоже пока летает и без всякой "трампампации" , и что?


   

avmich

координатор

TEvg> Если разбирали - ссылки дайте. [»]

Да вот же, например :) - несколькими строчками ниже в списке тем.
   
+
-
edit
 

Vyacheslav

опытный

>>Вроде бы ДУ традиционно считается "дорогой" системой, и её вроде бы логично спасать.
TEvg> Движки ракет традиционно имеют ресурс в несколько минут и спасать их ни к чему. [»]

Раработка 60 - х годов НК-31 уже имел ресурс около 20 минут. Это уже не несколько и вполне достаточно для того, чтобы попытаться его спасать Максимальное время работы на стенде 1500 сек , а это примерно 10 стартов
В 1991 г. планировалось завершить наземную отработку модификации двигателя РД-170 на ресурс, обеспечивающий десятикратное полетное использование и дальнейшее совершенствование и развитие в направлении повышения мощности, улучшения удельных характеристик.
 


Однако первый успешный полет РН "Зенит" не стал завершением создания двигателей, потребовалось дальнейшее повышение их надежности. В.П. Радовский вложил много труда для обеспечения безотказной работы 11Д520 и 11Д521. И признаваемая многочисленными "пророками" порочной конструкция двигателя была успешно отработана на 17-кратный полетный ресурс.
 




   
UA Sheradenin #05.09.2005 18:33
+
-
edit
 

Sheradenin

аксакал

А почему 6 посадочных мест это недостаток?
Конеечно же не всегда есть туристы или надобность возить на орбиту кучу народа. Хотя почему бы на неделю не отправить на МКС большую экспедицию поработать и все назад, поджготовив для них большую программу работ и экспериментов?

А потом, ну если летит всего 2-3 космонавта на орбиту чисто по делам, то ведь на пустые места можно взять "несколько мешков брюквы" :) для увеличения ресурса. Или чего другого полезного завезти на МКС... Или привезти обратно с орбиты побольше полезного груза за счет пустых мест ;)

Т.е. по уму использовать в грузо-пассажирском варианте по необходимости.
   
Это сообщение редактировалось 05.09.2005 в 19:10
+
-
edit
 

avmich

координатор

Реальность нынешних полётов на МКС такова, что, во первых, очень не хватает возможности возвращать грузы назад. Шаттлы на приколе, а у Союзов способности возврата грузов крошечные (50 кг). Не факт, правда, что Клипер сможет возвращать всё, что может возвращать Шаттл, даже в пределах его грузоподъёмности "вниз" (500 кг).

Во-вторых, самый ценный ресурс на станции - это время экипажа. В этом смысле экспедиции посещения, пожалуй, всегда должны заполнять Клипер полностью - это лишние рабочие руки, которых так не хватает. Проблемы типа жилья для экипажа, ресурсов СЖО и т.п. - это всё менее существенно и легче пополнимо, чем человеко-часы.

Это такова ситуация на сегодня :) .
   
RU Старый #06.09.2005 21:11
+
-
edit
 

Старый

из курилки
★☆
Блоки системы "Курс" возвращают потому что:
1. Их делают на Украине а хохлы дерут три шкуры.
2. Всё равено Шаттл летит назад пустым. То есть можно догрузить нахаляву.
Если бы блоки делались в России и не было халявного (для нас) Шаттла то возвращать блоки было бы невыгодно. Не забывайте сколько стоит доставка груза Шаттлм а мы ведь за это не платим.
   

TEvg

аксакал

админ. бан
>Да вот же, например - несколькими строчками ниже в списке тем.

Прочитал я эту увлекательную тему. Никакой предрешенности использования многоразовых КК я там не увидел, увидел здоровый скептицизм. :) Я полностью разделяю мнения Ника и Факаса что космическая техника должна быть одноразовой. Они замечательно все объяснили.
   
+
-
edit
 

avmich

координатор

Ну, тогда давай ещё оборотик темы сделаем, если не возражаешь.

С чего начнём? :)
   

OlM

втянувшийся

TEvg> Никакой предрешенности использования многоразовых КК я там не увидел, увидел здоровый скептицизм. Я полностью разделяю мнения Ника и Факаса что космическая техника должна быть одноразовой. Они замечательно все объяснили.

avmich> Ну, тогда давай ещё оборотик темы сделаем, если не возражаешь.
avmich> С чего начнём? :)

Хм...
"Cмешались в кучу кони, люди..." (с)
Для начала разделить "космическую технику" на:
1. средства выведения;
2. автоматические аппараты;
3. пилотируемые космические корабли.

п.№ 3 имеет смысл делать частично многоразовым лет на 10.
С остальным нет смысла заморачиваться многоразовостью.



Модуль кабины - многоразовый.
Фюзеляж с ТЗП - можно поспорить.
Остальное - одноразовое.
   
+
-
edit
 

avmich

координатор

Ну, ты слишком фундаментально подходишь :) . Мне интересно знать, что ТЕвг считает по этому поводу - что существенно, что нет и каковы его оценки текущего и будущего состояния.

