Aaz>> Таки нужно сразу оговорить: либо мы обсуждаем "можно сделать", либо - "выгоднее сделать". В.М.> Ну, "можно" и надфилем самолет выточить - только уж очень "невыгодно".
Володя, вот тут есть некоторый нюанс, о котором я говорю и пишу регулярно и нудно. Дело в том, что в боевых машинах (в пассажирских такие финты не прохонже) оценка экономики производства стала чисто формальной. То есть деньги-то считают серьезно, но вот в составе критерия "стоимость - эффективность" вся серьезность расчетов по первому показателю обесценивается полной потолочностью показателя второго.
И я уверен, что если (несколько утрируя, конечно) сделать конструкцию именно под "вытачивание надфилем", то она будет не настолько уж устрашающей по цене.
В.М.> Я про конец холодной войны, пугать конгресс СССРом с его сверхсамолетами уже никак,..
Да, я тут недавно обговаривал этот аспект с одним коллегой. Проблема Пентагона во многом заключается в том, что им сегодня нечем и некем пугать Конгресс. Индусы - так они должны першими друзьями стать. Китайцы - так там положение тоже сложное, и лучше бы замириться с ними "вокруг Тайваня", потому как отдать его все равно в конце концов придется (Гонконг и Макао - тому примеры). Арабами пугать - так у них авиации нет, под это денег на "Рэптор" не выпросишь...
Короче, хреновая в этом плане у ЮСАФ позиция.
В.М.> Войны типа Иракской как ни странно скорее краткосрочно на руку выбивателям денег.
Да, все было весьма хорошо после первой войны в Заливе, б/м - после Югославии, не настолько смертельно - после Афгана. Но вот ввод войск в Ирак и фактическая невозможность уйти оттуда без потери лица - это был весьма серьезный промах. Не надо было им Саддама ловить...
В.М.> В нынешних условиях им бы и на начало такого проекта не дали денег
Но тут уж холодная война не при чем.
На самом деле "Оспри" не так уж дорог, и это скорее "плановая замена вооружения", чем веьма амбициозные Ф-22 и Ф-35.
В.М.> Потому и очень ими любопытсвую. Они просто как пример построения бизнеса примечательны и поучительны.
Знаешь, у меня, конечно, на эту тему некоторый бзик есть, но я считаю успех "Эмбрайера" во многом предопределенным тем, что во главе команды стоит ИНЖЕНЕР, а не как это модно сейчас, МЕНЕГЕР...
В.М.> И нашему авиапрому в этой части очень многому есть чему поучиться у "страны диких обезьян".
"Щаз!!! тяни губы, готовься..." (с)
Ты можешь представить себе Асланыча, который в Сан-Пауло едет учиться?
Его и в Тулузе-то учить нечему...
В.М.> Если серьезно - а что значит тогда "сделать самолет"? Наличие рабочих и освоенных технологий производства я считаю неотъемлемой частью этого процесса.
Безусловно! Но, повторюсь, мне представляется возможным производство чего-то на "уже имеющемся оборудовании" с преимуществом за счет концепционных и проектных решений (пока еще живы люди, которые это могут). Это даст возможность потом б/м нормально войти в "общемировое русло". Потому что, согласись, тупые "догонялки" могут продолжаться долго. Тот же РРЖ - да пока его до ума доведут (это я чисто гипотетически
), бразильцы опять уйдут вперед.
Рывок, о котором так любит говорить Алешин, нужен. Только делать его надо "по бокой дорожке" - на "магистрали" мы гарантированно не догоним.
В.М.> Иначе "нарисовать" и собрать в одном экземпляре можно почти что угодно.
Вот и надо это сделать, только не "что угодно", а "что нужно".
В.М.> Да и "нарисовать" - как например малозаметность проектировать без соответсвующих расчетных мощностей? Мтдом тыка что ли?
Поскольку я в нее не особо верю, меня этот аспект не особо беспокоит...
Расчетная аэродинамика - другое дело...
В.М.> Ура крикнут недолго, а вот работать как?
Угу. Была в старом "Фитиле" такая миниатюра: "А весь пар в гудок ушел..." (с)
Помнишь, может, ее?..
"Тот, кто надевает шоры, должен помнить, что в комплект еще входят узда и кнут" (Станислав Ежи Лец)