Губернаторский панцирь.
09.01.2006
Вячеслав Дудка возглавил область, чтобы избежать скандала в связи с провалом крупного экспортного заказа КБП.
Даже спустя полгода после назначения Вячеслава Дудки губернатором области многие наблюдатели задаются вопросом: почему именно на малоизвестного главного инженера КБП пал выбор президента? Отчасти «Тульские Prяники» ответили на этот вопрос, когда спрогнозировали (а можно сказать, и угадали), что именно Дудка станет новым тульским губернатором. Однако мы вынуждены продолжить наше расследование.
На этот раз мы решили навести справки по месту прошлой работы Вячеслава Дмитриевича Дудки, а именно в Конструкторском бюро приборостроения, всемирно известной компании, которую возглавляет Аркадий Георгиевич Шипунов, под началом которого долгое время трудился Вячеслав Дудка, сначала военпредом, а затем с 1998 года - главным инженером известного оборонного предприятия.
В конце прошлого года закончился срок контракта стоимостью 734 млн. долларов США, заключенного КБП еще в 2000 году на поставку Объединенным Арабским Эмиратам новейшего зенитно-ракетного передвижного комплекса «Панцирь-С1» (ОАЭ заплатило 367 млн. долларов КБП, а еще 367 млн. долларов были засчитаны в счет погашения госдолга РФ перед ОАЭ). Согласно договоренностям, в течение двух лет (до 2002 года) КБП должно было завершить опытно–конструкторские разработки по "Панцирю" и затем в течение трех лет (2003-2005 гг.) поставить в ОАЭ тремя партиями 50 комплексов (12, 24 и 14 единиц). Контракт так и не был выполнен.
Как сообщил «Тульским Prяникам» компетентный источник, выполнение этого важнейшего экспортного заказа курировали главный инженер предприятия Вячеслав Дмитриевич Дудка и главный конструктор по направлению - начальник отделения ГУП «КБ приборостроения» Владимир Иванович Образумов. Как известно, в настоящее время ответственные руководители КБП благополучно поменяли место работы и, следовательно, никакой ответственности за неисполнение важнейшего для предприятия контракта нести не будут.
В связи с этим напрашивается вывод о том, что уход Вячеслава Дудки с предприятия был вполне закономерен, причем надо полагать он сам лично очень хотел этого. Помог случай. Поскольку Василий Стародубцев в силу возраста не мог быть назначен губернатором, а другие достойные кандидаты отказались (среди них, кстати, были и представители тульской «оборонки»), выбор президента пал именно на Дудку. Впрочем, не исключено, что в Кремле нашлись влиятельные лоббисты, которые сделали все, чтобы кандидатура главного инженера КБП была выбрана Владимиром Путиным.
Судя по всему, вопрос по кандидатуре Дудки решился в самый последний момент. Немалую роль в этом сыграл и тогдашний губернатор Василий Стародубцев, которого уговорили согласиться, чтобы его преемником стал безвестный главный инженер КБП. (Теперь, надо полагать, он очень об этом жалеет).
Как отнесся к уходу Дудки и Образумова с предприятия сам Аркадий Шипунов? На наш взгляд, вряд ли однозначно положительно или отрицательно.
С одной стороны главный инженер, заваливший выгодный заказ, должен был понести ответственность за плохо выполненную работу. С уходом Дудки, тень падает, прежде всего, на начальника КБП Аркадия Шипунова, человека очень авторитетного не только в России, но и далеко за ее пределами. В связи с этим вспоминается выступление Аркадия Шипунова на инаугурации Дудки, в котором он ясно выразился, что не рад назначению представителя предприятия губернатором.
С другой стороны, вряд ли стоит держать на предприятии руководителей, которые не выполнили возложенную на них задачу. Именно поэтому Шипунов должен был с легкостью пережить уход не только Дудки, но и Образумова.
Стоит также отметить еще один штрих в карьере Дудки, который свидетельствует, что отношения его с Шипуновым были далеко не радужными. Как сообщил наш источник в КБП, Вячеслав Дудка давно стремился к самостоятельной роли, однако на КБП ему такой возможности не давали. Когда в обход Шипунова Дудка подал документы на конкурс по замещению должности генерального директора одного из крупных оборонных предприятий, его отношения с начальником КБП окончательно испортились. К чести Аркадия Георгиевича Шипунова, он не стал выносить сор из избы, а возможно даже и помог Дудке стать настоящим начальником, в масштабах всей области.
Следует признать, что провал контракта с Арабскими Эмиратами вряд ли можно целиком и полностью списать на главного инженера предприятия. Заказ КБП на разработку «Панциря» был дан еще 1990 году Главным управлением вооружений Войск ПВО. Этот противовоздушный комплекс должен был защитить от воздушного противника и высокоточных ракет как сухопутные войска, так и различные военные и гражданские объекты. Благодаря мощными авиационным пушкам, «Панцирь» должен был поражать различные наземные цели и живую силу противника.
В соответствии с заказом ГУВ ПВО тульские разработчики разместили ракеты, локатор, пушки на автомобильном шасси автомобиля «Урал». Однако во время испытаний «Панцирь-С1» не смог поражать цели в движении.
По мнению специалистов специальной межведомственной экспертной комиссии и ряда научно-исследовательских институтов Минобороны РФ ЗРПК БД «Панцирь-С1» «не может выполнить поставленные цели и бороться с высокоточными боеприпасами на дальности более 12 км».
В итоге ставка была сделана на ЗРПК ближнего действия «Тунгуска-М2», как новую версию неудавшегося проекта «Панциря», и ЗРК малой дальности «Тор-М1». Однако эти комплексы лишь совместно могли обеспечить высокоэффективную противовоздушную защиту.
К доработке «Панциря» вернулись лишь в середине 90-х годов, когда с КБП ушли специалисты, которые действительно могли решить поставленную задачу. Аркадию Шипунову с огромным трудом удалось все же сохранить часть команды, но какой ценой? Именно тогда бывший военпред, выпускник Тульского артучилиша, Вячеслав Дудка стал главным инженером предприятия (хотя кузницей кадров для КБП всегда был профильный вуз Тульский политехнический институт). Что получилось из этого кадрового решения известно.
Однако история с «Панцирем» еще не закончилась. Хочется надеяться, что безусловно перспективная разработка Конструкторского бюро приборостроения будет доведена до конца и станет на вооружении не только зарубежных, но и отечественной армии. Правда, уже без участия бывшего главного инженера предприятия Вячеслава Дудки.
Титановый Клык
Губернаторский панцирь.