Например, с одной только многоразовостью мы можем долго копья ломать. Но надо же сначала знать, что ТЕвг считает.
   

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Я полностью разделяю мнения Ника и Факаса что космическая техника должна быть одноразовой. Они замечательно все объяснили.
 


Никаких аргументов в пользу того, что космическая техника именно должна быть одноразовой, концептуально - приведено не было. Собственно, потому, что их нет и быть не может. Речь была о том, что пока практически всегда многоразовая техника так или иначе оказывается дороже. Но нет веских причин считать, что одноразовая космическая техника принципиально дешевле.
   

TEvg

аксакал

админ. бан
>п.№ 3 имеет смысл делать частично многоразовым лет на 10.

Это ИМХО. Я может думаю иначе.

>Ну, ты слишком фундаментально подходишь . Мне интересно знать, что ТЕвг считает по этому поводу - что существенно, что нет и каковы его оценки текущего и будущего состояния.
>Например, с одной только многоразовостью мы можем долго копья ломать. Но надо же сначала знать, что ТЕвг считает.

Ну ежли так. Я считаю что одноразовая техника де-факто показала себя лучше - она фактически оказалась надежнее, дешевле, проще. Одноразовую технику освоили США, СССР, Франция, Индия, Китай, Израиль - и везде она показала себя с лучшей стороны. Многоразовую технику освоили только США и СССР и показала она себя прямо скажем плохо. Это факты, а против фактов не попрешь.

Конечно можно было сказать что в будущем, учтя ошибки, что только один тип многоразовой техники был попробован и т.д.
Но я считаю что человечество уже выжало что могло с нынешней техники и можно приступать к ее повседневной эксплуатации, а конструирование новой будет иметь смысл только после открытия трампампации. Допустим сделают Спираль или МАКС - что они могут сделать принципиально нового чего нельзя достичь на Союзе к примеру? А ничего. Только утешение сторонникам многоразовой техники.
   

U235

старожил
★★★★★
Мозг "Союза" - электро-механический токораспределитель. Т.е. электронника на уровне знаменитой советской стиральной машинки "Вятка-Автомат" :-) . Часовой механизм по очереди замыкает те или иные контакты, выдавя таким образом команды летящей ракете. Спасать это "чудо техники" просто нет смысла, настолько там все дубово. В "Ариане" это, конечно, сделано на транзисторах и микросхемах, но уровень "мозгов" примерно такой же. По интеллекту Ариан, да и большинство РН, соответствуют где-то программируемому калькулятору. Вся задача их электроники - выполнить заложенную программу полета. Так как система - одноразовая, заморачиваться с высокоресурсным и космическим исполнением нет смысла. Все равно дольше 10-ти минут работать и не требуется. Даже с учетом резервирования блок управления РН получается дубовым и дешевым. А вот если делать носитель многоразовым и возвращаемым, то тогда точно стоимость управляющей электронники взлетит до небес.
   

avmich

координатор

>>п.№ 3 имеет смысл делать частично многоразовым лет на 10.
TEvg> Это ИМХО. Я может думаю иначе.

Да, это мнение.

>>Ну, ты слишком фундаментально подходишь . Мне интересно знать, что ТЕвг считает по этому поводу - что существенно, что нет и каковы его оценки текущего и будущего состояния.
>>Например, с одной только многоразовостью мы можем долго копья ломать. Но надо же сначала знать, что ТЕвг считает.
TEvg> Ну ежли так. Я считаю что одноразовая техника де-факто показала себя лучше - она фактически оказалась надежнее, дешевле, проще.

Сравнение нескольких капсул (Восток, Восход, Союзы, Меркури, Джеминай, Аполлон) проводится практически с одним Шаттлом. Мне кажется, достаточно мало количество данный, чтобы делать однозначные выводы.

TEvg> Одноразовую технику освоили США, СССР, Франция, Индия, Китай, Израиль - и везде она показала себя с лучшей стороны.

Со всеми присущими такому подходу ограничениями. Кстати, если мы говорим о пилотируемых кораблях, то оставим только СССР, США, Китай.

TEvg> Многоразовую технику освоили только США и СССР и показала она себя прямо скажем плохо. Это факты, а против фактов не попрешь.

В целом программа Шаттл показала себя дорогой и опасной. Это из её минусов. Из плюсов - большая грузоподъёмность одним куском, меньшие перегрузки и т.п. Поэтому однозначно плохо она себя не показала - по каким-то параметрам плохая, по каким-то - нет.

TEvg> Конечно можно было сказать что в будущем, учтя ошибки, что только один тип многоразовой техники был попробован и т.д.

Согласен.

TEvg> Но я считаю что человечество уже выжало что могло с нынешней техники и можно приступать к ее повседневной эксплуатации, а конструирование новой будет иметь смысл только после открытия трампампации.

Это мнение. У меня оно, может, другое.

