Конструктивно лунный корабль должен быть подобен кораблям Apollo (CEV), или Л3. Т.е. его отсеки должны выстраиваться в линию: служебный отсек с маршевой ДУ, спускаемый аппарат (орбитальный отсек), лунный модуль. Данная компановка подразумевает диаметрально противоположное расположение ДУ и стыковочного узла относительно СА. На Клипере же и ДУ и СУ находятся сзади. Т.е. если к Клиперу сзади пристыковать лунный модуль, то уже не останется места для ДУ. Если же ДУ пристыковать к ЛМ, то это потребует сложных операций расстыковки/стыковки на окололунной орбите, или по пути к Луне, что весьма сложно. Правда, по всей видимости есть возможность пристыковать РБ к носу Клипера, но это потребует опять таки операция перестыковки на LEO, или дополнительного третьего запуска, что еще хуже.OlM, 23.09.2005 16:46:39:А конкретнее, в чем проблемы?
В принципе, я с вами согласен. Но вы говорите о специализированном грузовом корабле, для снабжения МКС. Я же имел ввиду транспортный корабль, выводящий КА на низкие околоземные орбиты, способный проводить ремонт этих самых КА силами космонавтов, а так же способный снимать с орбиты особо ценные КА небольшие по размерам и массе. Т.е. это должен быть эдакий мини-шаттл, так как грузовой корабль а-ля "Прогресс" на такое не способен.OlM, 23.09.2005 16:46:39:Для транспортировки крупногабаритных грузов необходим специализированный грузовой транспортный корабль и желательно беспилотный.
Прямое сравнение транспортного корабля класса Клипер с американским Space Shattl'ом считаю не совсем уместным.OlM, 26.09.2005 14:15:03:
ЛОС - это Лунная Орбитальная Станция?OlM, 26.09.2005 14:30:02:Это если сценарий полета к Луне, как у Apollo.
А если через ЛОС?
Если спутнику 15 лет, то скорее всего его действительно не зачем снимать. Но ведь возможны ситуации, когда новый спутник не вышел на рассчетныю орбиту, или АМС застряла на околоземной орбите из-за отказа РБ. А может быть и старый спутник нужно снять, если на его борту есть что-то ценное, или опасное для Земли в случае неконтролируемого спуска с орбиты.OlM, 26.09.2005 15:33:29:В чем ценность снятого с орбиты спутника 15-летней давности?
Почему для этого необходимо использовать пилотирумый КК? (масса ВА, центровка и пр.).
Пилотируемый космический корабль разрабатывается как элемент транспортной системы обслуживания орбитальных комплексов (станций) на околоземных орбитах высотой до 500 км и выполняет следующие основные задачи:
- доставка на орбитальную станцию и возвращение на Землю экипажа и полезного груза;
- возвращение со станции на Землю результатов исследований и экспериментов;
- выполнение функции корабля-спасателя для эвакуации экипажа станции на Землю при возникновении экстремальной ситуации (при нахождении корабля в составе станции);
- выполнение отдельных полетных операций в процессе дежурства в составе станции в рамках располагаемых ресурсов корабля;
- удаление со станции отработавшего свой ресурс оборудования, продуктов жизнедеятельности и т.д.
ПКК «Клипер» с необходимым дооснащением обеспечивает:
♦ выполнение целевых пилотируемых полетов, предусматривающих эксперименты и исследования в автономном полете, включая отработку систем и элементов перспективных космических аппаратов;
♦ обслуживание кооперированных КА (регламентные и ремонтно-восстановительные работы, маневры коррекции орбиты);
♦ выполнение коммерческих космических полетов (например: посещение группой туристов орбитальной станции).
Дооснащение корабля под различные целевые задачи предполагается проводить в основном за счет доработок агрегатного отсека. При этом допускается исключать из состава корабля системы и агрегаты, обес-печивающие взаимодействие со станцией, например систему стыковки, систему взаимных измерений, средства межбортовой связи и т.д.
НК №7 2005г.
Чтож, пожалуй я соглашусь с Вами. А как Вы видите использование Клипера для полетов к Луне в комплексе с ЛОС?OlM, 26.09.2005 17:05:38:Тогда для решения этих задач лучше создать специализированный аппарат, если расчеты покажут его экономическую целесообразность. Попытка создать гиперуниверсальный КК на все случаи жизни обернется его малой эффективностью в повседневной работе.
