Реклама Google — средство выживания форумов :)
В 50-60 гг. советские конструкторы танков, заинтересовавшись опытом использования ГТД в авиации, попытались установить эти двигатели на гусеничные бронемашины.
Вот так то. У нас дизель оказался жертвой режима ГТД на Т-80 И Абрамсе были первыми...и по всей видимости посленими..В конструкции двигателей семейства 2В применены прогрессивные технические решения, улучшающие их эксплуатационные качества, в частности: газотурбинный наддув; охлаждение наддувочного воздуха; подогрев воздуха при холодном пуске; многотопливность.
Выбор однородных материалов для изготовления ряда важнейших узлов позволил обеспечить пуск двигателя без подогрева картера при низких температурах. Другим важным достоинством двигателей семейства 2В является низкий уровень шума и вибраций.
Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР 1970 г. было предусмотрено использование двигателей семейства 2В также и в народном хозяйстве. Заложенные в конструкцию двигателей запасы прочности позволяли это сделать, что способствовало существенному снижению их стоимости при серийном изготовлении.
Семейство 2В получило широкую поддержку со стороны специалистов и заинтересованных организаций. Начало его разработки было очень удачным. В соответствии с предъявленными требованиями первые образцы 16-цилиндровых двигателей (2В-16-1) разрабатывались в 1976-1977 гг. в расчете на получение мощности 1000 л.с. Однако двигатель такой мощности в то время оказался невостребованным. Затем была задана разработка двигателя мощностью 1200 л.с. (2В-16-2). После проведения в 1985 г. межведомственных испытаний, которые двигатель 2В-16-2 успешно выдержал, …он вновь оказался никому не нужен. Утвержденную к серийному производству конструкторскую документацию сдали в архив.
Главные причины невостребованности двигателя 2В-16-2 состояли в следующем. Во-первых, этот двигатель рассматривался лишь в качестве резервного варианта для танка Т-80, в то время как в качестве основного был выбран газотурбинный двигателя ГТД-1000Т мощностью 1000 л.с. С этим двигателем танк Т-80 и был принят на вооружение в 1976 г. В дальнейшем приоритетное внимание уделялось повышению мощности танкового ГТД. Вначале она была повышена до 1100 л.с., а затем и до 1250 л.с.
Во-вторых, на протяжении всего периода разработки 2В-16-2 руководство министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, к которому относился ЧТЗ, серьезно не задумывались об организации серийного производства двигателя. Разработчикам двигателя не удалось организовать его выпуск ни в министерстве оборонной промышленности, ни в других министерствах.Сразу же после закрытия работ по двигателю 2В-16-2 военным заказчиком была задана разработка унифицированного моторно-трансмиссионного отделения для танков типа Т-72, Т-64, Т-80 с 12-цилиндровой моделью двигателя 2В-12-2 мощностью 1200 л.с. (равной мощности 16-цилиндрового образца). Недостаточная продуманность такого решения вскоре стала очевидной. Двигатель не нашел места даже в танке Т-72 при его модернизации, хотя применительно к нему собственно и создавался (не говоря уже о силовой установке танков Т-64 и Т-80). Повторилась история, произошедшая с 16-цилиндровой моделью. Практически готовый 12-цилиндровый Х-образный дизель мощностью 1200 л.с., как и предшествующие модификации, оказался невостребованным. В качестве важнейшей причины этого выдвигались экономические соображения: стоимость модернизации Т-72 с заменой МТО оказалась столь велика, что более целесообразной сочли разработку совершенно нового танка. Однако двигатель мощностью 1200 л.с. для него был уже слишком слаб.
В этой связи произошла очередная смена ориентира в разработке двигателей семейства 2В с Х-образной схемой расположения цилиндров. Требования в отношении мощности повысились до 1500 л.с. и даже более. Естественно, это потребовало радикального изменения конструкции двигателя и решения целого ряда новых проблем. Разработка двигателей большой мощности семейства 2В продолжается. Вполне очевиден ее перманентный характер.
Процесс пуска газотурбинного двигателя, в отличие от запуска дизеля, более растянут во времени. На пуск ГТД затрачивается 30...60 с, на дизель - 3...5 с. Таким образом, после получения механиком-водителем команды "Запустить двигатель", танк с ГТД целую минуту остается неподвижным, являясь в боевой обстановке удобной мишенью. Длительность процесса запуска газотурбинного двигателя обусловлена необходимостью достижения высокой частоты вращения его турбокомпрессора (примерно в 100 раз выше, чем у дизеля), что требует больших затрат энергии. С этой точки зрения источник питания пускового устройства двигателя должен обеспечивать не менее трех попыток пуска в условиях наибольшего расхода энергии на каждый пуск..
Как свидетельствует практика, при запуске газотурбинного двигателя могут происходить опасные "забросы" температуры газа, продолжительность действия которой оказывает существенное влияние на ресурс двигателя. Максимальная температура газа и продолжительность ее действия, контролируемые перед турбиной компрессора или перед силовой турбиной, являются важными показателями при оценке пусковых качеств двигателя. Явление "заброса" температуры газа при запуске двигателя особенно часто проявляется при высокой (более +30 °С) температуре окружающего воздуха. Наиболее высокая температура газа наблюдается при выполнении повторных, производимых с интервалом 2...3 мин, запусков после глушения двигателя. В этих случаях учащаются неудачные попытки пуска газотурбинного двигателя из-за прекращения подачи топлива форсунками.
Отмеченные обстоятельства вызывают необходимость оценки пусковых качеств силовых установок с ГТД при температурах окружающего воздуха от 30 до 50 °С. Кроме того, должна проверяться также и надежность пуска двигателя через 2...3 мин после его глушения.
.....Главным показателем при оценке пусковых качеств танкового газотурбинного двигателя является его надежный пуск с первой попытки (без всех тех отклонений, которые были рассмотрены выше). Применительно к дизельным двигателям надежным считается даже тот пуск, который произошел с третьей попытки. Танк с газотурбинным двигателем, который запустился только с третьей попытки, может начать движение примерно через 10 мин, что в ряде случаев, особенно при ведении боевых действий, является неприемлемым. Допускается производить подряд три пуска с перерывами между ними не менее 3 мин, после чего необходима выдержка продолжительностью не менее 15 мин. В связи с этим надежность пуска ГТД (с учетом того, что источник питания пускового устройства должен обеспечивать не менее трех попыток пуска) оценивается тремя последовательными безотказными пусками. В случае хотя бы одной неудачной попытки запуска из трех пуск двигателя должен оцениваться как ненадежный.
танк с ... на реактивной тяге авиационными ГТД