hsm, 12.12.2005 16:52:38:Harkonnen> Турбинный Абрамс на 1500 л/с, дизельный Леопард на те-же 1500 л/с и турбинный Т-80 на 1000 л/с появились, в историческом масштабе, практически одновременно.
Harkonnen>[»]
Harkonnen>
Научный комитет сухопутных войск США в 1987 г. отметил резкое увеличение расхода топлива, придавая большое значение трудностям обеспечения войск топливом. Он рекомендовал, чтобы сухопутные войска добивались сокращения расхода топлива на 50%. Но в течение следующего десятилетия не было значительных улучшений, несмотря на неблагоприятное воздействие большого потребления топлива на операции бронетанковых войск во время войны в районе Персидского залива в 1990-1991 гг. Например, темп решающего маневра VII корпуса США, выполняемого по Кувейту, задавался не скоростью его танков М1, а скоростью обременяющего его транспорта снабжения, от которого корпус зависел в отношении топлива.
Как и многие удачные образцы вооружения, Т-72 - результат компромиссов между передовыми конструкторскими решениями, возможностями массового производства, требованиями военных. Большую роль в непростой судьбе этой машины сыграли и подковерные интриги руководителей оборонной промышленности и государства. Т-72 создавался как мобилизационный танк, предназначенный для "большой войны". А стал он "рабочей лошадкой" не только танковых частей Советской Армии, но и ВС многих других стран, участником многочисленных локальных конфликтов второй половины ХХ столетия.
Интересная особенность книги - это сопоставление паспортных и реальных характеристик Т-72, Т-64 и Т-80, трех образцов основных боевых танков (ОБТ), принятых на вооружение в начале 70-х. Авторы утверждают, что многочисленные сравнительные испытания, проводившиеся силами специального танкового батальона ежегодно с 1976 по 1986 г., выявили превосходство конструкции тагильской машины над танками харьковского и ленинградского КБ. К примеру, Т-72, оснащенный дизелем В-46 традиционной конструкции, превосходил Т-64 с его более мощным оппозитным двухтактным 5ТДФ по подвижности на 9%, хотя по паспортным данным их показатели подвижности были фактически равны. Появившийся в армии в 1985 г. Т-72Б с мотором В-84М мощностью 840 л.с. имел среднюю скорость по сухой грунтовой дороге 37,2 км/ч, а его ровесник Т-80У с газотурбинной силовой установкой мощностью 1100 л.с. - 39,3 км/ч. То есть прирост мощности двигателя на 32% увеличил среднюю скорость всего на 5,6%. Факты, приведенные авторами, свидетельствуют о том, что по критерию "эффективность - стоимость" Т-72 превосходил конкурентов.
Весьма любопытен и такой аспект, как пристрастия высших военных руководителей по отношению к тем или иным образцам ВВТ и их компонентам. Известно, что министр обороны СССР Дмитрий Устинов был страстным приверженцем использования ГТД в качестве силовой установки танка. В книге показано, как это отразилось на работах по созданию перспективного четырехтактного танкового дизеля 12ЧН, начавшихся в 1974 г. в ХКБМ: "Но дальнейшие работы по дизелю 12ЧН распоряжением высшего руководства страны были прекращены. По свидетельству очевидцев, на одном из совещаний министр оборонной промышленности С.А. Зверев заявил буквально следующее: "Отныне считать слово "12ЧН" матерным и в моем присутствии не произносить". Известен и "первоисточник" запрета: министр обороны Д.Ф. Устинов и его окружение". Чуть позднее под запрет попал и дизель 6ТД. Результатом такой политики стало заметное отставание нашей страны в создании современных танковых дизельных моторов.
Wyvern-2, 12.12.2005 18:13:17:hsm>> Нет, временные рамки гораздо уже - "начало восьмидесятых". [»]
MIKLE> гы. Т-80 в серии с середины 70-х. если-б не слабая ходовая часть исходного Т-64-. [»]
Почему то конструкторы Т-64 плачутся, что Т-80 более унифицирован, в т.ч. и по ходовой, с неудачным Т-72. Разве не так?
Ник
[»]
hsm, 12.12.2005 18:28:52:Harkonnen> В чем же Т-80 больше унифицирован с Т-72 чем с Т-64 [»]
В какой-то программе по ТВ серьезные дядьки-разработчики с гордостью говорили что общего в этих танках только пушка...
[»]
Опыт советских танкистов не совсем показательный. Разумеется, после 700-840 лс дизеля 1000-1250 лс турбина была гораздо быстроходней.
Если сравнивать 1100 лс турбину с 780 лс дизелем и ручной коробкой, то турбина будет лучше, но правильней сравнивать 1500 лс дизель с автоматом с 1500 лс турбиной.
Прoблем не имели, a все рaвнo жaлуются. Дивизия Aбрaмсoв ест вдвoе бoльше тoпливa, чем дивизия М60, егo нaдo дoстaвлять. Xoрoшo, чтo кoлoнны кaк у русскиx в Aфгaнистaне не жгли.