А вот тут то и проблема. Если РБ будет пристыкован к Клиперу сзади, то как он будет стыковаться с ЛОС? РБ ведь должен использоваться дважды, как при разгоне от Земли к Луне, так и на обратной трассе полета. Или перед стыковкой с ЛОС он будет его сбрасывать? Тогда на чем возвращаться обратно?OlM, 26.09.2005 18:58:55:Так же, как и для МКС. С тем отличием, что для полета к ЛОС и обратно необходим РБ. ЛОС - причал для ЛК, ПТК (лунный Клипер), ГТК и перевалочная база для космонавтов.
НК №7 2005г.
Штатная ДУ Клипера - это не САС случайно, или у него помимо САС в хвосте еще какая-то ДУ стоит?Dem_anywhere, 28.09.2005 17:22:23:И скорей всего для последнего подойдёт штатная ДУ Клиппера (с соответствующим запасом топлива).
Т.е. вы предполагаете полет по однопусковой схеме? И какая же тогда РН для этого понадобится? Гипотетическая Ангара-100?Т.е. никаких перестыковок, даже после взлёта с Земли - мы уже с лунником состыкованы.
И на сколько реально произвести расстыковку АМС с неработающим РБ и последующую стыковку с новым?Тогда к нему нужно другой РБ запустить
Если беспилотный КК может захватить на орбите КА и вернуться на Землю, то ради Бога!Ну это да. Но под это дело нужен специальный ВА. Беспилотный.
Думаю, так же, как это и сейчас делают.А вот кстати - как, например, на МКС гироскоп новый привезти?
Если универсальность приводит к маразму, то тогда следует для каждой конкретной цели делать свою модификацию корабля, и эксплуатировать их отдельно. Может так и выгодней.Делать негерметичный отсек для того, чтобы разместить в нём герметичный - это маразм
Штатная ДУ Клипера - это не САС случайно, или у него помимо САС в хвосте еще какая-то ДУ стоит?Dem_anywhere, 28.09.2005 17:22:23:ALexx> И скорей всего для последнего подойдёт штатная ДУ Клиппера (с соответствующим запасом топлива).
На «Клипере» ОДУ включает 32 ЖРД двух типов. В качестве маршевых двигателей предлагается использовать 8 ЖРД тягой по 50 кгс; в качестве двигателей причаливания и ориентации (ДПО) - 24 ЖРД тягой по 24 кгс.
ДУ САС для «Клипера» представляет собой 8 РДТТ, установленных на коническом переходном отсеке между кораблем и РН.
Если универсальность приводит к маразму, то тогда следует для каждой конкретной цели делать свою модификацию корабля, и эксплуатировать их отдельно. Может так и выгодней.Делать негерметичный отсек для того, чтобы разместить в нём герметичный - это маразм
Суммарная тяга маршевых двигателей составляет 400 кгс. Этого достаточно для возвращения с окололунной орбиты на Землю? Дело не в тяге, дело в том, сколько этой ДУ топлива потребуется для выдачи необходимого импульса? Кстати, на каком топливе эти двигатели работают?OlM, 29.09.2005 14:31:25:На «Клипере» ОДУ включает 32 ЖРД двух типов. В качестве маршевых двигателей предлагается использовать 8 ЖРД тягой по 50 кгс;
Стартовая масса до 13000 кг
Система хранения и подачи компонентов топлива для ОДУ, располагающаяся в АО и ВА, содержит ~1350кг кислорода и ~750кг спирта.
этиловый спирт, который имеет максимальную скорость истечения продуктов горения при полном сгорании 4 180 м/сек. Практически же скорость истечения продуктов горения равна ~ 2 000 — 2500 м/сек.
А какова суммарная тяга двигателей САС? Интересно, разработчики прорабатывали такой вариант её использования?Dem_anywhere, 29.09.2005 16:20:56:Кстати, при однопусковом методе её использовать до расстыковки с ЛМ/РБ не получится - так что на неё и возложить сход с лунной орбиты.
Увеличивается, но создать ракету 100-тонного класса может оказаться не под силу. Даже американцы пошли по пути двухпусковой схемы. Значит так все таки дешевле, хоть масса корабля и возрастает.Ну а что делать-то? От количества пусков суммарная стартовая масса только увеличивается...