TEvg> Допустим сделают Спираль или МАКС - что они могут сделать принципиально нового чего нельзя достичь на Союзе к примеру? А ничего. Только утешение сторонникам многоразовой техники.[»]

Так можно утверждать, что автомобиль не может принципиально сделать ничего нового, чего не может сделать телега с лошадью. И на этом основании заявлять, что автомобиль не нужен, дорог, вреден и т.п.

Конечно, любая аналогия - это только аналогия, может быть верной только до какой-то степени. Однако - корабли типа Шаттла, Бурана, Клипера, Спирали лучше, чем корабли Меркури, Джемини, Союз, Аполлон, ТКС, Шэньчжоу по ряду качеств. Вот за эти качества и делают крылатые аппараты. И это не "ничего" - утешением сторонникам многоразовости оказываются вполне конкретные качества. Большинство людей вот автомобиль предпочитают лошади :) . Поэтому моё мнение - имеет смысл делать новую технику, даже если она не даёт революционных, скажем, преимуществ (чего-то, чего нельзя было сделать раньше на старой технике), а только в достаточной степени улучшает имеющиеся качества (опять аналогия, стиральная машина Вятка-Автомат проигрывает новому Индезиту в покупательских предпочтениях - а ведь делает в принципе то же самое). Мнения разные - кому надо, хочется или у кого, может, деньги ограничены, пусть летает на более старой, дешёвой технике. А кому надо и кто может - на новой, с новыми качествами.
   

OlM

втянувшийся

>>>п.№ 3 имеет смысл делать частично многоразовым лет на 10.
TEvg>> Это ИМХО. Я может думаю иначе.

Пока мое ИМХО совпадает с ИМХО проектировщиков Клипера и CEV. ;)

TEvg>> Ну ежли так. Я считаю что одноразовая техника де-факто показала себя лучше - она фактически оказалась надежнее, дешевле, проще.

Если речь идет о космической пилотируемой технике, то ответьте пожалуйста, долговременные пилотируемые орбитальные станции (ДПОС) они многоразовые или нет? ;)
Если о космической технике вообще, то почему для безпилотных автоматических спутников максимально увеличивают срок службы на орбите?

TEvg>> Допустим сделают Спираль или МАКС - что они могут сделать принципиально нового чего нельзя достичь на Союзе к примеру?

Если не повторять ошибки Шаттла, то многоразовая техника должна сократить расходы по ее эксплуатации.

avmich> Однако - корабли типа Шаттла, Бурана, Клипера, Спирали лучше, чем корабли Меркури, Джемини, Союз, Аполлон, ТКС, Шэньчжоу по ряду качеств.

Хотелось бы уточнить по ТКС и Шэньчжоу. ВА ТКС многоразовая техника. ФГБ ТКСа то же нельзя прировнять к БО КК Союз. (к вопросу о многразовости/одноразовости ДПОС)
Последнее утверждение относится и к орбитальному модулю Шэньчжоу. Кроме того после полета 5-го было официально объявлено, что СА может использоваться многократно. (правдивость этого утверждения может подтвердить только время)
   
Это сообщение редактировалось 11.09.2005 в 04:11

avmich

координатор

avmich>> Однако - корабли типа Шаттла, Бурана, Клипера, Спирали лучше, чем корабли Меркури, Джемини, Союз, Аполлон, ТКС, Шэньчжоу по ряду качеств.
OlM> Хотелось бы уточнить по ТКС и Шэньчжоу.[»]

Речь идёт не о том, что многоразовые (хотя, на мой взгляд, ТКС и Шеньчжоу, если и многоразовые, то в существенно меньшей степени, чем даже Клипер), а о том, что крылатые. Мы обсуждаем разные стороны Клипера в этой теме...

   

OlM

втянувшийся

avmich> Речь идёт не о том, что многоразовые (хотя, на мой взгляд, ТКС и Шеньчжоу, если и многоразовые, то в существенно меньшей степени, чем даже Клипер), а о том, что крылатые. Мы обсуждаем разные стороны Клипера в этой теме... [»]

Тема этого топика Клипер - спору нет. И так как пока большинство проголосовавших в принципе "за" этот КК, то вполне логично обсудить разные стороны Клипера, но...

TEvg>>> Я считаю что одноразовая техника де-факто показала себя лучше - она фактически оказалась надежнее, дешевле, проще.

Товарисчь ;) в принципе против любой многоразовости в космической технике с крыльями или без. А практика показывает, что стремление к многоразовости возникало давно и до сих пор не угасло, и даже наоборот... Единственно что изменилось, то это стремление не к "многоразовости любой ценой", а к "экономической целесообразности". Если на практике видно, что целые узлы, системы и даже модули КК могут быть использованны повторно и их межполетное обслуживание дешевле созданию новых без потери надежности, то такой многоразовости быть. Та же практика показывает, что наиболее затратными в межполетном обслуживании являются теплозащита и ДУ, но ни как не электроника.
   
1 2 3 4 5 6 7 11

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru